История прическиПрическа во все времена занимала одно из значительных мест в жизни общества. Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человеческого общества. Археологические находки подтверждают, что уже в 5-6 вв. до н.э. уходу за волосами уделялось особое внимание. С развитием классового общества, особенно в период абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Прическа отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека. Прическа, как и костюм, является произведением искусства, она всегда отражает определенный этап развития культуры, искусства, науки. При смене художественных стилей и направлений в искусстве изменялся вид, силуэт причесок. Социальный статус В греко-римском мире стрижка волос служила признаком рабства. Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определённого возраста (обычно до трёх — пяти лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался «пострижины»; в княжеских семьях мальчика к тому же в день «пострижин» впервые сажали на коня. Детей никогда не стригли наголо; всегда оставляли хотя бы пучок волос. В Древнем Египте детям оставляли пряди волос на висках или на темени (так называемый «локон юности»). В Китае маленьким мальчикам подстригали волосы так, чтобы оставалась чёлка; девочкам пряди волос перевязывали красной ниткой. Библейский персонаж Авессалом при попытке бегства запутался длинными волосами в ветвях дерева и был убит. Сила библейского персонажа Самсона была в его волосах. Врагам удалось захватить его только после того, как он был острижен. В германо-скандинавской мифологии богиня Сиф была острижена коварным Локи наголо, но гномы выковали ей новые волосы из золота, причём они могли расти, как настоящие. В православии при крещении, а также при посвящении в чтеца, певца и монаха есть обряд пострижения. В католицизме выбривали тонзуру все духовные лица. Замужние женщины почти повсеместно должны были тщательно прятать волосы (только когда ворожили, волосы обязательно распускали). Замужние иудейки никогда не показывают свои волосы, поэтому они носят косынки или парики. В литературе В сказке братьев Гримм «Рапунцель» принцесса спускала из окна башни волосы, по которым взбирался прекрасный принц. В 1967 году был поставлен мюзикл «Волосы», а 1979 году на его основе был снят фильм «Волосы». В микроминиатюре Микроминиатюристы часто используют волос как предмет для сравнения. Самые распространённые микроминиатюры с использованием волоса: надпись на волосе, изображение на волосе, изображение на срезе волоса, изделие внутри волоса. Толщина волоса (диаметр в сечении) всегда примерно равна 0,08 мм. Во многих обществах длинные волосы были знаком королевской власти или свободы и независимости, как у галлов и других кельтских народов. Длинные распущенные волосы у женщин означали статус незамужней или девственность, как в христианской иконографии у Девы Марии и святых дев, в противовес заплетенным волосам блудниц. В то время как волосы на теле обычно ассоциировались с физической силой и низким уровнем развития (волосатость — атрибут дьявола в христианском искусстве), волосы на голове связывали с индивидуальным духом или жизненной силой человека — идея, которая объясняет обычай хранить отрезанные локоны. Хотя отшельники традиционно носили длинные волосы, правила многих религий, следуя обычаю египетских жрецов, требовали брить головы в знак покорности Богу и ухода от материального мира. В соответствии с различными традициями, отрезание, отращивание, вырывание волос символизировало горе. Цвет волос имеет свой собственный символизм: рыжие волосы одно время вызывали демонические ассоциации, светлые волосы символизировали власть солнца или духовных правителей, а черные — светскую власть. В настоящее время длинные либо обрезанные волосы, причудливые прически — модные символы протеста, нонконформизма или клановой принадлежности. Волосы, покрывающие лицо, могут служить вуалью (см.) и отражать ее символизм. Украсть волосы или отрезать локон означает победить и отнять у мужского принципа его солярную силу, содержащуюся в волосах-лучах, и оскопление(см.), например, э случае с Самсоном и Далилой. Жизненная сила, мощь — очень важная часть человеческого тела, как в социальном, так и в личном плане, что видно из широкого круга символов, связанных с различными легендами. Символизм роста волос отражен в истории Самсона, воина древнеиудейского назорейства, чьи длинные волосы были знаком харизматической святости и духовного здоровья. Священнослужители многих религий, в том числе египетские жрецы, полностью удаляли волосы на теле. Изображение бога Пана — прообраза дьявола — с волосатыми ногами также связано с подобными представлениями. Однако в некоторых традициях волосы на голове, так же, как и на теле, приобретают негативное значение. В целом волосы воплощают энергию и связаны с общей символикой уровней. То есть если волосы на голове означают высшие силы, то обильное оволосение тела указывает на преобладание низших сил. Иногда эти значения объединяются: на романской капители в Эстербализе Адам до грехопадения изображен безбородым, а после изгнания из рая — с длинными волосами и густой бородой (46). Волосы означают также плодородие. Ориген говорит.- «Назореи не стригли волос, поскольку все, созданное праведниками, процветает, и листья их не должны опадать» (46). Символ жизненной силы, энергии, силы мысли и мужественности. Волосы на голове символизируют высшие силы и вдохновение, тогда как волосы на теле олицетворяют низшие силы ума и тела. Распущенные волосы означают свободу и брачный возраст, связанные волосы — брак и подчинение. Бритые волосы, или тонзура (см.), говорят об аскезе или символизируют человека, посвятившего себя чему-либо и отказавшегося от физических возможностей. Волосы, вставшие дыбом, означают магические силы, божественную одержимость или страх. Взлохмаченные или вырванные волосы символизируют печаль и траур, В волосах (как и в ногтях), связанных с жизненной энергией и силой, сосредоточены добродетели и прочие свойства человеческой натуры. Отсюда берет начало культ святых мощей и обычай сохранять на намять прядь волос любимого существа или первые молочные зубы ребенка. • Волосы символизируют физическую силу, смелость (Самсон и судья Израиля были обязаны им своей сказочной силой). • В мифах полное облысение было воплощением бесплодности материи, лишенной божественных воспроизводящих сил. Во многих культурах во время траурных церемоний приносились в жертву волосы: отрезание кос женщинами является символом ухода в монастырь. В экзотических культурах определенные, тщательно уложенные прически часто являются признаками социального положения или рода занятий. Когда дети вырастают из малолетства, их часто по-особому постригают, иногда оставляя им специальный локон (прядку, чубчик) вплоть до достижения ими юношеского возраста (например: древнеегипетский бог Гор — ребенок с локоном — Гор-па-херд, Гарпократ). Сверхъестественные и демонические существа часто представляются змееволосыми (фурии, этрусский демон смерти Хару, Медуза), а красный окрас волос во многих случаях считается "дьяволическим^ «Волосатость» принадлежащих к современным альтернативным движениям и субкультурам является выражением желания быть независимым от норм цивилизованного общества или протестом против них. Вышеупомянутый мотив нагой девы, укрытой чудесным богатством своих собственных волос, отражен в легендах и сказках достаточно широко, особенно в сюжетах староиспанских баллад. При этом, в частности, речь идет о св. Агнессе и о Магдалине. Известно, что в магии часто прибегают к чародейству с волосами, например лица, на любовь которого надо повлиять, при помощи завязывания узелков на пряди его волос. Широко распространена была в 19 в. мода носить в медальонах локон любимого человека. по распространенным в народе представлениям носитель жизненной мощи, так как они растут даже после смерти их обладателя, а по библейскому преданию о герое Самсоне, волосы его были вместилищем его силы. Соответствуют огню, символизируя разрастание первичных сил (50). Важное вспомогательное значение имеет цвет волос. Темный или каштановый оттенок подчеркивают их общую символику, то есть темную, земную энергию; золотые волосы ассоциируются с солнечными лучами (31, 38) и со всей обширной солнечной символикой; медно-рыжие говорят о демоническом характере и связываются с Венерой (32). У многих народов волосы считаются носителями телесной, а часто также и скрытой силы (вспомните о библейском Самсоне). Захват волос символизирует покорение всего народа согласно принципу pars pro toto (часть вместо целого). Иногда прическа является знаком принадлежности к какой-либо группе, секте. Унизительный символ подчинения военной дисциплине в некоторых странах. Действие фильма разворачивается в конце 60-х годов, в самый разгар движения хиппи. В одну из таких компаний «детей цветов», которые празднуют наступление эры Водолея, попадает молодой провинциальный парень Клод. В Нью-Йорке, где и происходит действие фильма, он влюбляется в богатую девушку Шэйлу. У н…его Этот неожиданный финал звучит как подлинный реквием по мечтам и надеждам «бунтующих шестидесятых», по той Америке, что послала своих невинных сыновей на заклание. Вот почему картина Милоша Формана воспринимается в одном ряду с такими трагическими кинопроизведениями второй половины 70-х годов, повествующими о «послевьетнамском синдроме», как «Охотник на оленей», «Возвращение домой» и «Апокалипсис сегодня». Горький и трезвый взгляд на «блудных детей» и на самую Америку, которая заблудилась в мире насилия, военного психоза и разгула необузданной вседозволенности, злая сатира на сильных мира сего и на безумную военщину (роль генерала отлично сыграл известный режиссёр Николас Рей) не очень-то пришлись по душе американским зрителям и критикам. Они не приняли фильм, поскольку ждали лишь развлечения с некоторой долей сенсационности для приправы. А ещё лента «Волосы», безусловно, восхищает своей безудержной фантазией, красотой, яркой образностью (немалая в том заслуга принадлежит изумительному оператору Мирославу Ондржичеку, снявшему почти все работы Формана, включая чешские), лёгкостью и изяществом великолепных танцев, которые поставила хореограф-новатор Твайла Тарп, и замечательными песнями, ставшими подлинной классикой жанра. © Copyright: Наталия Крышан, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|