Утамаро Китагава 1753 1806Утамаро Китагава (1753–1806) Utamaro Kitagawa Китагава Утамаро выдающийся японский художник, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в. Его настоящее имя — Нобуёси, а Утамаро — псевдоним, который художник стал использовать с 1781 г. После смерти отца Утамаро переехал из провинции Мусаси в Эдо. Здесь он поступил в студию Торияма Сэкиэн — художника школы Кано — и оставался там в течение семи лет. В 1775 г. происходит его знакомство с издателем Цутая Дзюдзабуро, оказавшим огромное влияние на его творчество. Многие его прекрасные альбомы, иллюстрированные книги, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с Цутая. Из современников наибольшее влияние на Утамаро оказал Тории Киёнага. Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр "Книга о насекомых", 1788, и др.), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала Иосивара (альбом гравюр "Ежегодник зелёных домов Йосивара", 1804). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). В 1804 г. за изображение героя японской истории Тоётоми Хидэёси в неподобающем виде Утамаро попадает в тюрьму. Арест нанес ему психологическую травму. Он до конца дней так и не смог оправиться от перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался. Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца 19 в. интереса к японской гравюре. "Большая Российская энциклопедия" и проект "Япония сегодня". Харунобу Судзуки (1718 или 1725 – 1770)
Один из первых мастеров японской цветной гравюры на дереве, печатавшейся со многих досок (это так называемая «парчевая» гравюра - «нисики-э» и тиснение - «карадзури»). Большинство произведений Харунобу относится к 1764—70. Изображал преимущественно юных грациозных женщин (продавщиц, танцовщиц, куртизанок и т.д.), различные уличные сценки. Он также является автором множества «суримоно» (поздравительных благопожелательных гравюр), выпускавшихся небольшим тиражем для узкого круга ценителей, и календарей - «эгоёми», пользовавшихся огромным успехом в 1765-1766 гг. Гравюрам Харунобу свойственны тонкие и чистые линии контуров, светлые краски нежных оттенков.
Hokusai Katsushika Японский гравер и рисовальщик. Родился в Эдо (Токио) 21 октября 1760, умер там же 10 мая 1849. Был подмастерьем у резчика гравюр по дереву Накаяма Тэцусон, затем учился у Кацукава Сюнсе, работавшего в жанре ’укие-э’. Этот жанр возник в 17 в., его предметом было изображение сцен повседневной жизни. Хокусай работал под разными именами, подражал многим стилям и около 1800 принял то имя, под которым широко известен в настоящее время. Он выработал собственный индивидуальный стиль, оживил приходившую в упадок традицию ’укие-э’, обогатив ее изображениями пейзажей. Живой и разнообразный стиль Хокусая отличается простотой и монументальностью. Мастер обладал прекрасным умением передавать движение. Всего он создал ок. 30 тыс. гравюр и рисунков и более 500 иллюстраций. Среди его лучших произведений — серии ксилогравюр: 36 видов горы Фудзи (1833-1829), Знаменитые мосты (1827-1830), Путешествие по водопадам страны (1827-1833), Поэты Китая и Японии (1830). Энергия и юмор жанровых произведений, тонкость пейзажей сделали Хокусая одним из самых известных японских художников в Европе. Его творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца 19 — начала 20 в. © Copyright: Наталия Крышан, 2013.
Другие статьи в литературном дневнике: |