Характеристика фиолетового цвета

Наталия Крышан: литературный дневник

Фиолетовый цвет оказывает тонизирующее действие на головной мозг и глаза, способствует выработке гормонов радости (эндорфинов), мелатонина.
Органы, на которые действует фиолетовый цвет: нервы, железы, прежде всего гипофиз, лимфатическая система.
В хромотерапии фиолетовый цвет:
Снижает , уменьшает боли;
Оказывает благотворное воздействие на человека при напряженном ритме жизни, при бессоннице, мигренях и депрессиях;
Омолаживает;
Повышает творческую активность и иммунитет. Конечная цель красного, импульса к переживанию и завоеванию – успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем.



ФИОЛЕ;ТОВЫЙ ЦВЕТ, ФИОЛЕ;ТОВЫЕ ГАРМО;НИИ (греч. yanthos — см. тропы художественные; фиалка; см. также гармония; фиолетовые краски; цвет). Фиолетовый не является основным тоном спектра, или хроматического ряда, поскольку получается от смешения красного и синего цветов. Однако он входит в число дополнительных тонов (дополнительным к фиолетовому является желтый цвет; основными цветами считаются красный, желтый и голубой). В хроматической гамме фиолетовому цвету, как производному, соответствует самая слабая музыкальная нота "си" (см. цветомузыка, цветомузыкальное искусство). "Фиолетово" звучит струнный музыкальный инструмент — виола (отсюда его название). Фиолетовый относится к глубоким, "низким" и холодным тонам (см. тепло-холодные отношения тонов). В поздней античности и Византии фиолетовый и пурпурный цвета называли блаттион. Его считали "императорским" (см. также порфира). На Руси — юбагр. В Средневековье, особенно в искусстве Готики, в витражах соборов чаще всего использовали фиолетовые гармонии — складывали вместе красные и синие стекла. Красный — цвет крови, синий — цвет неба; все вместе, глубокий фиолетовый тон, — цвет молитвы (см. средневековое искусство). В древнерусском искусстве этот мистический тон использовали реже, он уступал место радостным, земным краскам: красный, белый, зеленый и охристый. Фиолетовые смальты, рядом с золотыми и ярко-зелеными встречаются в византийских мозаиках, в частности в Равенне. В Англии периода елизаветинского Ренессанса (вторая половина XVI в.) одежду фиолетового цвета могли носить только царствующие особы и члены королевской семьи. Символику фиолетового цвета рассматривал в "Учении о красках" Й. В. Гёте (см. также символика звуков; символика цветов; цветозвук). Иррациональность, мистичность фиолетовых тонов сделала фиолетовые гармонии особенно любимыми в искусстве романтиков. Фиолетовый — цвет идеалистического символизма (см. "серебряный век"). Русский поэт А. А. Блок писал о том, что фиолетовый — это цвет мечты, мира идей и недосягаемого идеала. Удивительные, загадочные фиолетовые гармонии демонстрирует картина М. А. Врубеля "Сирень" (1900; см. т. 5, цв. ил. 18). Глубокие фиолетовые, голубые, розовые тона рядом с золотыми отблесками сверкают в шедевре Врубеля "Демон поверженный" (см. демон). Блок также писал о "фиолетовых скрипках" и "пурпурно-лиловых" тонах и что "фиолетовый запад гнетет" (1904). В речи "Памяти Врубеля", прочитанной на похоронах выдающегося художника 3 апреля 1910 г. на Новодевичьем кладбище в Петербурге, Блок создал "фиолетовую симфонию": "Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы... Старый вечер льет и льет золото в синие провалы... Снизу ползет синий сумрак ночи и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное; в художнике открывается сердце пророка... И золото горит, не сгорая... Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он — вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова — символы наших времен:


Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет



Синий, мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном. Оба пути ведут к единению. Красный путь достигает отождествления через боевое завоевание. Синий стремится к отождествлению через самопожертвование.



Оба цвета, красный и синий, стремятся к отождествлению, единению и слиянию в виде любви.



Красный путь – мужской, патриархальный.



Синий путь – женский, матриархальный.



Мужской красный и женский синий сливаются в фиолетовый. 75% детей до наступления половой зрелости, в возрасте с недифференцированными половыми признаками предпочитают фиолетовый цвет. Среди умственно отсталых детей его выбирают 85%. Цвету, не отделяющему мужского красного от женского синего, часто отдают предпочтение и гомосексуалисты. По средним статистическим данным, фиолетовый цвет предпочитают также беременные женщины, однако сразу после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.



Известный в свое время психолог Вильгельм Вундт приписывал фиолетовому цвету – на основании его связи с красным и синим одновременно – склонность к мрачно – меланхолической серьезности и взволнованно – тоскливому настроению. При этом Вундт, видимо, имел в виду сумеречный фиолетово, – синий цвет. Ученик Вундта Стефанеску – Гоанга метко охарактеризовал действие этого цвета как "завуалированное возбуждение". Это, якобы найденное экспериментальным путем значение справедливо и для средне – светлых нюансов фиолетового цвета.



Красный и синий, мужской и женский, активный и пассивный – эти две потивопложности в фиолетовом уничтожаются. Николаус Кузанус, который сам носил перстень с фиолетовым камнем, который как кардинал стоял выше половых связей, который первый объединил средневековье и современность, теологию и философию, умозрительную мистику и естественно – научное экспериментирование и назвал свое произведение "Сознательное незнание", создал для фиолетового цвета утвердившееся понятие "Cointidentia oppositorum", что означает уничтожение, или гармония противоречий.



Фиолетовый цвет является также магическим отождествлением, – например, между человеком и животным, так называемым тотемом, которое Леви – Брюль установил в примитивных родовых религиях.



Уничтожение субъективно – объективных противоположностей, мистическое, магическое, волшебное, способное уничтожить противоположность между желанием и действительностью, это фиолетовый цвет. В этом его волшебство, и это волшебство – его очарование.



Слияние противоположностей, отождествление – это одно значение фиолетового цвета. А ведь в любом процессе переживания (в дальнейшем везде – эмоции) и мышления всегда имеются субъективно – объективные противоположности, они действенны и часто трагичны. Синий покой будоражится красным импульсом и побуждается к восприятию воздействий окружающей среды. Но и наоборот: красный импульс тормозится, синим покоем, накапливается, дозируется, дифференцируется и доводится до такого совершенства, что возникает чувственная восприимчивость. Эти колебания между красным и синим, между импульсивным желанием и осмотрительной восприимчивостью дают другое значение фиолетового цвета, а именно – чувствительность. Таким образом, в целом фиолетовый цвет выражает чувственное отождествление, которое часто стоит на грани инфантильности и определяется как "внушаемость". Так, например, проведенные исследования показали, что низшие слои населения отдают предпочтение фиолетовому цвету значительно чаще, а высшие слои отклоняют фиолетовый цвет внушаемости значительно чаще, чем средние, и, тем самым, негативное и критическое отношение к нему.



Всевозможные оттенки фиолетового цвета – от светлых, резких, с их пикантно – эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику, - имеют одну и ту же цель, один и тот же смысл: чувственное отождествление. В таком состоянии находится будущая мать, эстет, эротоман и человек, верящий в таинственное, божественное.



Если отдается предпочтение фиолетовому цвету, то в этом следует усматривать "захватывающий интерес" и потребность в чувственном отождествлении, которое приобретает совершенно другой характер, если вторым любимым цветком является возбуждающий, сексуальный красный, а не сентиментальный, спокойный синий. Фиолетовый с красным выдает повышенную эротическую возбудимость, тогда как фиолетовый с синим, свидетельствует о "захватывающем интересе" ко всем возможным проявлением нежной чуткости.



В Америке и Центральной Европе фиолетовый цвет отвергается в тесте как неприятный, особенно интеллектуалами и людьми искусства. Напротив, из 1000 иранцев 450 среди двух наиболее любимых цветов назвали фиолетовый. Этнологические научные экспедиции, проводившие обследование среди индейцев центральной Бразилии и среди негров Африки, не тронутых культурным влиянием, установили, что фиолетовый цвет является там самым любимым. То же самое установлено среди народов Среднего и Дальнего Востока, где чувственная возбудимость и стремление к эротическому отождествлению выражены значительно нагляднее.



То означает отклонение фиолетового цвета? Если сопоставить этнологические народы, предпочитающие и отклоняющие фиолетовый цвет, и если сравнить типы людей, выбирающие его или отвергающие, на основании социологических исследований конъюнктуры рынка и фирменных товаров и использовать статистику, то напрашивается вывод: чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, и тем чаще он отклоняет от фиолетовый цвет.



Если проанализировать предпочтение фиолетового цвета детьми, особенно дебильными, а, с другой стороны, отклонение фиолетового цвета интеллектуально развитыми детьми критического склада в условиях современной цивилизации. Вспоминается изречение из "Евангелия от Матфея": "Блаженны нищие духом в этом мире, ибо им принадлежит царствие небесное". Кто отклоняет фиолетовый цвет, тот из – за склонности к чувствительности и эротике боится потерять свою независимость и поступиться своим чувствительным эгоцентрическим "я". Эти люди стремятся рационально контролировать свою чувственность и критически решать, гарантируются ли при эротическом отождествлении и личном обязательстве откровенность и искренность и оправдан ли риск. В современной культуре фиолетовый цвет – чувственное отождествление – не находит широкого распространения. Сердечную общность вытесняют притязания на влияние и стремление к превосходству во всех формах снобизма и соперничества. Восторженное само пожертвование заменяется принципом целесообразности и надежности. Эстетическое восприятие часто заменяют простым подражанием моде.



Между противоположным красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый: гармония противоречий.


Фиолетовый цвет подталкивает к великим идеям, развивает интуиции, дает вдохновение, сострадательность, чувствительность, вызывает стремление к желанию очаровывать, повышает внушаемость.


Общая характеристика фиолетового цвета
Расстояние – далекий
Объем – уменьшающий, делающий изящнее
Масса – тяжелый
Насыщенность – насыщенный
Температура – холодный
Светлота или яркость – затемненный
Движение – спокойный
Первое ощущение – пугающий, важный, значительный
Психологическое воздействие – завуалированное возбуждение, взволнованно-тоскливое настроение, таинственность, пробуждает креативность и интуицию, подстегивает воображение, но не способствует рациональным размышлениям, успокаивает, снимает раздражение, улучшает сон. В больших количествах утомляет и вгоняет в депрессию.
Любители – сентиментальные или артистические и творческие люди, женщины
Подходящие комнаты – спальня, будуар, комнаты для медитации, домашние кинотеатры
Неподходящие комнаты – кабинет, детские
Дополнительный цвет – лимонно-желтый
Предпочитаемые стили – футуризм, хай-тек, поп-арт, викторианский стиль, модерн.


Хорошие сочетания фиолетового цвета
Монохромная гамма: соединение фиолетового с его более бледными оттенками, голубым, синим, розовым.
Контрастная гамма: сочетание с красным, оранжевым, а также со своим дополнительным цветом – желтым.
Нейтральная гамма: сочетание с коричневым, охрой, зеленым, серым и белым. Соединять фиолетовый с черным следует с осторожностью.


Оттенки фиолетового цвета:
Лавандовый
Сиреневый
Лиловый
Пурпурный
Сливовый
Фуксия
Флокс
Баклажан
Аметистовый
Ежевичный
Черничный


На эмоциональном уровне фиолетовая энергия способствует симпатии и взаимопониманию, а на ментальном - вдохновению и воображению.


Также он способствует заживлению глубоких тканей и ран. Нежно-фиолетовый аметист помогает там, где необходима особая чувствительность.
Многие пьют из-за чрезмерной восприимчивости к окружающему шуму и пытаются таким образом отстраниться от него. Другая причина злоупотребления алкогольными напитками — это сильное желание пережить духовный опыт. Аметист в таких случаях помогает и препятствует истощению вашей энергии.
Фиолетовые и лиловые минералы редко встречаются в природе. Среди наиболее известных аметистовый кварц. Такими же тонами обладают флюорит, сагилит, чароит, танзанит, иолит или сапфировая вода, лепидолит и кунзит.


Агаты с фиолетовым оттенком также защищают восприимчивую натуру и служат балластом для стабильности и удовлетворения.
Этот цвет ассоциируют с тайной, завесой, за которой происходит преображение.



Другие статьи в литературном дневнике: