Пейзажный парк Александрия последний оплот романти

Наталия Крышан: литературный дневник

Рубрика: Репортажи


Автор: Карьянова Ирина, Главный ботанический сад РАН им. Н.В. Цицина


Когда бываешь в замках, загородных имениях или городских резиденциях правителей или просто известных людей, то почему-то воспринимаешь их только как музеи, которые обязательно надо посетить, но не как человеческое жилье, в котором люди жили, работали, любили, растили детей, страдали, радовались… Может быть, потому что за десятилетия и даже столетия отсутствия хозяев выветрился дух дома, или многочисленные разрушения и последующие реставрации навсегда изменили здание, сделали его нежилым? Совсем иное дело в парке Александрия, который входит в известнейший дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петродворец) в Ленинградской области.

Первоначально эти земли Петр I выделил под дачи своим поданным, владельцы менялись на протяжении лет, в их числе был Александр Меншиков, затем они перешли к князьям Долгоруким, после императрица Анна Иоанновна устроила здесь парк для охоты. И только в 1825 году владельцем стал император Николай I, который подарил эти владения своей супруге Александре Федоровне (в девичестве прусская принцесса Фридерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина) и в ее честь имение было названо «Александрия». В то время вряд ли мы свободно могли бы посетить эти места – личная собственность императорской семьи бдительно охранялась казаками и полицией.


Парк Александрия заложен был в 1826 году, но работы в нем продолжались на протяжении многих лет. Парк постепенно приобретал свои особенные черты, казалось, сами собой образовывались романтичные, уютные уголки, прокладывались дорожки, строились мостики… Одновременно под руководством архитектора Адама Менеласа началось строительство дачного домика или коттеджа. За три года Дворец-коттедж в готическом стиле был построен. Николай I, сын императора-рыцаря Павла I был также воспитан в романтических традициях рыцарства. Несмотря на любовные похождения, дамой его сердца всегда оставалась «Белая роза», как называли принцессу Шарлоту. Как дань рыцарским традициям, фасады Дворца-коттеджа украшает герб Александрии – щит с мечом, окруженный венком из белых роз, символ, придуманный поэтом В.А.Жуковским, учителем русского языка императрицы и воспитателем наследников.


Расположенный на двух террасах – прибрежной, которая граничит с Финским заливом и верхней, на которой расположились основные постройки, парк занимает около 115 га. С запада на восток, прямая, как стрела, парк пронизывает Никольская аллея. Это, пожалуй, единственная прямолинейная дорога в Александрии, все прочие аллейки, дорожки и тропинки вьются, изгибаются, переплетаются друг с другом, создавая причудливую сеть с таким расчетом, чтобы пейзаж просматривался наиболее эффектно с разных точек. Благодаря труду замечательного садового мастера П.И.Эрлера мы и сегодня можем любоваться прекрасным пейзажным парком, в котором группы деревьев (в основном привычных для России – березы, дубы, липы, клены, ясени, тополя) чередуются с уютными полянками и лужайками. Сохранились здесь и редкие экзотические деревья и кустарники. Умело вписан в ландшафт глубокий природный овраг, в котором с помощью плотины был сделан водопад. Вырытый перед северным фасадом дома пруд соединили с общей водной системой парка. Романтический характер парку придавали и малые архитектурные формы – беседки, садовые скульптуры и павильоны, в которых также просматривался готический стиль. Одной из интересных архитектурных находок А.Менеласа был мост, сооруженный из грубо отесанных каменных плит и гранитных валунов с перилами из березовых стволов. Мост, названный Руинным, так как рядом находились развалины меншиковского дворца «Монкураж», по иронии судьбы после войны 1941-1945 гг. сам оказался в руинах.


Пройдя мимо Руинного моста, мы увидим Фермерский дворец. Первоначально это была настоящая ферма с коровами, затем здание достраивалось, переделывалось и конце концов превратилось в настоящий двухэтажный дворец, который стал летней резиденцией следующего императора – Александра II. Есть сведения, что именно в Фермерском дворце император задумал указ об отмене крепостного права. Сама же непосредственно ферма была перенесена в специально построенный у южной границы Александрии домик, который носит название Новая ферма.

Одной из жемчужин Александрии является летняя домовая церковь царской семьи, освященная в честь Александра Невского. Многие детали этого здания были выполнены из чугуна, статуи святых сделаны из меди. Окна были украшены зеркальными витражами. В здании церкви наиболее ярко выражены элементы готического зодчества, может быть, поэтому она больше известна под названием Готическая капелла.

Между Фермерским дворцом и Готической капеллой находится величественный камень. Надпись гласит, что это надгробный памятник Петру Ивановичу Эрлеру, мастеру-садоводу, который принимал участие в создании многих парков, внес свой вклад в составление «Практического наставления для садовой команды», которое в то время активно использовали многие садоводы-профессионалы. Первоначально П.И.Эрлер был похоронен на Свято-Троицком кладбище, но в 1970 году его прах был перенесен на территорию Александрии. Недалеко от Фермерского дворца находится еще один памятник – гранитный обелиск, установленный в 1932 году. Это своеобразная дань признательности всем известным и неизвестным людям, участвовавшим в создании парков и дворцов Петергофа. Надпись на мраморной доске так и гласит: «Работным людям – строителям Петергофа». Наверное, этот памятник по праву принадлежит и современным служителям музейного комплекса Петергоф, всем рабочим, агрономам, архитекторам, смотрителям…


Более позднее сооружение – так называемая Нижняя дача или Нижний дворец, расположенный у северной границы Александрии, на самом берегу Финского залива. Началось все со строительства павильона «итальянской архитектуры» для императора Александра III, затем по повелению последнего российского императора Николая II павильон превратился в четырехэтажный дворец в итальянском стиле. Именно здесь, 12 августа 1904 года родился наследник престола, царевич Алексей. В парке Александрия у него было свое небольшое поле, на котором он посеял рожь и сам убирал ее серпом. Исполняя его завет: «Когда я умру, поставьте мне в парке маленький памятник», у Дворца-коттеджа ему была поставлена скульптура отрока в матросском костюмчике. К сожалению, до наших дней дошли только развалины Нижней дачи.

Многочисленные посетители парка и его построек отмечают, что в отличие от находящихся рядом парадных дворцов и регулярных парков, тихий, почти заповедный уголок Александрии оставляет ощущение присутствия… Кого? Наверное, бывших владельцев, членов царственной семьи Романовых, российских самодержцев. Кажется, что только что кто-то вышел из кабинета, что в парке еще раздаются голоса играющих детей, а незаконченное вышивание дождется свою хозяйку.


Вот что писала последняя императрица Александра Федоровна (принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) в своем дневнике, будучи женой императора Николая II и матерью многочисленного семейства: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей».

Очень хотелось бы, чтобы наши, пусть даже небольшие, сады и дома были не только землей и стенами, но и настоящим уютным, со вкусом украшенным Домом, в который вложены не только большие средства, но и большая любовь.

Фото автора


С востока к Нижнему парку примыкает отделенный от него каменной стеной старинный парк Александрия.
Площадь его—115 гектаров.
Примерно две трети территории Александрии находятся на прибрежной низменности, замкнутой между малоизрезанной береговой кромкой Финского залива и уступом естественной террасы с полого спускающимся склоном.
Одна треть парка расположена на возвышенности, где возведены доминирующие архитектурные сооружения: Коттедж, Кухонный корпус, Фермерский дворец и Капелла.Остальные крупные здания расположены у восточной границы Александрии, вблизи Ленинградского шоссе. Здесь построена Готическая караулка с въездными воротами, здания Новой фермы и телеграфной станции. У самого залива, в северо-восточном углу парка, находился ансамбль зданий Нижнего дворца.
Центральной композиционной осью парка служит Никольская аллея, прямолинейно пересекающая его с запада на восток—от одноименных ворот в каменной стене до Большого пруда, где она вливается в скрещение нескольких аллей и, огибая пруд, выходит к восточной границе парка. Никольская аллея делит парк на северную и южную части—прибрежную и нагорную. Остальные дороги Александрии—извилистые, характерные для пейзажного паркостроения. Помимо Никольской аллеи в направлении с запада на восток территорию Александрии пересекают еще четыре дороги. Они соединяют входы в парк и архитектурные сооружения. Система дорог, направленных с запада на восток, пересекается тремя идущими к морю. Основные дороги и аллеи проложены с тонким расчетом, позволяющим рассматривать пейзаж Александрии с наиболее эффектных точек обзора, дающих иллюзию обширного пространства, протяженности и многообразия природного окружения. Планировка Александрии в этом смысле отмечена большой художественной логичностью и содержательностью. Она зрительно увеличивает сравнительно небольшую территорию и вместе с тем делает ее уютной. Большую роль в композиции Александрии играет компоновка насаждений. Основной прием, который использован здесь,—это чередование сгущенных посадок, главным образом дубов, и зеленых полян-лужаек. Отличительная особенность Александрии—разнообразие зеленых насаждений. Здесь соседствуют дубы, липы, березы, клены, тополя, ясени, вербы. Сохранились экземпляры и экзотических, привозных пород. Водоемы занимают в пейзаже Александрии подчиненное место. Природный овраг, перегороженный плотиной, был превращен в проток с водопадом, бегущий по гранитным валунам. Большой пруд включен в панораму пейзажа перед северным фасадом дворца Коттедж.


Особый художественный колорит привносит в пейзаж Александрии море. Не только расположение дорог и аллей, но и группировка деревьев и кустарников ориентированы на включение морского пространства в ту или иную картину.


На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами—скульптурами, беседками, садовыми павильонами, караулками. По парку вдоль аллей были поставлены скамьи, а вблизи Коттеджа стояли “готические диваны” с высокими спинками сложного рисунка.


Дорога от Коттеджа до чугунных ворот окаймлялась литыми столбиками, окрашенными масляной краской. В 1828 году по распоряжению Николая I в Александрию привезли трофеи русско-турецкой войны—две легкие медные пушки. Их поставили по сторонам у ворот на специально выточенных лафетах. Эти пушки служили своеобразным декором, подчеркивая “воинскую доблесть” владельца резиденции. В 1835 году по рисунку И. Шарлеманя изготовили чугунный готический павильон—навес для колодца—ценный образец высокого искусства русского художественного литья.


По чертежам Менеласа у въезда в Александрию построили павильон—Готическую караулку—со стрельчатыми окнами, многогранными башенками, зубчатым парапетом и металлическими воротами по сторонам.


Более ста лет украшением парка служил трехпролетный Руинный мост, также созданный Менеласом. Вблизи этого моста в то время сохранялись руины бывшего меншиковского дворца “Монкураж”, отчего мост получил название Руинного. Опоры и арки моста были облицованы грубо обработанными гранитными валунами и плитами. В стенах опор, примыкавших к откосам оврага, виднелись тяжелые, окованные железом двери и мрачные амбразуры с решетками. Стволы берез, положенные на гранитные глыбы, служили перилами моста. После войны от Руинного моста уцелели восточный устой и два постамента с гигантскими вазами, вырубленными из пудостского камня С. Копыловым.


Вблизи дороги, ведущей от Капеллы к Коттеджу, расположен Фермерский дворец. Обширное двухэтажное здание с мансардой, сложное в плане, состоит как бы из нескольких примыкающих друг к другу строений с большими окнами, эркерами и чугунными балконами. Скромный домик-павильон фермы, построенный Менеласом “в сельском вкусе”—с крышей, окрашенной под цвет соломы, и террасой с навесом на колоннах, обвитых берестой и зелеными гирляндами,—превратился в дворец.


Все работы по расширению павильона и превращению его в летний дом цесаревича, а потом дворец императора Александра II вел с 1838 года по 1859 год архитектор Штакеншнейдер. Архитектор не стремился создать величественное дворцовое здание, а направил свое мастерство на достижение максимальных удобств для проживания высокопоставленных владельцев. Штакеншнейдер сохранил в дворце “сельские” черты первоначальной постройки—железную крышу, окрашенную под солому, столбы навесов и балконов, обвитых берестой.


В облике фасадов и декоре 43 основных интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для всех построек Александрии. Готическая орнаментика использована в резьбе деревянных деталей, лепке потолков, чугунных ограждениях балконов и лестниц.


В ансамбле парка Александрия сохранился ряд ценных памятников архитектуры середины XIX века. Это прежде всего построенные по проекту Штакеншнейдера в 1840—1850-х годах новые здания Кухонного корпуса, Коттеджа, Константиновский домик, Новая ферма и здание телеграфной станции. В облике всех этих построек в разной степени применены элементы готики.


Последнее крупное дворцовое здание Александрии — четырехэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей. Первоначально, в 1883 году, по проекту архитектора А. Томишко была возведена дача с башней. В 1895—1896 годах тот же архитектор расширил ее, превратив в нарядный дворец. Возле дворца на самом берегу залива архитектор расположил выдержанную в едином стиле группу служебных построек, создав небольшой дворцово-парковый ансамбль. Нижняя дача была разрушена в годы войны. От нее остались лишь парадные ворота с караульным домом и фундаменты.


В Александрии имеются разнообразные малые архитектурные формы: Фельдъегерский домик, чугунный колодец, металлическая беседка, каменный диван, морская беседка и караулки. Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие склоны и глубокий овраг, широкие тенистые аллеи, узкие петляющие дорожки и перспективы на залив, видный со многих точек.
В парке растут столетние дубы, липы, клены, тополя, деревья из Сибири, Киргизии, Дальнего Востока и Европы.
Одновременно со строительством дворца шло формирование пейзажного, романтического парка. Двадцать лет трудился над созданием парка замечательный садовый мастер Петр Иванович Эрлер, продолживший работы, начатые Ф. Вендельсдорфом и А. Гомбелем. Отличительной особенностью Александрии является разнообразие зеленых насаждений. Здесь можно встретить дубы и липы, березы и клены, тополи и ясени. Много и редких, экзотических древесных и кустарниковых пород. Открытые зеленые поляны чередуются с группами деревьев и кустарников. На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами - скульптурами, беседками, караулками, где использовались элементы готической архитектуры. Так, вблизи Коттеджа стояли "готические диваны" с высокими спинками. И сейчас рядом с Коттеджем можно увидеть ажурную зеленую металлическую беседку.


От утренней росы трава седа.
И гаснут звуки в алчущем тумане.



Как заводные, ездим без билетов



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.07.2015. Пейзажный парк Александрия последний оплот романти
  • 23.07.2015. ***
  • 22.07.2015. ***
  • 20.07.2015. ***
  • 16.07.2015. ***
  • 07.07.2015. ***
  • 04.07.2015. ***
  • 02.07.2015. Это моя душа
  • 01.07.2015. ***