Ямб энергичен, деловит...
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.
Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.
Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.
Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек – облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.
Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.
В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер стихотворения определяет его темп, музыку, настроение. Основные стихотворные размеры – это двухсложные ямб или хорей и трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест. У каждого из этих размеров свой ритм, придающий стихотворению определенные особенности.
Как определить размер в стихотворении
Инструкция
1
В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
2
Напишите стихотворную строчку и подчеркните в ней все слоги (или гласные буквы), которые получились ударными. Например:
мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил
когдА не в шУтку зАнемОг…
3
Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение падает на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.
Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч
тЫ кудА помчАлся вскАчь
Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.
4
Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:
тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:
конЯ на скакУ останОвит,
в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:
Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
5
Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.
Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».
Подробнее:
ЕСЛИ СЛОЖНО, ПОДСКАЗКА!
Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест
Наталия Аристова
Ямб
Ямб энергичен, деловит;
Как вечный демократ,
Всегда он чуточку спешит,
И всем поэтам рад.
Но есть величия секрет,
В стихах, простых на вид:
Ведь ямбом пишется сонет,-
Традиция гласит.
Хорей
У хорея ритм двусложный
Безударный - на второй.
Бодрой песенкой дорожной
Он вдруг чудится порой,
То капелью утро будит,
То кукушкой прокричит…
Как природа данный людям,
Часто он вокруг звучит.
Дактиль
Дактиль задумчив и полон покоя,
Взмахами пальца считая размер.
Это его шестистопной строкою
В мире гекзаметр прославил Гомер.
Есть в нём величия странная сила,
Отзвук вопроса, дерзаний святых,
И дорогой, по-старинному милый,
Истинный блеск непростой красоты.
Амфибрахий
Для русского слуха хорош амфибрахий,
В нём есть широта и простор,
Отчаянье удали в снежном размахе,
Неспешный степной разговор,
Бескрайних лесов потаённые чащи,
В безбрежности рек – облака,
Им вдруг заклинанья читающий пращур
Посмотрит в глаза сквозь века.
Анапест
У анапеста нрав непростой:
И упрямым он слышен порой нам,
Выделяя незримой чертой
Звуки в чередовании стройном.
В нём приказ, утвержденье, напор…
С отголоском обыденной речи.
Может он рифмовать милый вздор
И романсом украсить наш вечер.
Презентация по литературе «Стихотворный размер. Понятие рифмы»
Данная презентация по литературе состоит из двух частей:
1)Стихотворный размер
2)Понятие рифмы.
В первой части рассматриваются понятие стопы, метра и стихотворного размера. Рассматриваются хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. А также дана практическая работа на определение стихотворных размеров на практике.
Во второй части рассматриваются виды рифм: кольцевая, перекрестная, парная.
Как определить ямб и хорей
Содержание
Вам понадобится
Инструкция
Как определить ямб и хорей
Ямб и хорей — это стихотворные размеры. Двусложные, потому что состоят из двух слогов, на один из которых падает ударение. В ямбе ударение падает на второй слог, в хорее - на первый. Ударный и безударный слог образуют стопу.
Вам понадобится
- бумага,
- ручка или карандаш;
- стихотворение для анализа.
Инструкция
Ямб и хорей — двусложные, самые простые, стихотворные размеры. Название хорея произошло от греческого слова «плясовой», происхождение слова «ямб» приписывают одноименному музыкальному инструменту. Оба размера энергичны, благодаря ритмичному чередованию ударного и безударного слогов. Ямб и хорей часто можно встретить в песенном жанре.
Хорей - стихотворная стихотворный размер с ударением на первом слоге. Возьмите для разбора какое-нибудь произведение. Например, всем известные строки А. С. Пушкина: «Осень мглою небо кроет...».
Расставьте во всем анализируемом тексте ударения. Схематично обозначьте ударные и неударные слоги. Ударные обозначьте !, неударные -. Посмотрите, что получилось: !- !- !- !-.
Заметьте закономерность, на какой слог постоянно падает ударение. В двусложной стопе должен быть только один ударный слог, именно очередность ударных слогов образует размер. Двусложным является размер, где из двух слогов один ударный. В хорее ударение всегда падает на нечетный слог, в разбираемой строке - на 1, 3, 5, 7 слог.
Заметьте, что идеально подобранные слова из двух слогов встречаются редко. Поэтому можно встретиться с характерным для двусложных размеров явлением как пиррихий - облегченная стопа, где ни на один слог не падает ударение. Чтобы определить размер стихотворения, где встретился пиррихий, нужно расставить ударения в нескольких строчках и уже делать вывод о размере.
Например, слова песни Ю. Шевчука: «Что такое осень - это небо,// Плачущее небо под ногами». Ударения образуют такую схему: !- !- !- !- !- // !- -- !- -- !-. Во второй строке дважды встречается пиррихий -
во 2 и 4 стопе.
Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге. В строке ударения всегда падают на четные слоги - 2, 4, 6, 8. Примером может послужить отрывок из «Евгения Онегина»: «Я вам пишу, чего же боле,//Что я могу ещё сказать?».
Расставьте в словах ударения и схематично изобразите ударные и неударные слоги: -! -! -! -! -. Ударение всегда падает на четные слоги: 2, 4, 6, 8.
Как определить стихотворный размер стихотворения. Лёгкая и доступная метода.
корнет
obolenskij
September 17th, 2009 http://obolenskij.livejournal.com/22248.html
Определение стихотворного размера при анализе стихотворения бывает камнем преткновения даже для отъявленных отличников. Почему? Потому что в школе на уроках литературы неправильно преподаётся его методика! Это говорю вам я, корнет Оболенский, лингвист и литератор, который, в отличие от пушкинского героя может с лёгкостью отличить хорей от ямба.
Итак, что же не так в школьной программе? Ну вообще-то, процесс определения стихотворного размера в школе происходит так: берётся стихотворение, переписывается в тетрадь какое-нибудь четверостишие, причём целиком!
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Затем разбивают на слоги и расставляют ударения. Давайте теперь и далее обозначать ударный слог апострофом ( ' ), а безударный - подчёркиванием (_). Вот наш "Онегин":
' ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' ' ' _ _ _ '
' _ _ ' _ ' _ ' _
' ' _ ' _ _ ' '
???!!! Что за бред???!!! Согласитесь, здесь сложно найти какой-либо такт и ритм и стихотворный размер, естественно. Тут нет ни хорея, ни ямба, сплошная азбука Морзе! Ну ладно, в первой строчке мы видим что-то наподобие хорея. Или ямба? Или всё-таки хорея? Да даже если знать, что стих исполнен четырёхстопным ямбом, то ничего учительнице всё-равно не докажешь.
И тут ученики начинают возмущаться, утверждать, что размер зависит от того, как разбить стихотворение на стопы, что здесь вообще нестандартный размер. Несмотря на то, что определение тактового размера стихотворения - устный процесс, и не требуется переписывать целое четверостишие, а можно ограничиться всего одной строкой (для определения стопности) и даже одной стопой!
Вспомним, собственно, какие у нас имеются варианты размеров:
Хорей ' _
Ямб _ '
Дактиль ' _ _
Амфибрахий _ ' _
Анапест _ _ '
Предлагаю вам, господа, простую и быструю методику определение стихотворного размера.
Первое правило: забудьте что такое ударение! Забудьте напрочь, потому что в моём методе термин "ударение" обозначает совсем другое.
Второе правило: забудьте что такое слово, потому что слово в терминологии моего метода - это вся строка целиком:
Мойдядясамыхчестныхправил
Когданевшуткузанемог
Онуважатьсебязаставил
Илучшевыдуматьнемог
Теперь разберёмся в термине "ударение" . Внимание! Чёткого определения этому термину я не дам. Скажу лишь то, что в одном "слове": а) несколько ударений; б) все ударные слоги отстоят друг от друга на равном расстоянии, потому что в) расстановка ударений определяется ритмом. Из этих постулатов следует, что надо использовать чувство ритма, а не логику. Прочитайте стихотворение в стиле индастриал, вспомните Hot Butter -- "Popcorn". Выделяйте ударные слоги повышением тона и громкости обязательно. Не "выстреливайте очередью" сразу несколько слогов, если по закону ритма слог должен быть ударным, произнесите его с ударением. "Бейте в барабаны", вы "ударник" в рок-группе. Или поезд: "чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!-чух-ЧУХ!", или: "ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух-ЧУХ!-чух-чух..." Кстати, в первом случае с поездом получается трёхстопный ямб, а во втором - трёхстопный дактиль.
Вернёмся к Пушкину. Если проставить ударения так, как предлагаю я, по закону ритма, то получится вот что:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Здесь "ударные" слоги выделены красным цветом. Заметьте, в слове "Мой", в частицах "не" и других односложных словах ударение не проставлено вообще, хотя по логике оно там должно быть. Зато в словах "занемог", "выдумать" стоит аж целых два ударения! Что значит по законам ритма! Попробуйте прочитать написанное выше четверостишие, чётко выделяя ударением гласные буквы в ударных слогах и произнося безударные как можно слабее, и вы поймёте, как следует ставить ритмическое ударение.
Какой же у нас теперь ритмический рисунок? А вот какой:
_ ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' _ ' _ ' _ '
_ ' _ ' _ ' _ ' _
_ ' _ ' _ ' _ '
Красота? Красота! Это же ямб! Четырёхстопный! А мы мучались, переписывали, ныли. А оказывается, надо просто почувствовать ритм, и решение само придёт.
Собственно, что же такое стихотворный размер? Зачем он нужен? А стихотворный размер - это то, что делает стихотворение стихотворением (здесь следовало бы добавить: "силлабо-тоническим стихотворением", но будем проще). Стало быть, у двух стихотворений с одинаковыми стихотворными размерами должно быть нечто общее? Интересно, что же? А вот что. Давайте-ка смешаем "Евгения Онегина" с "Парусом" М.Ю. Лермонтова. Получается вот такая забавная штука:
Мой дядя самых честных правил
В тумане моря голубом.
Он уважать себя заставил.
Что кинул он в краю родном?
Белеет парус одинокий,
Когда не в шутку занемог.
Что ищет он в стране далёкой,
И лучше выдумать не мог?
Хе-хе! Бессмыслица? Но нас интересует совсем другое. Каково читается (с точки зрения ритма)? Гармонично? Вроде да. Как будто ничего не меняли и не смешивали. Для сравнения:
Мой дядя самых честных правил,
Не с гор побежали ручьи,
Он уважать себя заставил,
Обходит владенья свои.
или:
Не ветер бушует над бором,
В тумане моря голубом,
Мороз-воевода дозором,
Что кинул он в краю родном?
Чувствуете, что-то где-то перескакивает, когда переходите на новую строчку. Меняется такт. Это говорит о том, что эти два стихотворения Некрасова и Лермонтова имеют разный стихотворный размер.
Tags: интересное, тексты
Другие статьи в литературном дневнике: