Самоограничение

Павел В.Новиков: литературный дневник

Речь не о пользе, – о вреде.


Время от времени, многие из нас, поддавшись конформистским доводам окружающей нас информационной среды, начинают круто менять жизнь, вставая на «пусть истинный». Кто тушит сигарету о ладошку, в надежде на то, что боль термального ожога увяжется подсознанием с самим процессом никотина-сосания, и не даст закурить впредь. Другой – завязывает со сладким, обожравшись напоследок до тошноты, не столько ради инициализации устойчивого отвращения, сколько для того, чтобы «наестся впрок».
Но не так важно ЧТО вы отсекаете, важное как. Наспех принятые решения редко бывают правильными. Вот и в расставании с неконтролируемой привычкой самым типичным началом является – волевой отказ.


Выглядит это примерно так:тыудаляешь из «избранного» все ссылки на соцсети, деинсталлируйте аську. В голове звучит мысль: «всё, с этого момента мой личный дом-2 закончен. Никакого виртуала — только реальное общение. На худой конец Телефон. Но не СМС». День ты бродишь угрюмо по пустой квартире, не зная к чему себя применить. Потом острота абстинентных мук размазывается в тупой депрессивной прострации, когда не тянет. Совсем и ни к чему. Но, так легче, чем пытаться глушить искушение.
Проходит ещё какое-то время и, случайно услышанный обрывок чужого разговора, где в контексте «вконтакте» (sorry-за-каламбур), вонзается в голову непреодолимым желанием «только глянуть, ничего не писать». Стиснув зубы до хруста в позвоночнике, ты держитесь день, другой, но навязчивая тема камбэка не отступает, и ты начинаешь забивать голову лёгкими ударами о стену. Меланхолия серой однообразности стремительным градиентом перетекает в состояние чёрной жизненной полосы — завал на работе, творческий застой, нехватка дружеских связей... Хобби, служившее основной заменой Интернета уже не отваживает нахлывы депрессивной тошноты. Наконец ты вновь отыскиваете ссылку, логинетесь (благо с аккаунтом ничего не случилось), час, другой..., мысли светлеют, кровь разжижает гормон удовольствия. Ты сдаёшься.


В чём ловушка? Ясень-пень в том, что стену, в лобовую, не пробить, а потому 9 из 10 тех, кто прёт не амбразуру, забыв прикрыть оголённый тыл, обречены на фиаско. И всё бы оно ничего, кабы возврат отбрасывал вас в исходное состояние — ноги на ширине плеч, руки не опущены. Но всё происходит несколько иначе.


Когда-то студентом, что бы как-то дополнительно выделятся наверное, я перестал есть хлеб. Мелочь вроде, но в коллективе заметная, да и привыкаешь мгновенно (кстати, до сих пор не понимаю зачем его нужно есть). Через какое-то время, использование такого способа самовыражения мне наскучило, но под воздействием небезразличия окружающих к моему «обету», подогреваемому видимо тем, что объяснить толком причин завязки я не мог, обосновывая нежелание – нежеланием («не хочу»)... в общем, я продолжал проходить мимо столовского лотка с нарезными кусками даже в тех заведениях, где хлеб не включался в стоимость обеда. Разница была лишь в том, что дома я его уже потреблял, а потому, хоть и нельзя сказать что неудержимо, а всё же, меня иногда подмывало умять кусок-другой на глазах изумлённой публики. В принципе терзал я себя не долго, ну может пару-тройку месяцев и то, для того лишь, чтобы убедится что пшеничный я теперь точно ни «не хочу». И, после укрепления такой убеждённости, я перестал себе в нём отказывать. История эта, наверное, забылась бы со временем напрочь, если бы не одно обстоятельство: до отказа я ел, от силы, один порционный ломоть за трапезу (что, к слову, было одним из мотивов, исключения хлеба из рациона). После окончания самоограничения я ел уже два, не зависимо от кол-во блюд на столе. «Ну и что», скажите вы. А то, что увеличение дозы наблюдается у всех, кто пытался контролировать волю, не замечая, кто и кого в этой ситуации держит за яйца. Т.е. эффект был, по существу, обратным.


Наверное самым козырным доводом был бы пример с нарко-алко-игроманами. Но я не буду особо распинаться — тут всё и так на виду, отмечу только то, что, примерно в тот же период студенчества не пил пиво (тут уже дело было не в оригинальности, а в частоте злоупотребления, но это отдельная тема), зато пил всё остальное, включая баночные джин-тоники и хотя не могу сказать что с алкоголем у меня сейчас проблемы, но большей частью потребляется именно пиво, а не, скажем, вино. Хотя второе, по моим вкусовым ощущениям, повкуснее будет, но у пива свой кайф. Т.ч. причины, думаю те же.


В общем начал я все эти рассуждения, с чёткой уверенностью, что ничего не проходит бесследно. И если в молодости я полагал, что частое бросание курить ослабляет волю вообще и именно этим оно, бросание, плохо, то сейчас основной проблемой мне видится именно наличие обратного эффекта. Грубо пресекая свои желания, вместо того чтобы искать альтернативные пути «подмены» на что-то более стоящее, мы только добавляем вязких смол в алчный огонь вожделения.


Тучные попы. Вопрошая любого – «откель?» — услышишь такой ответ — «жрут, собаки, икру красную и красным же кагором полируют». Разумею, что не без греха их брат, но всегда ль всё так? Кабы вовсе не надобилось им искренность, в служении заветам божьим – то и не было бы тех, кто истово верны духу писания. И ежели до возраста Христа, худоба держима в силу молодости тела, а не усилиями духа, то с появлением обстоятельности в действиях и речах, появляется и заметный мамон, как у попов праведных, так и вакханальных, прячущих хвостом под рясой. Не от того ли что батюшка, в силу надлежащего рвения молодости быть идеальным примером и бла-бла-бла.., с подобающей педантичностью подходил он к соблюдению множества плотских ограничений, именуемых (как и сия писанина) кратким существительным – пост. Голод же живота своего, унимал духовник лбом (т.е. всё тем же – волевым решением). А потому свято верую, что по окончанию очередного самоограничетельного бдения, жор его удвоился и, памятую свой опыт, не вернулся восвояси. Разумею так же, что удвоение было разовым, но пожизненным и лишь по возрасту, с замедлением обмена веществ, излишки потребляемого и породили, в молве, имидж чревоугодника.


Вывод.
1. Прежде чем завязать с какой-то привычкой найдите максимум альтернативных методик. Воля должна вами привлекаться только тогда, когда одна из методик перестала давать результаты, а на очередную вы ещё не перешли.
2. Очень важно оценить сроки «бросания». Скажем с куревом — это не меньше года (лично мне и по прошествии этого срока, иногда, снился сей нехитрый ритуал, а конец отвыкания наступил где-то на отметке 2 – 2,5, когда табачный дым перестал восприниматься упоительно сладким, а стал казаться каким-то дешёвым и отвратительным). Нужно понимать, что в конечном итоге вы должны изменится настолько, чтобы не появлялось соблазна. Пока соблазн есть — идёт процесс бросания, чтобы вы / вам не говорили.
3. Исходите из того, что бросать нужно раз и навсегда. Поэтому не торопитесь, рассуждая, что отрицательный опыт тоже опыт и его можно будет потом учесть. Ваши желания тоже часть вас, поэтому они тоже получают тот же опыт что и вы, поэтому бросать второй раз сложнее (не решится, а именно переживать процесс изживания)



ЖЖ
ОБСУДИТЬ
E-MAIL



Другие статьи в литературном дневнике: