Авторский комментарий к Стене Плача

Павел В.Новиков: литературный дневник

Молитва — диалог с Богом, т.е. это можно, конечно, интерпретировать как монолог, т.к. в ответ вы не услышите ни слова, но, по завершению, человек набирается решимости, уверенности, сил и т.п. Это и есть — ответ. Верущие приписывают его –- Богу, атеисты —- самовнушению. Но мне важнее ни природа ответа, а -- суть: результат молитвы. Если его нет, то, как бы процесс не происходил, —- хоть в церкви со свечкой, хоть просто у иконы, а молитвой это не будет. Так, попрошайничество (см. статью "Секретные материалы", где подробно затрагивается тема материализации желаний).


Естественно форм у молитвы может быть много —- можно и на бумаге написать. Главное -– эффект: позитивный постнастрой. Но, вот незадача, а что же делать с написанным? Ведь сам текст не представляет ценности: молитва, будучи диалогом, -— это процесс. Она, просто как состоявшийся факт -- абсолютно незначима ни для кого, и, на бумаге -- тем более. Как тут не вспомнить фразу: «Рукописи не горят, горит бумага, а слова поднимаются к Богу». Но, кто-то, зачем-то, передаёт ЭТО, с паломниками, -- для трамбования в стенку (рискуя быть прочитанным по дороге третьими лицами, что -- уже и не диалог даже). Так вот, в стихах речь идёт не о них (в их случае — непонятен сам акт, ведь молитва уже состоялась), а о тех, кто -- тупо просит.


ЖЖ
ОБСУДИТЬ
E-MAIL



Другие статьи в литературном дневнике: