Крушение авиалайнера

Валерий Шувалов: литературный дневник

Последний день октября 2015 года был омрачён крупнейшей за последнее время авиакатастрофой, которая произошла рано утром с российским авиалайнером А-321, следовавшим чартерным рейсом из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. В результате падения самолёта, которое произошло по невыясненным пока причинам, погибли все находившиеся на его борту 224 пассажира и члены экипажа.


Если верить информационным сообщениям, которые непрерывным потоком приходили с места события в течение всего дня, то складывается примерно следующая картина:


Аэробус А-321, принадлежащий небольшой частной компании "Когалымавиа" (cокращённо: Kolavia), пролетая утром в субботу над северной частью Синайского полуострова, где неоднократно в прошлом шли бои между египетской армией и радикальными исламистами, внезапно пропал с экранов всех радаров, находясь на высоте примерно 9100 метров. Одновременно с ним прекратилась какая-либо радиосвязь. Это произошло через 23 минуты после вылета авиалайнера из египетского курорта Шарм-эль-Шейх. На его борту находились в основном отдыхавшие, которые возвращались после отпусков домой; среди них три украинца, один белорус, а все остальные - российские граждане.


Как пишет германская газета Frankfurter Allgemeine, самолёт внезапно набрал высоту 10200 метров, после чего начал быстро падать вниз. По свидетельствам очевидцев, которые приводит берлинская Die Welt, cамолёт, развалившись на два сегмента, начал быстро и почти вертикально приближаться к земле и "падал, как камень" ("Danach fiel das Flugzeug wie ein Stein zu Boden, berichten Augenzeugen"). До этого, по некоторым сообщениям, пилот якобы сообщил на землю о технических неполадках и запросил об аварийной посадке.


По мнению экспертов, если бы даже у самолёта отказал двигатель, он не исчез бы сразу с экранов мониторов и связь с ним продолжалась бы ещё в течение некоторого времени. В данном случае и то, и другое произошло практически мгновенно. Ответы на возникающие в этой связи вопросы мог бы дать "чёрный ящик" и голосовой регистратор. Эти приборы уже найдены, и данные с них будут расшифрованы в ближайшее время. Тщательному анализу будут также подвергнуты все найденные в диаметре 5 км обломки самолёта и находившиеся на нём предметы.


Днём в твиттере появилась запись, сделанная членами египетской ячейки ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванты), которые утверждали, что это именно они сбили российский самолёт в отместку за бомбардировки российской авиацией их позиций на территории Сирии. Скрупулёзно проанализировав эту запись, эксперты высказали свои сомнения относительно её содержания. Дело в том, что у террористов, принадлежащих к группировке "исламское государство", действительно есть на вооружении самонаводящиеся ракеты, способные сбивать самолёты. Однако предельная высота полёта в данном случае не может превышать 4500-5000 м. Российский аэробус летел гораздо выше и был таким образом недосягаем для террористов.


Однако эксперты не исключают полностью возможность того, что на борту самолёта могла находиться бомба или же он был сбит, когда начал приближаться к земле, выходя на запрашиваемую аварийную посадку. Всё это предстоит выяснить в ходе следствия, которое может затянуться на долгие месяцы. Ясно одно: данная катастрофа произошла не вследствие так называемого "человеческого фактора". Пилот самолёта, Валерий Немов, считался опытным лётчиком, который налетал в общей сложности 12000 часов, в том числе 3860 часов на аэробусе А-321. Что касается самого аэробуса, то он был построен в 1997 году и налетал 56000 часов, что далеко до предельно допустимой нормы. Он был снабжён всеми сертификатами и прочей необходимой документацией.


По данным статистики, которые приводит американская телекомпания CNN, более 50% авиакатастроф происходит при взлётах и посадках самолётов (чаще при посадках) и лишь приблизительно 10% - в ходе самого полёта, как в данном случае.


Как отметила в своём субботнем комментарии на "Эхе Москвы" Юлия Латынина, в 2011 году мы заняли сомнительное первое место по авиакастрофам в мире, обогнав такие страны, как Нигерия и Чад. Зато мы воюем в Сирии. Существует такая примета: чем лучше летают бомбардировщики, тем хуже летают гражданские авиалайнеры.


Поистине горькие слова, однако с ними трудно не согласиться!



Другие статьи в литературном дневнике: