В защиту матаЭмоций – состояния психики, сопровождающие нас на протяжении всей жизни. Различные психологические школы называют различное количество возможных состояний от 7 до 70, а то и больше. Но даже самые педантичные исследователи не в состоянии назвать точного количества, ведь чем больше заявляется межеумочных эмоциональных форм, тем сложнее провести чёткую грань отделяющую одно состояние от другого (что, впрочем нисколько не мешает нам переживать всё это несчётное многообразие чувств). Может для кого-то это прозвучит банальностью, но всё же скажу – основной задачей поэзии является передача эмоционального слепка человеческой души, своеобразной фотографией внутреннего мира. Да, определение не всеобъемлющее и из него выпадают целые направления стихотворчества, но всё же я считаю, что именно в этом заключается незыблемая основа именно поэтического ремесла, принципиально отличающее его от прочих литературных форм, и, одновременно с этим сближающее с другими несловесными направлениями искусства, прежде всего – музыкой (впрочем, к дело это не имеет никакого отношения). Поэт не просто внятно определяет суть своего внутреннего единомоментного континуума, он – называет вещи своими именами. Так, можно употребить фразу – «всё плохо» и, в каких-то состояниях именно она будет наиболее точным выражением наличествовавшего настроения, хотя, будучи вырванной из контекста, может воспринимается пустой банальщиной; но так же можно сказать – «всё хреново», не эпатажа ради, а как наиболее точно определение. На первый взгляд различия видны только стилистические, но будучи погружённым в произведение целиком, читатель никогда не пожалуется на излишнюю резкость / грубость или же наоборот – на поверхностность констатации (конечно, если мы продолжает говорить о творчестве Поэта-с-большой-буквы). Шнур, в своей песне «Однажды» использует припевное завывание «О-о-о-о, как мне ***во-во-во». Можно считать это фэйком или подспудным желанием, следуя имиджу, бездумно компилировать мат, но попробуйте заменить это единственное непотребное словечко на что-то более цензурное – «фигово», «херово» и из песни уйдёт всё содержимое. Всё до капли. Паршивая получится песня, а вся куплетная история враз лишится трагизма, не приобретя ничего взамен.
© Copyright: Павел В.Новиков, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|