Китайская символика

Наталия Крышан: литературный дневник

Многообразие видов и сортов цветов является неисчерпаемым источником идей для китайцев. Каждый цветок имеет свое символическое значение. Часто изображения весьма условны и имеют настолько несвойственные природе цвета, что очень трудно определить конкретный вид.
В соответствии с общими правилами искусства они изображаются будто бы при виде сверху. Каждый цветок практически всегда изображается в соседстве с какой-то конкретной птицей. Птицы с длинными хвостами, например, феникс, павлин, петух и фазан, изображаются вместе с пионом; утка – с лотосом; ласточка – с ивой; перепела и куропатки в основном изображаются вместе с просом; аист и сосна, будучи эмблемами долголетия, тоже соседствуют в одном изображении.
Бамбук, сосна и слива мэйхуа считаются тремя неразлучными, верными друзьями, потому что остаются зелеными и в холода. Их часто изображают вместе.
В качестве символов двенадцати месяцев года нередко используют различные цветы и цветущие плодовые культуры.
Цветочный календарь так же дает пояснения, что обозначает тот или иной цветок.
Январь (и зиму в целом) олицетворяет цветок сливы.
Цветок персика принадлежит февралю. Он означает победу красоты над злом и несёт в себе секрет бессмертия.
Для марта, представляющего весну, символом выбран цветок древовидного пиона. Он символизирует богатство, честь, любовь и привязанность, женскую красоту, здоровье и процветание.
Цветок вишни посвящен апрелю.
Цветок магнолии – маю. Подобно многим другим цветкам, это – олицетворение женской красоты и свежести.
Середина года – июнь – отмечена цветком граната. Он означает пожелание большого потомства: если кто-нибудь захочет уточнить число своих потомков, пусть пересчитает зёрна в плоде граната.
Символ июля – цветок лотоса. Поскольку у лотоса можно видеть бутоны, цветки и плоды одновременно, его считают также символом прошедшего, настоящего и будущего.
Август – груша.
В девятом месяце года главенствуют цветки мальвы.
В десятом – хризантемы, посвященные ещё и осени в целом. То, что хризантема выдерживает холода, символизирует благородство и нерушимую дружбу.
Ноябрь обозначен душистым цветком гардении.
А декабрь – алым маком.
Четыре сезона представлены следующим образом: три цветка пиона – для весны, лотос – для лета, хризантема — для осени и слива мэйхуа для зимы.
Некоторые виды растений считаются символами тех или иных качеств человека. Так, орхидея символизирует изящество и скромность, бамбук – прямоту и стойкость, персик – долголетие, хризантема – символ совершенства, осеннего спокойствия и изобилия. Или, например, сочетание сливы и бамбука символизирует прочную дружбу.


В китайской мифологии рыба символизирует изобилие(рыба и изобилие являются омофонами в китайском языке), богатство, плодородие, гармонию.


Белый заяц (кит. ;;, палл. бай ту) – по легенде на луне живет яшмовый заяц (en), который толчет в ступе снадобье бессмертия. Отведавший этого снадобья обречен на вечную жизнь на луне.


Великий предел – исток всего сущего, в том числе трех начал – неба, земли, человека.


Ветер с дождём – вино.


Владыка Белый – один из пяти Мировых Владык, правитель Запада.


Вода красная – признак весны, когда воды несут лепестки сливы, персика и другие


Волосы распущенные – человек распускает волосы, если хочет стать отшельником или соблюдает траур по близкому человеку.


Воронья стая – духовная чернь, толпа. Вороны многочисленны, кружатся над самым полем, наслаждаются обществом равных и не чувствуют одиночества.


Врата Пустоты (кит. ;;, палл. кун мэнь) – буддистское учение.


Встреча в тутовнике – символ любовного свидания.


Горный цветок – символ уверенности в стойкости друзей.


Гусь одинокий – символ бесприютного скитальца, а иногда и вестника. Гусь летает высоко, у него есть далекая и прекрасная цель, и он тщетно ищет себе подобных.


Гусь дикий – символ весточки, письма.


Девятый день девятой луны – осенний праздник «двойной девятки». В этот день принято подниматься в горы, ломать кизиловые ветки и украшать ими волосы, чтобы предотвратить болезни и наваждения.


Дни холодной пищи – трехдневный весенний пост, когда не полагалось есть горячую еду. Пост посвящен верности людей. По легенде, один человек верно служил своему князю, когда тот находился в изгнании. Когда хозяин занял высокий пост, он решил наградить слугу, но тот не принял награду и ушел в горы. Тогда князь приказал поджечь лес в горах, чтобы заставить слугу спуститься в долину. Слуга сгорел в пожаре, но не спустился вниз. В память о верном слуге князь запретил в этот день разводить огонь в очагах.


Дождь и облака – символ свидания. По легенде к князю во сне явилась фея горы Ушань и разделила с ним ложе. Уходя, она сказала: «Я рано бываю утренней тучкой, а вечером поздно иду я дождем».


Дракон, зеленый (или синий, лазоревый) (кит. ;;, палл. Цин Лун) – один из Четырёх знаков зодиака, символ Востока, весеннего возрождения под цвет зеленой травы. Встреча с лазоревым Драконом – предвестие счастья.


Дракон-Свеча – мифический страж Севера, гигантский змей с человеческим лицом. Во рту к него вместо зубов – свечи. Когда он открывал глаза и пасть, весь мир озарялся ярким светом.


Драконы спящие – примета осени, по поверьям, осенью водяные драконы опускаются на дно и погружаются в спячку.


Дух ветра и потока – состояние полной внутренней свободы, раскованность, творческое вдохновение.


Золотая волна – синоним осенних вод. Осени соответствует элемент металла, в том числе и золота.


Истоки желтые (жёлтые родники, ;;) – загробный мир. Девять истоков – образное обозначение загробного подземного мира.


Кипарис (см. сосна)


Ковш Северный – созвездие Большой Медведицы.


Козодой – мотив и символ разлуки. Крик козодоя созвучен со словами «вернись назад».


Куньлунь – горный хребет на западе Китая, где живет бессмертная фея Си Ванму – владычица Запада, в садах которой растет персиковое дерево, плодоносящее один раз в несколько тысяч лет. Отведавший плодов персика обретал бессмертие.


Лиса девятихвостая – символ коварства.


Любящие реки и озера – те, кто предпочитает жить на лоне природы.


Меч и туфли – образное наименование высших сановников.


Облака пятицветные – благовещий символ (связано с легендой о Нюйве, починившей небо разноцветными камнями).


Олень белый – переносил по земле бессмертных и магов, близких к достижению бессмертия. Пасти оленя – значит воспитывать свой дух, чтобы быть равным бессмертным небожителям.


Парча, вышитая письменами – легенда о тоскующей в разлуке жене, которая вплела письмена в орнамент парчи, чтобы рассказать мужу о себе.


Персика источник – в гуще цветущих персиковых деревьев, окруживших чистый источник, находится вход в пещеру, ведущую в счастливую страну, где живут люди из далекого прошлого, существуя в параллельном измерении к существующему миру. Они живут мирной сельской жизнью, весело. Время для них остановилось.


Петух небесный – жил на гигантском дереве на берегу Восточного моря. Каждое утро он возвещал зарю, а ему откликались все петухи Поднебесной.


Пещеры небесные – жилище бессмертных.


Плот восьмой луны – примета осени. Некто в восьмую луну (примерно в сентябре) увидел на берегу моря выстроенный плот, отправился на нем в путешествие и достиг Млечного пути.


Полумесяц – символ осени – луна как символ времени, как колесница, влекущая природу и человека к закату года.


Пояс желтый – принадлежность даосского одеяния.


Пух хлопка драгоценный Будды – сильный снегопад в новогодние считался подарком Будды и предвещал счастливый следующий год.


Пять – человеколюбие, верность долгу, следование обрядам, мудрость, доверие.


Пять Вершин – пять священных гор Китая, расположенных по четырем сторонам света и в центре, являющихся опорами небосвода.


Река серебряная – Млечный Путь (Небесная Река).


Роса – символ быстротечности жизни.


Рис белый – метафорическое обозначение серебра.


Слива цветы – (mei hua) белые, красные, розовые с пятью лепестками являются символами весны, молодости, красоты.


Сосна – сосна и кипарис в китайской поэзии символизируют духовную стойкость, неизменность устремлений, жизненную силу и долголетие. Даосские маги использовали семена кипариса и сосны для продления жизни. Сосна и кипарис на кладбище вызывают печальные думы о смерти, о быстротечности и непрочности человеческой жизни.


Стирка большая – «грохот вальков», примета осени, стирка устраивается перед тем, как сложить в сундуки летнюю одежду.


Суп брачного согласия – полагалось есть во время брачной церемонии в честь двух божеств согласия Хэ и Хэ (en).


Тигр белый (кит. ;;, пиньинь B;i H;, палл. Бай Ху) – один из Четырёх знаков зодиака, символ Запада, предвестник беды. На западе находится страна мертвых.


Ткать надежду – легенда о Пастухе и Ткачихе. Дочь Небесного Владыки (звезда в созвездии Лиры) искусно ткала бесконечную облачную парчу в небесах. Отец выдал ее замуж за Пастуха (звезда в созвездии Орла). Охваченная любовью Ткачиха совсем перестала ткать парчу. Тогда Небесный Владыка разлучил супругов. Им было позволено встречаться только раз в году – в седьмой день седьмого лунного месяца, и им приходилось переправляться через Млечный Путь по волшебному мосту, который строили слетавшиеся со всего мира сороки из своих хвостов.


Три – истинный путь неба, земли и людей.


Тучи понукать – летать на тучах мог даосский бессмертный, достигший высокой степени очищения. Бессмертные летали и на белых журавлях.


Утка – образ вышитой маленькой уточки как символ любви. Одеяло с вышитыми уточками – символ брачных утех. Уточка мандаринская – символ супружеского согласия.


Феникса гнездо – присутствие Феникса (кит. ;;, фэнхуан) считается признаком процветания страны и благоденствия народа. Отсутствие гнезда говорит о том, что Феникс не прилетит.


Холодный звук котлов – котлы для варки пищи в ночное время использовались для подачи различных звуковых сигналов.


Хризантема – в древнем Китае пили вино с лепестками хризантемы, горечь которых напоминала о приходе осени.


Цветами граната украшенный пояс – один из подарков для новобрачной, символ многочисленного потомства.


Цикады – примета приближающейся осени и быстротечности жизни, несмотря на мелодичное пение цикад и появление светлячков.


Шёлк белый – символ седых волос.


Шесть кладовых – печень, желудок, толстые и тонкие кишки, мочевой пузырь, дыхательный и пищевой тракты.


Эфир изначальный – неуничтожимая материально-духовная субстанция, из которой в процессе осуществления Великого Дао (Пути Вселенной) образовался наш мир, где попеременно преобладают Инь и Ян, но человек проходит свой путь только один раз.


Яшма круглая - полированное кольцо «би» из светло-зеленого нефрита с отверстием посредине. Ширина кольца была равна отверстию посредине. «Би» символизировало небо, его бесконечность и даруемую им власть.



Другие статьи в литературном дневнике: