***
Из трехсот тысяч евреев, изгнанных в 5252 /1492/ году из Испании, более ста тысяч нашли временное пристанище в Португалии. Но и в этой стране их начали преследовать: малолетних детей отбирали у родителей и насильно крестили, – а спустя пять лет, в 5257 /1497/ году, евреи были окончательно изгнаны со всего Пиренейского полуострова.
Значительная часть беглецов погибла во время морских переходов, многие были захвачены пиратами и проданы в рабство, несколько десятков тысяч нашли убежище в Италии, Северной Африке и около пяти тысяч в Америке, за десятилетие до этого открытой Колумбом.
Однако большинство испанских и португальских изгнанников – всего около ста тысяч – обосновалось на просторах стремительно растущей Османской империи, обретя в ней укрытие от христианского фанатизма. Турецкий султан Баязет, широко открывший для них двери своей страны, произнес историческую фразу: «Король Фердинанд Испанский глуп! Он разорил свою страну и обогатил нашу».
Потомков испанских изгнанников, рассеянных по всему еврейскому миру, продолжали называть сфарадим (испанцы), а их разговорным языком стал ладино, совмещающий лексику испанского языка и иврита.
В 5276 /1516/ году при султане Селиме, турки завоевали Землю Израиля – здесь, в Йерушалаиме и Цфате, начал формироваться новый мировой центр изучения Торы. Другой значительный центр Торы зародился на востоке Европы, в Польше, где во множестве селились беженцы из Германии – ашкеназим, говорившие на языке идиш.
К 5252 /1492/ году Фердинанд и Изабелла, вдохновляемые вождями инквизиции, решили, что настало время полностью очистить королевство от еретиков и иноверцев. В конце апреля по всей стране были разосланы королевские глашатаи, извещавшие евреев, что через два месяца они обязаны покинуть страну – оставшимся будет предложен роковой выбор: смерть или крещение. Сотни тысяч евреев должны были навсегда оставить страну, где их предки жили со времен римского владычества.
В считанные месяцы изгнанники должны были завершить свои дела и продать имущество. Вывозить из страны серебро и золото им было запрещено. Пользуясь их беспомощностью, христианские соседи получали все за бесценок: за роскошный особняк давали осла, за ухоженный виноградник расплачивались аршином сукна. Большинство домов пришлось просто бросить.
Окончательный исход был назначен на день 9 ава 5252 /1492/ годв,
16-й век (вторая половина)
Врата небесной мудрости распахнулись прямо над городом Цфатом, облюбованном потомками изгнанников из Испании, - за короткий отрезок времени здесь сложился новый мировой центр изучения Торы.
В Цфате жили величайшие кабалисты р. Моше Кордоверо и р. Ицхак Лурия (Аризаль) – их духовные открытия существенно обогатили самосознание народа Израиля.
Смиху от р. Бейрава получили также и ученики р. Каро: р. Моше Галанти и р. Моше Кордоверо;
Раби Моше бар Яаков Кордоверо (Рамак; 5282-5330 /1522-1570/ гг.) – один из величайших кабалистов всех поколений.
Предполагают, что его фамильное прозвище Кордоверо родилось от названия испанского города Кордова – так как он происходил из семьи изгнанников из Испании.
Жил в Цфате. Изучал законы Торы у автора кодекса Шульхан арух р. Йосефа Каро (см.), а сокровенные разделы Торы – у кабалиста р. Шломо Алькабеца (см.), в его знаменитой ешиве, расположенной на горе Мерон возле Цфата. Впоследствии он женился на сестре р. Алькабеца.
Еще в юности, не достигнув и двадцати лет, получил смиху (раввинское посвящение) от главного раввина Цфата р. Яакова Бейрава (см.).
Основал в Цфате свой дом учения, где преподавал кабалу. Наиболее выдающимися из его учеников были р. Элияу Ди Видас (см.), р. Авраам Галанти (см.) и р. Хаим Виталь (см.). Когда в 5330 /1570/ году из Египта в Цфат прибыл р. Ицхак Лурия (Аризаль; см.), он также вошел в группу учеников р. Кордоверо. И впоследствии Аризаль называл его «наш наставник и учитель».
В своем основном труде, трактат Пардес римоним (Гранатовый сад), р. Моше Кордоверо подвел итоги развития идей кабалы за три века, начиная с опубликования книги Зоар (Сияние).
Особенное внимание в своей книге он уделяет исследованию Взаимоотношений Творца и сотворенной Вселенной. Автор подчеркивает, что бесконечная и неизменная Первопричина, которую он называет Эйнсоф (Бесконечность), по-прежнему пронизывает всю Вселенную и проявляет себя в каждом ее элементе – так, что, по выражению самого р. Кордоверо, «ничто не существует вне Б-га».
Его перу принадлежат и другие значительные трактаты по кабале: Сефер агейрушин (Книга отлучения), Шиур кома (Во весь рост) и Ор неэрав (Сладостный свет), а также комментарий на книгу Зоар.
Р. Кордоверо написал этический трактат Томер Двора (Пальмы Дворы), в котором призывает человека строить свой характер, используя в качестве примера представленные в Торе атрибуты Всевышнего – Его долготерпение, Его готовность прощать, Его верность своему слову и т.д.
Р. Моше Кордоверо умер двадцать третьего тамуза 5330 /1570/ года.
Его сын, р. Гедалья Кордоверо (см.), стал в дальнейшем главным раввином Йерушалаима.
Книги р. Моше Кордоверо были изданы лишь после его смерти. Первым вышел из печати его трактат Пардес римоним – он был издан усилиями учеников в Венеции в 5346 /1586/ году (а в 5353 /1592/ году он был выпущен вторично – в типографии Кракова). В 5347 /1587/ году в Венеции вышел в свет трактат Ор неэрав, а за ним, в 5349 /1589/ году последовал этический трактат Томер Двора (в дальнейшем эта книга выдержала множество изданий, став одной из самых популярных книг мусара).
Спустя три века – в 5643 /1883/ году в Варшаве – был впервые издан трактат Шиур кома. И наконец, в 5652 /1892/ году в типографии польского города Пщемысля был опубликован его комментарий к молитвеннику, получивший название Тфила леМоше (Молитва Моше). Все его книги оказали решающее влияние на развитие кабалы.
Однако и по сей день значительная часть его кабалистических сочинений, в том числе и комментарий на Зоар, по-прежнему остается в рукописях.
Из воспоминаний жителя Иерусалима. 5385–5387 (1625–1626)
Велел Ибрагим-Ага раби Гедалье,Наталья Мамченко который был «ха-шейх аль-яхуд»,Даша привести к нему раввина Шмуэля бен-Сида, нашего уважаемого мудреца и учителя. Раби Гедалья ответил, что его нет в городе. На что тот сказал:
- Даже если он по ту сторону моря, переправьте его сюда и приведите ко мне.
Плохо стало раби Гедалье, не хотел он отдавать мудреца в руки злодея. Пошел он к парнасим, и дали они 300 пиастров для спасения мудреца от беды.
Прошел месяц, и Отман-Ага сказал раби Шимону, сыну раввина Шаула Коэна, который был назначен представителем общины («ха-шейх аль-яхуд») после Гедальи:
- Скажи евреям, пусть дадут мне подарок 1000 пиастров.
Назавтра, в день святой субботы, люди собирались в синагогу, но еще не успели выйти из своих домов (дай Бог, чтобы такое предчувствие было всегда у нашего народа) – а люди Отмана по его приказу налетели внезапно на две синагоги, сефардскую и ашкеназскую, и схватили 15 раввинов. Вот их имена: Иешаяху ха-Леви,Флоренсийа Яаков Романо, Шмуэль Хамиц, Моше Тринки, Элиа Раба, Иехуда Эспирэль,Моше Люблин,врач Ицхак Хабилив, Элия Исраэль,Моше Бава,Яаков Леви,Менахем Нахар,Элиа бен Типа,Моше Ашкенази,Моше Кордова.Они вошли в дом раввина мудреца Шмуэля бен-Сида, схватили его зятя раби Эзрияху Зееви, и схватили Исраэля, сына раввина Иехиэля Ашкенази. Всех арестовали и посадили в темницу.
Руководители общины послали гонца в Дамаск, чтобы евреи рассказали наместнику в Дамаске о тех злодеяниях, которые задумал Отман. А раввины Иоэль и Шимон сели говорить с Отманом, и с огромным трудом договорились выкупить арестованных за 11 тысяч пиастров. Кроме того, они договорились давать выкуп за каждого, до которого дотянется его рука.
Через 15 дней большинство вышло из тюрьмы. Но не хватило 800 пиастров до 11 тысяч, не нашли их, и остались там Яаков Романо, Шмуэль Хамиц, Элия Исраэль, Яаков Леви, Элиа бен Типа, Моше Кордова.Люди Отмана били их, приговаривая: «давай свой выкуп! давай свой выкуп!»
Услышал Отман, что прибыли люди из Дамаска по вопросу захваченных евреев, и велел выпустить их. Господь сжалился над ними в полночь Рош Ха-Шана. Возрадовались угнетенные сыны Сиона неожиданному спасению Господнему.
В те дни знаменитый раввин Иешаяху ха-Леви (Горовиц), и с ним главы ашкеназской общины, рискуя жизнью, бежали в Цфат, ибо силы их были на исходе, и они боялись
за свои души.
После изгнания евреев из стран Пиренейского п-ова в
Ц. стали селиться выходцы из Испании и Португалии.
Важной вехой в истории Цфата стал 1516, когда город
был захвачен турецкими войсками. Включение в мощ-
ную Османскую империю способствовало улучшению
экономич. положения Цфата и росту его населения. Посте-
пенно город стал крупным торговым и промышленным
центром. Евреи в значит, степени сосредоточили в своих
руках обработку шерсти, красильное дело, произ-во
шелковых тканей. Евр. купцы от мелкой торговли пере-
шли к крупным междунар. операциям. Изменился и эт-
но-обшинный состав евр. нас. Выходцы с Пиренейского
п-ова (сефарды) стали преобладающей по численности
и влиянию группой. В 1521 в Ц. было три синагоги: мус-
та 'араби, сефардов и выходцев из Сев. Африки. В даль-
нейшем община муста 'араби растворилась, в основном, в среде сефардов и к кон. 17 в. прекратила свое существование как отдельная группа. Зато в Цфате появились общины выходцев из Италии и Зап. и Центр. Европы (аш-
кеназим). Мусульмане, жившие в городе, хотя и назывались
арабами, являлись в осн. по происхождению курдами
(по-видимому, потомками воинов египетского султана
Салах ад-Дина, который был курдом). В Цфате имелась и самаритянская община.
В 1560-е гг. в Ц. проживало 10-12 тыс. чел., из них примерно половина — евреи.
16 в. был веком расцвета Цфата. Пожалуй, ни одна из евр. общин
послеталмудич. периода не внесла такого
вклада в формирование евр. культуры, как община Цфата 16 века.
Раввины, жившие в Ц., оказали определяющее влияние
на развитие евр. религ. традиции почти во всех ее облас-
тях: галаха, каббала и мистицизм, пиют.
Благодаря хорошему экон. положению, стабильной
полит, обстановке, удобному географич. расположению,
тому, что в городе уже находилась крупная евр. община,
Ц. стал притягательным центром для многих выдаю-
щихся раввинов, в т.ч. для изгнанников с Пиренейского
п-ова.
В 1524 в Ц. приехал р. Я'аков Берав, крупнейший га-
лахический авторитет своего времени. Он основал и воз-
главил крупнейшую иешиву Ц., в 1538 возродил в Цфате ин-
ститут смихи (рукоположение в раввины, дающее возможность возрождения Санхедрина). Однако из-за противодействия главного
иерусалимского раввина Леви бен Яаакова ибн Хабиба(ок.1480т - ок. 1545гг.) это нововведение не получило дальнейшего распространения.
С 1533 до смерти в 1575 в Цфате жил р. Иосеф Каро, наиболее выдающийся галахичес кий авторитет кодификатор Галахи (посек) последних столетий. В цате были написаны или завершены его основные труды: "Кесеф мишне",комментарий к "Мишне Тора" Маймонида; монументальный галахический кодекс"Бейт Йосеф"; "Шульхан Арух",и др. И.Каро занимал должность ав бет-дин (глава раввинского суда) города.
Из выдающихся ученых, живших в Ц., можно отметить также:
р. Моше б. Иосефа Трани (акроним Мабит,1500—85), ученик Я.Берава, один из крупнейших галахич. авторитетов своего времени, автор сб. респонсов и
религиозно-философских сочинений; он поселился в Цфате в 1521, с 1525 — член раввинского суда города, который впоследствии возглавил после смерти И.Каро.
Его сын, р. Иосеф б. Моше Трани (акроним Махарит; 1569—1639), также крупнейший галахич. авторитет, возглавлял иешиву в после смерти И.Каро до 1599, впоследствии — гл. раввин Турции. Автор сб-ка респонсов и комментариев к неск. трактатам Талмуда.
Р. Иом-Тов б. Моше Цахалон (1557—1638) галахический авторитет.
Р. Давид б. Шломо Ибн Аби-Зимра (Радбаз;1479-1589) — крупнейший галахический. авторитет (посек) своего времени, автор классического комментария к "Мишне Тора" Маймонида, каббалист, жил в Цфате с 1533
и был членом местного бет-дина, он — учитель р. Ицха-
ка Лурии.
р. Моше Алшех (1520 - ок. 1599) однин из величайших комментаторов Танаха, видный галахический авторитет (посек), уче-
ника р. И.Каро, а также каббалист.
Особенно велика роль Ц. как центра развития каббалы. Кроме др. причин Цфат привлекал каббалистов тем, что рядом с ним на г. Мерон находится гробница р.
*Шим'она б. Иохая, автора кн. 3охар.
Одним из основателей цфатской школы каббалы был
р. Шломо б. Моше Алкабец (поселился в Цфате, по-види-
мому, в 1535). Вскоре в городе образовался кружок мистиков-аскетов под символическим названием "Суккат шалом" ("Шатер мира"). Алкабец являлся также выдющимся литургическим поэтом, в Цфате он написал знаменитый субботний гимн *Леха доди ("Иди, мой возлюбленный"), возможно, наиболее известное т часто исполняемое произведение еврейской поэзии.
Ученик Алкабеца и брат его жены, р. М.*Кордоверо (акроним Рамак, ок. 1500- 1570гг.) вскоре стал ведущей фигурой среди каббалистов Цфата. В своих написанных в Цфате книгах ("Пардес римоним," комментарий к книге Зохар "Ор Якар" и др.) он фактически подвел итог развитию каббалистической мысли. Кордоверо являлся учеником р. Йосефа Каро в области галахи и состоял даяном (членом бейт-дина, религиозного суда и главой крупнейшей ешивы).
Среди учеников Кордоверо, живших в Цфате, можно отметить: Элияху-ди-Видаса (1518—92), к-рый закончил в Ц. в 1575 кн. "Решит хохма" ("Начало мудрости" — название взято из стиха в кн. Техилим (Псалмов)(111:10; "Начало
мудрости — Б-гобоязненность") — классическое произведение нравоучительной лит-ры, основанное на кн. Зохар и идеях каббалы;
Авраама б. Мордехая Галанте Анджело
(нач. 16 в. — 1560), к-рый, будучи очень богатым человеком, построил мавзолей над гробницей Шим'она бар Иохая.
К этому же кругу принадлежал и р. Эли'эзер б. Моше Азкири (Азкари, 1533-1600). Он особенно знаменит благодаря кн. "Сефер харедим" (Венеция, 1601), содержащей подробное и систематизированное изложение заповедей; написал также комментарий на трактат "Брахот" Иерусалимского Талмуда.
Начало новой эпохи в развитии не только каббалы и мистицизма, но и всей еврейской духовной традиции связано с именем р. И.*Лурии Ашкинази, известного как Ари ха-Кадош (святой лев) или Ари заль (Ари, благословенной памяти).Слово "Ари", в свою очередь, является аббревиатурой слов "Элоки раби Ицхак" -"Б-жественыный раби Ицхак". Или "Ашкинази раби Ицхак"). Он поселился в Цфате в 1569 или 1570г., и после смерти М.Кордоверо в 1570 начал преподавать учение тайной мудрости узкому кругу учеников (известны имена примерно 30 его учеников). Р. И.Лурия скончался в Цфате в месяце ав (июле) 1570 года и похоронен на городском кладбище. Его могила наряду с могилами других выдающихся раввинов до сих пор служит объектом массового паломничества.
Выдающаяся роль в распространении его учения принадлежит р. Исраэлю Саруку ( вариант написания Саруг,после 1590-1610) и особенно р. Хаиму Виталу, уроженцу Цфата.
Другие статьи в литературном дневнике: