Путин и Эрдоган

Валерий Шувалов: литературный дневник

Ещё совсем недавно, в сентябре, они стояли рядом друг с другом на фоне золочёных куполов самой большой мечети в Европе, которую они торжественно открывали в Москве, демонстрируя всему миру свои добрые отношения. И вот сегодня из друзей они буквально в одночасье превратились в злейших соперников.


Так начинает свою статью, посвящённую президентам России и Турции Путину и Эрдогану, ведущая швейцарская газета Neur Zuercher Zeitung. Газета называет обоих "духовными братьями" и считает, что у них есть много общего. Они даже чем-то внешне похожи друг на друга, хотя Эрдоган выше и на вид крепче Путина. У обоих есть противники в своих странах, но есть и многочисленные сторонники, которые считают их чуть ли не "святыми". В то время как Путин, которому недавно исполнилось 63 года, выстроил в России авторитарную президентскую систему, 61-летний Эрдоган находится ныне лишь в процессе такого строительства. По меткому определению американского журнала Foreign Policy, Эрдоган является по сути "анатолийской версией российского президента".


Родившись в бедной семье в одном из самых криминальных районов Стамбула в 1954 году, Эрдоган вынужден был в детстве торговать булочками с кунжутом, чтобы заработать себе на школьные учебники. Путин родился в 1952 году в семье фабричного рабочего и также жил в очень скромных, а можно сказать и просто бедных условиях в тогдашнем Ленинграде, проводя чуть не всё свободное время во дворе с ребятами и часто дравшись с ними.


Их нынешний абсолютно бескомпромиссный образ действий объясняется, очевидно, тем унижением, которому они подвергались в молодые годы. Эрдоган даже отсидел какое-то время в тюрьме, когда его засекли в 1968 году за чтением какого-то крамольного стихотворения. Бывший агент КГБ Путин также испытал шок, когда в последние месяцы существования ГДР в его штаб-квартиру в Дрездене чуть было не ворвалась разъярённая толпа. Тогда он попросил подкрепления у Москвы и, не получив его, понял, что Советский Союз болен и эта болезнь смертельна, а имя ей "паралич" (Laehmung).


Таким образом, не может не броситься в глаза, что оба они - и Эрдоган, и Путин - пришли власти в своих странах на развалинах предшествующих властных структур. И тот, и другой получили в наследство стрАны, которые находились в жутком экономическом состоянии. Оба добились вскоре определённых успехов и стали искать сближения друг с другом. Оба опирались в соём политическом курсе на религиозную составляющую, являясь фактически "новаторами, породнившимися с своим прошлым". И Путин, и Эрдоган регулярно посещают соответственно церковь и мечеть, причём делают это не только на глазах у прихожан, но и перед телекамерами, открыто демонстрируя всему миру свою набожность.

Оба они являются ярыми приверженцами теории заговора, что, впрочем, вполне объяснимо, поскольку автократы всегда ищут (и находят!) врагов внутри страны и за её пределами, что позволяет им укреплять своё господство и затушёвывать растущую у себя дома коррупцию. Оба рассматривают своих оппозиционеров как "заговорщиков", которыми руководят из-за рубежа, и бросают их в тюрьмы и лагеря при первой же возможности. И разумеется, оба терпеть не могут демократию и боятся её.


Но есть у них не только точки соприкосновения, но и отличительные черты. Разногласия стали с особой очевидностью проявляться после присоединения Крыма к России, что вызвало недовольство крымских татар, которым благоволит и которых поддерживает Эрдоган. Кроме того, он лютой ненавистью ненавидит сирийского президента Асада и настаивает на свержении его режима. Ему очень не нравится военное и политическое сближение Путина с Асадом, и он наблюдает за ним буквально со скрежетом зубовным...


И всё же, заключает свою статью Neue Zuercher Zeitung, несмотря на все разногласия, оба президента, так или иначе, нуждаются друг в друге и вряд ли допустят дальнейшего обострения отношений между Россией и Турцией, которое налицо после трагического инцидента со сбитым российским военным самолётом.



Другие статьи в литературном дневнике: