Константы Ильдефонс Галчинский

Наталия Крышан: литературный дневник

ВАРИАЦИИ НА ЖИТЕЙСКИЕ ТЕМЫ


Чтобы жаль было с ней расстаться,
жизнь должна быть как лента в танце,
с позолотой,


чтоб заботы, дела, печали
родниковой водой журчали,
не болотной,


чтоб не только по именинам
то колечко жене с рубином,
то браслетик,


чтоб Венера светила в поле,
чтобы к хлебу — щепотка соли
и букетик,


чтобы ночь была лунной-лунной
и сова проплывала шхуной
темнокрыло,


чтобы утро с его трудами
загоралось в оконной раме
и бодрило,


чтобы звезды на ясном небе,
дрозд на жердочке и “Онегин”
под рукою,


чтоб подсвечник стоял удобно
и дымился табак, подобно
пеплу Трои,


чтобы мирно цвели герани,
чтобы слышались, как в органе,
вздохи ветра


и звучал бы в нем vox humana
Иоганна Себастиана
до рассвета,


чтоб и кот, и сверчок, и псинка,
и чтоб был полуштоф с перчинкой,
а рождественский гусь с начинкой,


и вообще чтоб не только шкварки
или студни,
а на праздник — сонет Петрарки,
да и в будни.


1951


ФАТАМОРГАНА


Ну, вот и беды отстали,
сейчас разгоним печаль мы.
В краю серебряной дали
растут зеленые пальмы.


На пальмах спят попугаи,
как звезды, сбитые в стаи,
и пальмы, спать помогая,
баюкать их не устали.


Под пальмой сонные дети
лежат, как черные дыни.
И светит, светит и светит
больное солнце пустыни.


А ночью небо над нею
как шахматные этюды.
И все смутнее, смутнее
бегущие вдаль верблюды.


1929


ЛИРИЧЕСКИЙ РАЗГОВОР


- Как любишь ты меня?
И я ответил:
- Под солнцем я люблю, при лунном свете.
Люблю тебя и в шляпке я, и в шали.
В дороге на ветру - и в людном зале.
Средь тополей, и сосен, и берез.
Во сне. И если занята всерьез.
Когда еду готовишь у плиты
(и даже если нож уронишь ты).
В такси. И вообще - в любой машине.
В начале улицы, в конце и в середине.
Когда расчёской волосы разделишь.
В опасности. В кино. На карусели.
В горах. На море. В туфлях и босою.
Вчера и завтра. Днём, ночной порою.
Весной, когда с небес - потоки света.
- А летом как?
- Люблю, как душу лета.
- Что про любовь осеннюю ты скажешь?
- Люблю - коль зонтик потеряешь даже.
- Зимой, когда покрыты снегом сёла?
- Люблю тебя я, как огонь весёлый.
Я место рядом с твоим сердцем берегу.
Снег за окном. Гляди: вороны на снегу.



ДОЖДЬ


(I)
Тебе сказала я раз сто, а может, двести,
что время уходить: льет дождь, уже темно.
Стоять вот так, лицом к лицу, на том же месте, -
действительно смешно, неслыханно смешно.


Где видано, чтоб так глядеть в глаза друг другу,
как будто под дождем фильм крутится немой?
Где слыхано, чтоб так в руке держали руку?
Ведь завтра мы опять увидимся с тобой.


И так расстаться трудно,
и так расстаться трудно,
и если даже дождь идет слегка - ну ладно;


и так расстаться трудно,
и так расстаться трудно,
нас здесь, наверно, этот дождь зачаровал.



МЕЛОДИЯ


Указала на грудь себе пальцем,
что кольцом, как короной, увенчан.
Дать бессмертье просила ей - вальсом
иль стихами, звучащими вечно.


И до клавиш дотронулись руки,
чтоб воспеть и уста, и ресницы;
упорхнули мелодии звуки
за окно, словно певчие птицы.


Записав эти звуки стихами,
стал я словно властителем света.
Её руки так пахли цветами,
и звучала мелодия эта...



ПИСЬМО


Тебе я, моя родная,
желаю спокойной ночи.
Я всюду твой след замечаю,
а ночь - весенняя очень!


Ты мне лишь одна - отрада,
и имя твое так сладко,
ты мне - и летом прохлада,
ты мне - и зимой перчатка.


Ты - счастье мое зимою,
осенью, летом, весною,
шепни мне: "Спокойной ночи!",
поговори со мною.


За что же мне радость эта,
рай тихий вдвоем с тобою?
Ты - свет моего света,
мелодия рядом с судьбою.



ПОСЛАНИЕ ВЛЮБЛЕННЫМ


Вы сегодня - главные на свете,
в этом я трёх лун клянусь сияньем.
Вам поют кузнечики, а ветер
слил ваш вздох с полуночи дыханьем.


В небе звездопада танец ярок -
это август ради вас колдует.
Ну так бросьте же цветок в подарок
этой ночи, что для вас танцует.



НОЧНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
(из цикла Noctes aninenses)


Я, Константин, сын Константина
(в Испании - маэстро Ильдефонс),
не находясь в рассудке здравом,
пишу при свечке завещанье.


Я вижу - мотылек летит на свечку, храбр;
как тень его, дрожит моя рука...
И, значит, мастеру, что сделал канделябр,
июньского оставлю мотылька.


Когда однажды мастер этот, одинок,
пройдет по улице, - а день уже угас, -
пусть прилетит на чью-то свечку мотылек;
цветы закроются на клумбах в этот час.
И он увидит мотылька в чужом окне
и остановится. И вспомнит обо мне.


А всем поэтам - и в грядущем, и сейчас -
я завещаю эту кафельную печь,
где мысли сгинули; где, в пепел обратясь,
исчезли игры, что совсем не стоят свеч;
и им же - месяц, что чернильницей служил:
его когда-то я по случаю купил.


И вот тогда, когда придут иные дни,
когда настанет ночь совсем иная,
и над тетрадью будут мучиться они,
как эту ночь запечатлеть, не зная, -
я буду в тучах, в шелесте деревьев,
в листах тетрадей буду, в скрипе перьев,
поскольку ночью я и начал, и затих,
и партитуру ночи полностью постиг.


А вот седьмое небо оставляю
я дочери своей, чья жизнь - балет;
оставлю ей и херувимов рая,
и вышний шум, и иллюзорный свет,
природу - как копилку всех секретов
и как учебник для ее балетов.


Для Теофила - когда вечер настаёт -
пусть будет улочка для шепота одна;
еще оставлю створку кованых ворот -
на них когда-то был Нептун из чугуна,
потом из города сбежавший навсегда.
Теперь на небе он - спокойная звезда.


Очарование оставлю, что собрал
я на земле, для всех людей хороших,
все дни из золота, все дни из серебра,
и даже дятлов, даже этих мошек,
что близ акации роятся в час заката...
Вдали встает заря, откуда нет возврата.


Блеск феерический - стихам; они сильней
сквозь тьму и злобу пусть осветят даль.
А стройной, смуглой что оставлю я моей?
Печаль.



А ПОЛЮБИЛ ТЕБЯ...


А полюбил тебя я ночью голубою,
бескрайней ночью, средь волшебной темноты;
в ночи светили лишь сердца у нас с тобою -
когда вздохнул я и когда вздохнула ты...


Тебя люблю в короне и босою,
и на рассвете, и порой ночною.


И если скажешь мне: "Хочу, чтоб ты ответил -
за что же так в меня влюбился без ума?",
отвечу так: "Когда в лесу услышишь ветер,
зачем он в лес забрел - спроси его сама;


спроси - зачем разыскивает всюду
он ягоды шиповника, как чудо?"



Другие статьи в литературном дневнике: