Чучело Масленицы

Наталия Крышан: литературный дневник


Масленица — персонаж славянской мифологии — воплощает в себе сразу три составляющие: зиму, плодородие и смерть. Этот персонаж еще с давних времен антропоморфный (или же, другими словами, воплощен в образе человека). Люди представляли ее смешной, страшной, румяной бабой, и это нашло отражение в образе чучела Масленицы.


Изготавливали чучело в старину всем селом — как правило, из соломы (причем каждый двор должен был внести свою лепту — пучок соломы или тряпье). Масленица получалась огромная! Ее наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества, повязывали узорчатый платок.


Всю неделю с чучелом возились: устраивали катания на санях с Масленицей, водили вокруг нее хороводы, пели частушки, посвящали ей песни.


Но кульминацией праздника были проводы Зимы — с особыми обрядами, ведь по сути это было жертвоприношением. Уничтожив символ зимы, люди ждали воскрешения его силы весной в злаках. По представлению наших предков, взошедшие зерна являлись воскресшими покойниками. Для новой жизни в колосе требовалась смерть зерна в земле. Оказывается, в праздник масленицы наши предки заложили философский смысл: ничто не исчезает, смерть — это лишь начало новой жизни...


Похороны Масленицы сопровождались поношением ее в специальных песнях, где она называлась объедалой, блиноедой, обманщицей, разорительницей. Ведь сразу за масленицей следует Великий пост!


Обычно Масленица сжигалась на костре, который разводили за селом у реки или просто на возвышенности. У костра собиралась вся деревня: пели песни, плясали, водили хороводы. Конечно же, не обходилось без блинов, вкуснейших «булочек-жаворонков», водки, сбитня.


В костер подбрасывали не только солому, но и блины, приговаривая: «Горите, блины, гори, Масленица». Зиму как будто хоронили блинами, это была жертва ради будущих урожаев. Молодежь кричала Масленице-обманщице: «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела!». Через костер зачастую прыгали, причем не ради забавы, а для роста льна и конопли (они будут тем длинней в наступающем году, чем выше прыгнешь через костер — верили славяне). Пепел традиционно развеивали над полями для доброго урожая.


В зависимости от географии поселения существовали оригинальные традиции. Например, в некоторых деревнях чучело сажали на колесо, которое держалось на шесте. Достаточно часто Масленицу не сжигали, а, например, топили в проруби, или разрывали, а солому раскидывали по полю. Реже по селу возили не чучело, а человека, «живую» Масленицу (оборванец-пьяница или же, наоборот, нарядная молодая красавица). С гиканьем, веселым смехом такую «Масленицу» вывозили за пределы села и там кидали в снег.


В центральных областях России в кострах иногда сжигали все оставшиеся после масленичной недели скоромные блюда: блины, масло, молоко («молоко сгорело, в Ростов улетело»). А на территории нынешней Нижегородской области существовал такой обычай. В центре села устанавливали шест, на который забирался мужик с веником. Он кричал: «Не проси блинов, молока, яичницы!» — размахивая веником, как будто кого-то бьет. Такое представление должно было устрашить непослушных детей, заставить их соблюдать пост.


Наиболее замысловато прощались с чучелом в Калужской губернии. Там традиционно девки и бабы разыгрывали похороны Масленицы. Одна баба изображала попа — с куском рогожи вместо ризы и лапотным обноском на веревке вместо кадила. Шли из одного конца деревни в другой — впереди «поп», за ним двое держащих «под руки» чучело, а за ними весь честной народ. С песнями, гиканьем, хохотом. Потом поворачивали обратно, при этом Масленицу сажали на палки вместо носилок, накрывали полотнищем. «Аллилуйя, аллилуйя», — кричит «поп», а толпа воет, улюлюкает, веселится. Как только процессия достигала конца деревни, она останавливалась. Масленицу с азартом раздевали, трепали, разрывали на клочки.


Следует сказать, что Масленица нашла воплощение не только в жутком чучеле, но также и в симпатичной кукле из соломы (так называемая «Домашняя Масленица»). Такую куклу было принято дарить молодоженам в масленичную неделю. Она должна была способствовать появлению здорового потомства, сохранению достатка в семье. В недавнее время в новой ипостаси возродилась древняя традиция. Ее соблюдают чаще бессознательно. А ведь именно к «Домашней Масленице» восходит корнями обычай сажать куклу на первую машину свадебного кортежа!
http://www.maslenitsa.org/chuchelo.php



Другие статьи в литературном дневнике: