Пейзажный парк Александрия последний оплот романтиРубрика: Репортажи Автор: Карьянова Ирина, Главный ботанический сад РАН им. Н.В. Цицина Когда бываешь в замках, загородных имениях или городских резиденциях правителей или просто известных людей, то почему-то воспринимаешь их только как музеи, которые обязательно надо посетить, но не как человеческое жилье, в котором люди жили, работали, любили, растили детей, страдали, радовались… Может быть, потому что за десятилетия и даже столетия отсутствия хозяев выветрился дух дома, или многочисленные разрушения и последующие реставрации навсегда изменили здание, сделали его нежилым? Совсем иное дело в парке Александрия, который входит в известнейший дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петродворец) в Ленинградской области. Парк Александрия заложен был в 1826 году, но работы в нем продолжались на протяжении многих лет. Парк постепенно приобретал свои особенные черты, казалось, сами собой образовывались романтичные, уютные уголки, прокладывались дорожки, строились мостики… Одновременно под руководством архитектора Адама Менеласа началось строительство дачного домика или коттеджа. За три года Дворец-коттедж в готическом стиле был построен. Николай I, сын императора-рыцаря Павла I был также воспитан в романтических традициях рыцарства. Несмотря на любовные похождения, дамой его сердца всегда оставалась «Белая роза», как называли принцессу Шарлоту. Как дань рыцарским традициям, фасады Дворца-коттеджа украшает герб Александрии – щит с мечом, окруженный венком из белых роз, символ, придуманный поэтом В.А.Жуковским, учителем русского языка императрицы и воспитателем наследников. Расположенный на двух террасах – прибрежной, которая граничит с Финским заливом и верхней, на которой расположились основные постройки, парк занимает около 115 га. С запада на восток, прямая, как стрела, парк пронизывает Никольская аллея. Это, пожалуй, единственная прямолинейная дорога в Александрии, все прочие аллейки, дорожки и тропинки вьются, изгибаются, переплетаются друг с другом, создавая причудливую сеть с таким расчетом, чтобы пейзаж просматривался наиболее эффектно с разных точек. Благодаря труду замечательного садового мастера П.И.Эрлера мы и сегодня можем любоваться прекрасным пейзажным парком, в котором группы деревьев (в основном привычных для России – березы, дубы, липы, клены, ясени, тополя) чередуются с уютными полянками и лужайками. Сохранились здесь и редкие экзотические деревья и кустарники. Умело вписан в ландшафт глубокий природный овраг, в котором с помощью плотины был сделан водопад. Вырытый перед северным фасадом дома пруд соединили с общей водной системой парка. Романтический характер парку придавали и малые архитектурные формы – беседки, садовые скульптуры и павильоны, в которых также просматривался готический стиль. Одной из интересных архитектурных находок А.Менеласа был мост, сооруженный из грубо отесанных каменных плит и гранитных валунов с перилами из березовых стволов. Мост, названный Руинным, так как рядом находились развалины меншиковского дворца «Монкураж», по иронии судьбы после войны 1941-1945 гг. сам оказался в руинах. Пройдя мимо Руинного моста, мы увидим Фермерский дворец. Первоначально это была настоящая ферма с коровами, затем здание достраивалось, переделывалось и конце концов превратилось в настоящий двухэтажный дворец, который стал летней резиденцией следующего императора – Александра II. Есть сведения, что именно в Фермерском дворце император задумал указ об отмене крепостного права. Сама же непосредственно ферма была перенесена в специально построенный у южной границы Александрии домик, который носит название Новая ферма. Более позднее сооружение – так называемая Нижняя дача или Нижний дворец, расположенный у северной границы Александрии, на самом берегу Финского залива. Началось все со строительства павильона «итальянской архитектуры» для императора Александра III, затем по повелению последнего российского императора Николая II павильон превратился в четырехэтажный дворец в итальянском стиле. Именно здесь, 12 августа 1904 года родился наследник престола, царевич Алексей. В парке Александрия у него было свое небольшое поле, на котором он посеял рожь и сам убирал ее серпом. Исполняя его завет: «Когда я умру, поставьте мне в парке маленький памятник», у Дворца-коттеджа ему была поставлена скульптура отрока в матросском костюмчике. К сожалению, до наших дней дошли только развалины Нижней дачи. Вот что писала последняя императрица Александра Федоровна (принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) в своем дневнике, будучи женой императора Николая II и матерью многочисленного семейства: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей». С востока к Нижнему парку примыкает отделенный от него каменной стеной старинный парк Александрия. Особый художественный колорит привносит в пейзаж Александрии море. Не только расположение дорог и аллей, но и группировка деревьев и кустарников ориентированы на включение морского пространства в ту или иную картину. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами—скульптурами, беседками, садовыми павильонами, караулками. По парку вдоль аллей были поставлены скамьи, а вблизи Коттеджа стояли “готические диваны” с высокими спинками сложного рисунка. Дорога от Коттеджа до чугунных ворот окаймлялась литыми столбиками, окрашенными масляной краской. В 1828 году по распоряжению Николая I в Александрию привезли трофеи русско-турецкой войны—две легкие медные пушки. Их поставили по сторонам у ворот на специально выточенных лафетах. Эти пушки служили своеобразным декором, подчеркивая “воинскую доблесть” владельца резиденции. В 1835 году по рисунку И. Шарлеманя изготовили чугунный готический павильон—навес для колодца—ценный образец высокого искусства русского художественного литья. По чертежам Менеласа у въезда в Александрию построили павильон—Готическую караулку—со стрельчатыми окнами, многогранными башенками, зубчатым парапетом и металлическими воротами по сторонам. Более ста лет украшением парка служил трехпролетный Руинный мост, также созданный Менеласом. Вблизи этого моста в то время сохранялись руины бывшего меншиковского дворца “Монкураж”, отчего мост получил название Руинного. Опоры и арки моста были облицованы грубо обработанными гранитными валунами и плитами. В стенах опор, примыкавших к откосам оврага, виднелись тяжелые, окованные железом двери и мрачные амбразуры с решетками. Стволы берез, положенные на гранитные глыбы, служили перилами моста. После войны от Руинного моста уцелели восточный устой и два постамента с гигантскими вазами, вырубленными из пудостского камня С. Копыловым. Вблизи дороги, ведущей от Капеллы к Коттеджу, расположен Фермерский дворец. Обширное двухэтажное здание с мансардой, сложное в плане, состоит как бы из нескольких примыкающих друг к другу строений с большими окнами, эркерами и чугунными балконами. Скромный домик-павильон фермы, построенный Менеласом “в сельском вкусе”—с крышей, окрашенной под цвет соломы, и террасой с навесом на колоннах, обвитых берестой и зелеными гирляндами,—превратился в дворец. Все работы по расширению павильона и превращению его в летний дом цесаревича, а потом дворец императора Александра II вел с 1838 года по 1859 год архитектор Штакеншнейдер. Архитектор не стремился создать величественное дворцовое здание, а направил свое мастерство на достижение максимальных удобств для проживания высокопоставленных владельцев. Штакеншнейдер сохранил в дворце “сельские” черты первоначальной постройки—железную крышу, окрашенную под солому, столбы навесов и балконов, обвитых берестой. В облике фасадов и декоре 43 основных интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для всех построек Александрии. Готическая орнаментика использована в резьбе деревянных деталей, лепке потолков, чугунных ограждениях балконов и лестниц. В ансамбле парка Александрия сохранился ряд ценных памятников архитектуры середины XIX века. Это прежде всего построенные по проекту Штакеншнейдера в 1840—1850-х годах новые здания Кухонного корпуса, Коттеджа, Константиновский домик, Новая ферма и здание телеграфной станции. В облике всех этих построек в разной степени применены элементы готики. Последнее крупное дворцовое здание Александрии — четырехэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей. Первоначально, в 1883 году, по проекту архитектора А. Томишко была возведена дача с башней. В 1895—1896 годах тот же архитектор расширил ее, превратив в нарядный дворец. Возле дворца на самом берегу залива архитектор расположил выдержанную в едином стиле группу служебных построек, создав небольшой дворцово-парковый ансамбль. Нижняя дача была разрушена в годы войны. От нее остались лишь парадные ворота с караульным домом и фундаменты. В Александрии имеются разнообразные малые архитектурные формы: Фельдъегерский домик, чугунный колодец, металлическая беседка, каменный диван, морская беседка и караулки. Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи, узкие петляющие дорожки и перспективы на залив, видный со многих точек. От утренней росы трава седа. © Copyright: Наталия Крышан, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике: |