Дзиндзя.

Наталия Крышан: литературный дневник

Дзиндзя.
В отличие от других религиозных учений, где Бог имеет визуальный, зримый, представляемый облик, религия синто оперирует таким понятием, как «синтай».
Переводимое буквально как «божественное тело», синтай является божественным духом, заключенным в какие-то предметы — «синпо». Как правило, это было зеркало, однако мифологические основы синтоизма наделяют сакральными свойствами также колокольчики, алебарды, мечи, луки, стрелы и музыкальные инструменты.
Помещение, в котором находится синтай, называется «хондэн» или «синдэн». Хондэн был всегда закрыт не только для прихожан, но и для священников даже во время обрядов.
Как правило, синтоистские обряды состоят из церемонии подношения угощений божеству. Ритуальное угощение синсен состоит из риса, сакэ, рисовых биточков, рыбы, дичи, мяса, морских водорослей, овощей, фруктов, сладостей, соли и воды. Продукты размещают на плоских подносах ошики, установленных на подставках санбо, и ставят перед закрытыми дверями хондэна.
Иногда угощения размещаются под навесом хондэна или на площадке перед ним, в других случаях к хондэну пристраивают для этого специальное помещение, зал для подношений, «хейдэн», или же хондэн и хейдэн располагаются под одной крышей и являются, таким образом, основными составными частями храма.
Ритуал подношения сопровождается молитвами, ритуальными плясками кагура, во время больших церемоний устраиваются театральные представления, схватки борцов сумо. Поэтому к храмовым постройкам относятся зал для молитв хайдэн и площадка для ритуальных танцев кагурадэн.
Также на территории храмов можно увидеть «мико-сико» — специальный павильон, в котором хранится микоси — модель храма, носимая на специальном паланкине во время фестивалей.
В состав храмового комплекса также должно было входить и «сямусё» — административное здание.


Конструкция синтоистских храмов была очень проста и относилась к типу ита-я-дзукури — дощатый дом.
Она представляла собой каркас из вертикальных балок, в которых были проделаны канавки, куда набирались горизонтальные планки стен.
Судя по имеющимся рисункам конца XIX века, первые сахалинские храмы были очень просты и представляли собой однокамерные сооружения под двускатной крышей, сочетавшие хондэн и хайдэн. Их конструкция состояла из каркаса, связанного горизонтальными балками с пазами, по которым скользили заменяющие стены решетчатые сёдзи — рамы, обклеенные бумагой.



Другие статьи в литературном дневнике: