***Это тихое, прозрачное, но глубоко ранящее стихотворение Александра Шмырина — отчёт о пустоте, написанный чистыми, почти стерильными словами. Структура текста состоит из трёх строф по четыре строки, что символизирует ступени отрицания, осознания и прощания. В первой строфе автор описывает ожидание, нарушенное диссонансом между тем, что должно быть, и тем, что есть. Зима пришла, но снега нет, и осенний свет, который должен был осветить, закрывает тебя, как завеса или пелена. Это символизирует, что осень не отпустила тебя, даже когда пришла зима. Во второй строфе осенний свет утрачивает иллюзию тепла и становится тьмой в другой одежде. Он скрывает, а не освещает. Тогда автор делает два коротких, почти бухгалтерских утверждения: «И снега нет. И нет тебя». Эти строки стоят рядом, как причина и следствие: нет снега — значит, зима фальшивая; нет тебя — значит, любовь была фальшивой или просто без тебя зима невозможна. Третья строфа окончательно подводит итог: «И снега нет. И нет следа. Любовь была. Любовь ушла». Здесь полное опустошение: нет даже следа — ни на снегу, ни в памяти, ни в словах. Фраза «Любовь была. Любовь ушла» — это минималистская эпитафия, констатирующая факт без слёз и обвинений. Ключевые образы стихотворения — снег, свет и след. Снег символизирует чистоту, новизну и возможность начать заново. Его отсутствие — невозможность обновления. Осенний свет — затяжной, тусклый и ложный, он мешает видеть настоящее. В конце он становится равным тьме, символизируя смерть иллюзий. След — последнее доказательство существования, его отсутствие означает, что ты был вычеркнут из мира. Повтор фразы «И снега нет» создаёт ритуал прощания. Автор проверяет реальность, надеясь, что снег пойдёт или ты вернёшься, но каждый раз — нет. С каждым «нет» надежда умирает чуть глубже. Сдержанность стиля усиливает боль. Шмырин не использует восклицаний, метафор или природы как отражения чувств. Всё сухо, точно и почти клинически. Это стихотворение человека, который перестал ждать, но всё ещё говорит себе правду. Итог стихотворения — метафизика отсутствия. Это не «я скучаю», а «мира, в котором ты есть, больше не существует». Зима пришла, но она пуста, как комната, из которой вынесли всё, кроме теней. Самое страшное — не то, что тебя нет, а то, что даже осень, которая так долго тебя прятала, теперь тьма. А снег так и не выпал — значит, новой жизни не будет. Но в этом и есть горькое достоинство автора: он не просит вернуться, а просто называет вещи их именами. В этом — последний жест любви: «Я не буду врать себе, что ты ещё здесь». © Copyright: Александр Шмырин, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|