Системный анализСколько требуется колен для эффективного управления? 1. исполнители Допустим, что для огромных систем, под координатором можно понимать – некую общность профессионалов, а не одного человека – сути это не меняет. Пока. Собственная главная сложность в описанной структуре – организация заменяемости. Я исхожу из того, что хороший исполнитель вовсе не обязан быть хорошим руководитель; последний в свою очередь не всегда преуспевает в координаторской деятельности, продолжая работать на благо узкой, изолированной задачи. Итак, – нужен кадровый резерв. Причём не на бумаге, а на деле, т.к. для устойчивости системы необходимы гарантии. Для обеспечения «полевых условий», появляются «пустые» проекты, на чьё руководство назначаются потенциальные профи. Но тогда нужны и фиктивные координаторы, причём их липовость не должна восприниматься таковой ими самими. Институт координаторства расширяется, но при этом он уже не в состоянии оценивать полезность или бесполезность проектов, а, значит, КПД общего управления падает. Кроме того, из-за распухшей штатки, принятие координирующих решений затягивается, ведь вес голоса реальных и фиктивных координаторов равной, при этом опыта последних недостаточно для быстрого принятия апробированных ранее схем действий, отсюда – дискуссии, бесконечные прения по пустякам, что уж говорить о серьёзных нововведениях. В результате появляется 4-оя ступень в иерархии – представительская. Вроде как – кукла, но с широкими правами. «Лицо» системы, способно принимать волевые решения, или блокировать те, что «ошибочно» принял координирующий орган, в условиях внутренней демократичности. Вот тут-то и начинается расшатывание целостности системы (а ведь «кадровый резерв» задумывался именно для предотвращения нестабильности), ведь 4-ое звено, являясь, по сути, представителем всех звеньев в одном лице, способно вносить изменения не только в действия координирующей группу, но и любого другого звена. Например, могут быть приняты единые требования к исполнителям. Вроде что такого, но, имхо, хороший руководитель должен организовывать работу отталкиваясь от индивидуальных особенностей исполнителей, а не – добиваясь от них соответствия каких-либо стандартов. Ведь последнее обессмысливает его, как руководителя, роль, превращая в надсмотрщика, контроллёра, что здорово демотивирует. Следствий у такого прямого вмешательства несколько. Итог – нарушение баланса эффективности отдельных изолированных процессов (т.е. одни руководители приспособились к новым требованиям, другие нет, отсюда – разница в результатах). Для исправления ситуации, координаторы начинают перераспределять нагрузку. Естественно, задачи перестают быть изолированными и не могут грамотно решаться чистыми руководителями, без навыков координирования. Не стоит забывать и о фиктивных задачах, чей результат вторичен – им, как, теперь уже трудовому, а не кадровому, резерву тоже достаётся кусок реальных работ, к коим они, в принципе, не готовы. Итогом стабилизации становится запутывание функции всех звеньев иерархии, да и сама иерархия начинает увеличиваться, ведь если руководитель, на которого «повесили» координирующие функции не справляется со своей задачей, а при этом: то, из трёх вариантов Кто-то спросит, а зачем Представительское лицо всё это делает? А потому и делает, что – представительское. Есть слова, принадлежащие, кажется, Макаренко «Интересы коллектива выше интересов личности». Естественно это не может нравиться исполнителям, чьи права, ущемляются. Ну а, так как «лицо» является, в том числе, и их представителем, оно вынужденно идти на встречу пожеланием широкой общественности. Там, где Представителя выбирают путём открытого всенародного голосования – и подавно. Последнее обстоятельство вообще способно уничтожить всю систему целиком. Как? Очень просто. Для удержания власти, избраннику требуются «свои люди» на местах. Под «местами» понимаются ключевые посты. А что такое свой человек? Это, фактически, – исполнитель, наводящийся на месте координатора или руководителя. В нашей стране – всякий депутат, министр, губернатор,.. с членством в ЕР. А теперь догадайтесь что будет со страной через 10 лет, когда в иерархии нет места профи? © Copyright: Павел В.Новиков, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|