Почему молчит президент?

Валерий Шувалов: литературный дневник

Трагедия, произошедшая 31 октября с российским авиалайнером А-321 над Синайским полуостровом, по-прежнему не сходит с уст людей и со страниц газет и журналов. Ко всеобщей скорби примешивается вполне закономерный вопрос: как такое могло произойти? На этот счёт высказываются самые различные, порой противоречащие друг другу версии и соображения.


Обычно хорошо информированная столичная газета "Коммерсантъ" пишет в понедельник о трёх наиболее вероятных версиях разгерметизации самолёта, в результате чего он почти молниеносно рухнул на землю: 1) ударная волна, которая могла быть вызвана бомбой, заложенной в багажном отсеке, 2) оторвавшиеся детали двигателя, 3) трещины на несущих конструкциях самолёта, вызванные "усталостью металла", т. е. его структурной дезинтеграцией.


Ни одна из версий не отвергается, но и не принимается как единственно возможная. При этом специалисты исходят из того, что лишь расшифровка данных бортового самописца, или "чёрного ящика", может пролить свет на истинные причины происшедшего.


Сообщается, что российский министр транспорта Максим Соколов и египетские официальные лица с самого начала и почти в унисон стали выдвигать версию о том, что самолёт развалился в воздухе вследствие техничесих неполадок и что возможность теракта исключается. Однако эксперты более осторожны в своих выводах и оценках.


Так, американская The New York Times приводит слова бывшего специалиста по вопросам безопасности в компании "Боинг", сказавшего, что самолёты распадаются на части в воздухе вследствие трёх основных причин: 1)катастрофические погодные условия, 2) столкновение с каким-либо объектом, например другим самолётом или стаей птиц, 3) внешнее воздействие, например бомба на борту самолёта или ракета, запущенная с земли. Судя по всему, первые две причины в данном случае отпадают...


Со своей стороны, авиакорреспондент CNN Ричард Квест отмечает, что по крайней мере необычно ("unusual"), чтобы с самолётом могло что-нибудь случиться через 20 минут после взлета. Коль скоро он смог благополучно подняться в воздух и набрать нужную высоту, управление передаётся автопилоту и в этой ситуации мало что может произойти.


Однако тот факт, что лайнер внезапно взмыл вверх и только потом стал быстро падать, а также то, что многих пассажиров уже без признаков жизни обнаружили на земле пристёгнутыми к креслам ремнями безопасности, говорит в пользу того, что на борту самолёта произошло - или могло произойти - нечто экстраординарное, например драка или потасовка.


Ведущая швейцарская газета Neue Zuercher Zeitung, ссылаясь на мнение экспертов, пишет, что мгновенное падение самолёта с большой высоты может свидетельствовать о том, что в его багажном отсеке была заложена бомба, которая могла быть приведена в действие дистанционно либо при помощи часового механизма.


Гамбургский еженедельник Der Spiegel отмечает, что следователи взяли пробы керосина в Самаре, которым обычно заправлялся авиалайнер. Ранее были проведены обыски и изъятие документов в компании "Когалымавиа", которой принадлежал разбившийся самолёт.


Практически все издания пишут о сюжете, показанном в субботу вечером по каналу НТВ. Корреспондент телекомпании связался с бывшей женой второго пилота авиалайнера Натальей Трухачёвой, которая сообщила, что её бывший муж Сергей позвонил перед вылетом дочери и сказал ей, среди прочего, что техническое состояние самолёта, на котором ему предстоит лететь, "оставляет желать лучшего".


Между тем египетский чиновник, не пожелавший назвать своего имени, сообщил корреспондентам, что перед вылетом из Шарм-Эль-Шейха борт А-321 был тщательно проверен и никаких неполадок или погрешностей выявлено не было. По словам чиновника, в состав комиссии, которая осуществляла проверку, входили также двое русских.


Заслуживает внимания также материал, появившийся в столичной французской газете Le Parisien. Корреспондент газеты связался с бывшим сотрудником французской разведки Yves Trotignon, которому показалось странным, что террористы ИГИЛ, взявшие на себя ответственность за крушение российского самолёта, пишут в своём твиттере о том, что они "уничтожили", а не сбили авиалайнер. Это может косвенно указывать на акт саботажа, а именно на наличие взрывчатых веществ на борту.


Это мнение разделяет и профессор университета Тулузы M. Guidere, специализирующийся на изучении ислама. По его словам, террористы из так называемого "исламского государства" хорошо обосновались на Синае и проникли почти во все организации и в инфраструктуру полуострова, так что вполне вероятно, что они могли устроить акт саботажа и пронести на борт взрывное устройство за некоторое время до вылета.


В эти дни, когда сотни и тысячи людей высказывают свой ужас по поводу происшедшего, когда в центре Петербурга, на Дворцовой площади, собралось большое количество людей, в том числе молодых, чтобы почтить память погибших (см. фото), особо бросается в глаза отсутствие президента Владимира Путина, который сам родом из Петербурга. Он до сих пор так и не появился на телеэкранах и не обратился с посланием к народу. Первое, что напрашивается: ему нечего сказать, или же он дожидается результатов расследования этой катастрофы. Однако в июле прошлого года, когда при известных обстоятельствах был сбит голландский авиалайнер, он немедленно сообщил об этом своему кабинету и попросил всех почтить память погибших минутой молчания, что было незамедлительно показано по всем главным каналам телевидения. Между тем, до сих пор не известно, КТО сбил тот самолёт.


Однако есть и другая версия, которая кажется не менее правдоподобной. С ней накануне выступил в прямом эфире обозреватель радиостанции "Эхо Москвы" Матвей Ганапольский. Вот что он сказал:


Владимир Путин - человек душевный. Мы знаем, как он обнимает собачек и гладит каких-то зверьков. Но у него есть одна важная политическая задача: он делает всё, что может, чтобы не ассоциировать себя как руководителя государства с какой-либо трагедией... Он не может себе этого позволить. Для него важно, чтобы люди, для которых самое важное - телевизор, не ассоциировали его с этой трагедией... Счастье - да, решительные заявления - да, победа русского оружия - да, но падение самолётов - нет!



Другие статьи в литературном дневнике: