***

Ольга Заря 2: литературный дневник

ПИСАТЬ СТОИТ ТОГДА - КОГДА СИЯНИЕ СЕРЕБРА СЛОВ ЗАТМИТ БЛЕСК ЗОЛОТА МОЛЧАНИЯ...



поэтический клуб свободной поэзии
Чёрная Фея сегодня, 01:39


Олени сдохли... Файл завис.


Но коммент я пишу не зря...


Прошу, о, Ольга - спой на бис!


Мне каждый день - твоя Заря.
ответить
1 ответ поделиться



"Мы есть частью "пьесы", которая измеряется "открытием" и "закрытием", - "занавеса"!"


"О Великий Дух, сегодня я готов к тому, чтобы Ты использовал меня как проводника Твоего мира.Сделай так, чтобы сегодня моя поступь была видна, и люди говорили: "Вот идет Божий Человек". Я хочу знать то, что знает Он. Если они спросят, я скажу им,чтобы они шли на природу и молились, чтобы Ты наставил их." Мэтью Кинг



сергей клим
злюсь на себя за то что -не стена...
я-не стена .что пред тобой стоит...
а ты-лежишь...и ты -совсем одна
и ничего ты мне не говоришь


заплаканных ладоней на плечах
не ощущал,твоих, я никогда
и снишься мне... ты в эротичных снах
мечтой останешься ...быть может...навсегда...


С уважением,Олечка!!!



Виталий Опушкин
Не стихи, а ЖИЗНЬ... Я в восторге!
С ув. Виталий.
2012-07-21 07:59:56Ответить на рецензию/отзыв
Ольга Заря
Спасибо, Виталий! Вот такая она - ЖИЗНЬ...
2012-07-21 08:05:50


Вика_Виршева
Ольга, даже картинка пронеслась перед глазами... Сильное стихо, глубокие строки - спасибо!


С теплом, Вика.
2012-07-20 23:33:26Ответить на рецензию/отзыв
Ольга Заря
Картинка - символическая (имею в виду иллюстрацию), меня называли когда-то в молодости -Оленёнком (от имени Оля!)...
Спасибо.
2012-07-21 08:05:06


Амалия
С крылом подбитым - ни к чему полёт, прицел наводит осторожно кто-то...никто не пролетит, не проползёт - охота, брат, пожизненно - охота...
----------------
Это выстрел на поражение!!! :))))МОЛОДЕЦ!!!!
2012-07-20 13:57:47Ответить на рецензию/отзыв
Ольга Заря
Привет! СПАСИБО! Убегаю - работаю сегодня тамадой на свадьбе! Очень рада, что такие хорошие слова перед свадьбой - совсем нет энергии - поддержала... Говорю же - почти родная!!!))
2012-07-20 14:08:51


Ирма
Привет, Сестренка! Ты глубчаешь однако! Молодец!
2012-07-20 13:48:53Ответить на рецензию/отзыв
Ольга Заря
Привет! Спасибо...твоя похвала дорогОго стОит...Рада...
2012-07-20 14:06:59



Островок
Смирнов Александр Александрович
Я нашёл в океане людей благодатный один островок,
на который из лодки своей своевременно выбраться смог.
Под ногами – надёжная твердь. Всюду – бабочки, птицы, цветы…
Всюду – жизнь… И отсутствует смерть…
Островок этот, милая – ты!



КНЯГИНЯ ОЛЬГА. ВЫБОР СУДЬБЫ.


КНЯГИНЯ ОЛЬГА. ВЫБОР СУДЬБЫ.



Печальная тризна. Князь Игорь убит,


И в Киеве мрачное горе.


Во вдовьем уборе княгиня сидит


С туманной печалью во взоре.



Все ждут ее слова, что скажет она -


Вдова или власть на престоле?


Пред Ольгой неясной судьбы пелена…


Мужайся, ты выбрала долю!



Еще предстоит тебе сердце сжать


И страсти умерить. Не тяжко?


А сможешь ли Ольга еще сдержать


Кипучую кровь варяжки?



И будешь в подушку рыдать по ночам


От злобы людской и коварства.


Ну, разве по силам женским плечам


Взвалить на себя государство?



По силам! Дружины на кручах Днепра,


Щиты, боевые знамена…


И тысячи взглядов: Ольга, пора!


Встань твердо у княжьего трона!



Будь мудрой и властной, решительной будь,


Жестокою стань, если надо!


Достойное бремя и каторжный труд -


Сберечь возведенные грады.



И свет христианства зажечь на Руси,


Воителя вырастить, сына,


Раздоры славянских племен погасить


И вновь их собрать воедино.



Хазарскую сталь, печенежский топор


Отринуть от Киева славного.


Направить удачу и русов напор


В строительство мощи державной.



Державы, где струги пенят моря,


А ширь от Карпат и до Волги…


Над юною Русью вставала заря


Равноапостольной Ольги.



Ольга, княгиня киевская




Посвящается Княгине Ольге, первой христианке на Руси,
В 1547 году канонизированной Русской церковью, первой равноапостольной святой среди причисленных к лику святых русских женщин (из «Повести временных лет»)


Рассвет медленно вплывал в сознание. С реки потянуло прохладой. Ольга встала с покрытого мхом валуна. Всю ночь она просидела, уединившись, как велела ей вещунья. На противоположном берегу догорали костры, там праздновали Купалину ночь выбутинские селяне.
Сердце сжалось в предчувствии.
- Неужели все, что говорила Кружулиха, окажется правдой? – мысли Ольги снова вернулись к гаданию:
«Любовь найдешь на исходе ночи на Купалу, тогда и судьбу узнаешь. Бросишь венок в воду, и увидишь, – вспоминались слова вещуньи, – коли, сразу поплывет, значит, замужество не скорое будет, а коли, сначала закружится, на месте постоит, а то, гляди, и к берегу потянется, быть тебе женой еще до начала жатвы. Да только много счастья не жди. Закат-то, видела, какой? Кровавый!»
Ольга взяла в руки венок, сплетенный от других девичьих венков наотличку: в березовые ветви вплетены нежные незабудки, прижала его к груди и прошептала:
- Тебе, Великая, доверяю я судьбу свою. Пусть водой твоею владеет Даждьбог. Возьми венок, как дар с первыми лучами солнца и скажи, что ждет меня.
Ольга подняла венок над головой, трижды повернулась вкруг себя, как учила вещунья, и что есть силы бросила его в воду.
Река приняла Ольгин дар, но венок вместо того чтобы поплыть за остальными, караваном тянущимися по самой стремнине, закружился на месте, торкнулся в сторону берега и только потом, набирая скорость, поплыл в стороне от остальных.
Ольга закрыла глаза и прошептала:
- Заря утренняя, к тебе обращаюсь, как стала ты в эту ночь женой Солнца, так благослови и меня, Ольгу из Выбутина, на замужество.
Ольга наклонилась к траве, собрала капельки росы, омыла ими лицо и продолжила:
- А ты Макошь, Земля-мать, одари меня женихом достойным.
Присев снова на покрытый мхом валун, Ольга прислушалась к звукам рассвета. Она от души верила, что хозяин леса Леший никогда ее не обидит, ведь недаром всегда приносила домой полные короба грибов да ягод, к тому же, только ей открывались тайные лечебные травы в тот момент, когда сила их была во всей своей полноте.
Неподалеку в ветвях ракиты нежно щебетала какая-то птаха. Вдруг что-то изменилось в ее песенке, появились тревожные нотки.
Ольга встала и, раздвинув скрывавшие ее от постороннего взгляда ветви ракиты, склонившиеся до самой земли, вышла на поляну, полого спускавшуюся к реке. Она мысленно поблагодарила Кружулиху за совет – надеть в эту ночь мужское платье и скрыть косу под шапку, взятую у брата.
Девушка уже спустилась к кромке воды, где колыхался на прибрежной волне легкий челн, когда на поляну вышел мужчина, судя по богато украшенной одежде – не простой селянин.
Ольга мельком взглянула на незнакомца, и, стараясь унять бешено заколотившееся сердце, отвязала веревку, державшую челн у берега и шагнула в него.
- Погоди, добрый человек, – обратился к ней незнакомец, – отстал я от охоты, а сговаривались встретиться у каменного колодца. Путь не укажешь?
- Чего ж не указать, – стараясь говорить грубым голосом, ответила Ольга, – ступай вдоль берега до сухого дерева, там стань спиной к реке и вперед иди. Так и до колодца дойдешь.
В этот момент коварная волна качнула челн, Ольга взмахнула руками, чтобы удержать равновесие, и нечаянно сбросила с головы шапку. Русая коса зазмеилась по спине.
- О, да ты девица! – Удивленно воскликнул мужчина. – Выходи, красавица, на берег, не пожалеешь, я ведь не простой селянин.
- По твоей одеже вижу я, что ты не селянин, – оставаясь в челне, отвечала Ольга.
- Давно я на охоте и надоело мне видеть мужеские рожи, ты ж, красавица, возбудила во мне уснувшее желание. Ночь сегодня праздничная, для любви созданная. Пусть нас с тобой эти ракиты повенчают, – говоря, незнакомец медленно шагал к Ольге.
- Да, ракита – священное дерево, слово под ее ветвями молвленное дорогого стоит, но если слово это от души чистой, а не от бога Велеса сказано, – Ольга взяла в руки весло, но оттолкнуться от берега не успела, незнакомец схватил ее за руку:
- Да, знаешь ли ты, кому отказываешь в утехах? Я князь Киевский, Игорь.
- Княже, прошу тебя, отступись – склонила голову в поклоне девушка, – тебе не гоже простой селянки домогаться. Оставь мысли, которых потом стыдиться будешь. А помни, что должен ты быть примером для народа, что тебе доверился. Как сможет князь запретить людям зло творить, коли, сам готов на постыдное? Я одна здесь и слаба перед тобой, но ты меня одолеть не сможешь. Я не допущу обесчестить себя.
Словно водой ледяной окатили Игоря слова Ольги. Молча, он смотрел в синие как небо глаза.
Ольга мягко освободила свою руку от руки князя, веслом оттолкнулась от берега и, не оглядываясь, направила челн прочь.
А Игорь все стоял и стоял на берегу, то ли зачарованный ее взглядом, то ли задумавшийся над ее словами. Его поразила и красота девушки, и ее ум.
- Вот такую бы мне в жены, – неожиданно подумал он и вздохнул, увидев, что красавица причалила к другому берегу и, легко выпрыгнув из челна, стала подниматься к селению, стоявшему на взгорке, так и не оглянувшись.


- Что-то я не видел тебя в хороводе, – встретил девушку на пороге дома суровым взглядом Вторак, средний сын Всеславы – тетки, воспитывающей Ольгу после смерти родителей.
- Не тебе следить за мной, Вторак, – гордо ответила она и вошла в дом.
В горнице Ольга села рядом со Всеславой, взяла ее за руку и тихо проговорила:
- Матушка моя названная, все сбылось, как Кружулиха наворожила.
- С вечера приходил к нам отца моего старший брат Асмуд, он с княжей охотой был в наших краях, – Всеслава погладила приемную дочь по голове, – сказал, что князя женить пришла пора. Вот охоту и устроили, чтобы по окрестным селам приглядеть будущую княгиню.
Ольга охнула и приложила ладони к пылающим щекам.
- Кого же он выбрал? – взволнованно прошептала она.
- Асмуд во многих семьях Выбутина был, о девках спрашивал, но я так думаю, что он скорее князю киевскому свою родню представит, чем кого другого, – Всеслава встала и подняла за собой Ольгу, – забудь гаданье. Скоро повезут тебя в Киев, в жены князю Игорю.
Ольга опустила голову, чтобы скрыть счастливый блеск в глазах:
- Как велите, матушка, так и будет.


- О чем, княже, грустишь-задумался? О чем кручинишься? – опустился на лавку рядом с Игорем воевода Свенельд, – смотрю за тобою с самой охоты, печалишься о чем?
- Вот уже луна два полных круга сделала, как умер наставник мой Олег, доверив мне самому княжить. С его смертью пусто стало не только в доме, но и в душе. А на охоте вдруг понял я, как залечить мне раны из-за разлуки с лучшим другом моим. Решил я жениться, – Игорь смотрел прямо в глаза воеводе, ожидая ответа.
- Уже приметил кого или еще только намеренье надумал? – улыбнулся в густые усы Асмуд, стоявший у порога.
- И да, и нет, – грустно сказал князь, – встретил на охоте, когда от вас отстал, на берегу Великой деву. Признаюсь, нехорошие мысли появились у меня в ее отношении. Но она так сумела ответить мне, что я был сражен ее умом, а потом разглядел что она – красавица! Глаза синие, как незабудки, коса русая чуть не до земли. Сама статная да ладная, все при ней. Да только что толку о ней говорить – ни имени, ни чья она дочь я не знаю.
- Пусть Макошь одарит ее хорошим мужем лишь за то, что тебя, Князь, на мысли о женитьбе навела. Искать ее в тех краях, дело нестоящее. Там по обоим берегам Великой несколько сел, в каком из них эта красавица живет, и не найти скоро, – вздохнул с сочувствием Свенельд.
Асмуд прошелся по светлице, остановился напротив князя и сказал:
- Не знаю, порадуешься или поругаешь, княже, только я не просто с тобой на охоту отправлялся. Думу тайную имел, жену тебе найти.
- Нашел? – заинтересованно взглянул на воеводу Игорь.
- Нашел, – Асмуд встал напротив князя, – есть в селе Выбутине богатая семья, в которой с малолетства воспитывается сирота. Девка видная, скромная, работящая, умом и красотой не обделена.
- Сирота говоришь? – Игорь понимающе кивнул. – Большой родни не будет, это хорошо. Когда же обряд совершим?
- Семья уже готова девку привезти по первому слову, и волхву только за честь будет тебя обженить, – довольный Асмуд улыбался сквозь усы, – а дружина и народ киевский рады свадебному пиру будут несказанно.
- Объявляй. Пусть везут невесту, – Игорь встал, направился в опочивальню, но на пороге оглянулся, – имя-то как у будущей княгини?
- Как будто Олег к тебе вернется. Ольгою величают, – прозвучал ответ.


Князь кивнул и закрыл за собой дверь.
Оставшись наедине, Игорь, не снимая одежды, лег на кровать.
- Кто ты, Лесная Дева? – мысли вернули его на берег реки, и он словно наяву увидел синие глаза.


Весть о том, что Ольгу выбрали в жены киевскому князю, облетев, взбудоражила весь Выбутин. В тех домах, где были девки-невесты, перешептывались с завистью, не отваживаясь открыто высказываться. Но в основном селяне были рады, что именно их село дало князю жену, ведь это означало хоть небольшое, но послабление в дани Киеву.
В дом Всеславы потянулись гости с дарами для будущей княгини и для князя, люд побогаче приносил меха да жемчуг, бедняки несли полотно самотканое.
Вскоре прибыла дружина для сопровождения князевой невесты, в дом Всеславы пригласили плакальщиц и ведунью Кружулиху. Обычай требовал невесте оплакать уход из дома, чтобы вымолить прощение и благословение у Домового.
На утренней заре Кружулиха, выпроводив из дома всех мужчин, начала обряд. С Ольги сняли одежду и бросили в печь.
- Огонь-Сварожич, прими девичье одеяние, дай свое одобрение замужеству, – услышала Ольга шепот ведуньи.
Тем временем плакальщицы завели плач, одна из них в большой ушат налила воды. Ведунья велела Ольге встать туда, и начала расплетать косу. Что она говорила полушепотом, девушка расслышать не могла из-за громко причитавших женщин. Ольга слегка вздрогнула, когда Кружулиха полила ее голову из ендовы холодной водой. Потом ведунья приказала расстелить перед ушатом новое отбеленное полотно и обратилась к Ольге:
- Ступи на новый путь свой, сама чистая и с чистого начни.
Ольга послушно наступила на ткань. Тем временем Кружулиха пробормотав что-то у печи, запалила сухой букетик из пряных трав. С этим дымящимся букетом она обошла трижды Ольгу, нашептывая заклинания. Не плакавшая до сего момента, девушка почувствовала, как глаза наполнились слезами, которые тоненькими ручейками стекали по щекам.
Ведунья встала, шепча, перед девушкой, а две женщины из плакальщиц начали заплетать каждая по косе. Другие принесли новое исподнее, Кружулиха помахала над ним своим чадящим букетиком, женщины надели рубаху на Ольгу. Так же обнесла дымом ведунья и остальную одежду, прежде чем ею обрядили девушку.
Когда невеста была полностью одета, в горницу позвали Всеславу. Названая мать с помощью плакальщиц уложила короной на голове дочери две косы и накинула на Ольгу расшитый золотом и жемчугом покров.


Ведунья и Всеслава, взяв девушку под руки, вывели ее на крыльцо, возле которого уже стоял подготовленный для путешествия возок с высокими бортами, устланный медвежьими шкурами. За невестиным возком стояли вряд телеги с подношениями Князю. Дружина, прибывшая для сопровождения, громко закричала, приветствуя невесту князя. Вторак и Горыня, младший сын Всеславы, по заведенному обычаю уселись рядом с Ольгой, а на козлах уже сидел старший из братьев Тур. Еще громче запричитали плакальщицы, когда караван выехал со двора.
Кружулиха смахнула непрошенную слезу и прошептала:
- Мать-Земля Макошь и ты, Даждьбог, помогите деве в супружестве трудном ее.


- Невесту везут! Невесту везут! – услышал Игорь крики с улицы и вышел на крыльцо. На княжий двор въезжал возок, на котором в сопровождении мужчин сидела накрытая покрывалом девушка.
Волхв указал, где остановиться, и подал знак, чтобы невесту спустили на землю. От самых колес до требища, в центре которого уже горел очаг, расстелили самотканую узорную дорожку. Волхв взял Ольгу за руку:
- Пойдем, дева, Макошью благословленная, по новому пути, к новому очагу.
Оставив невесту возле очага, волхв направился к дому князя, от крыльца которого уже тянулась дорожка, по которой только что прошла Ольга.
- Княже, дай руку мне и следуй за мной по новому для тебя пути, к новому очагу.
Поставив жениха и невесту друг напротив друга, волхв велел им взяться за руки и что-то забормотал быстро-быстро, шагая вокруг них. Потом отвязал от посоха узкий плетеный ремешок и связал правую руку князя с левой Ольги.
- Веди, княже, супружницу обретенную вкруг очага на первый круг, для очищения жены от ее домашних богов.
Игорь, ступая осторожно, провел вокруг очага Ольгу.
- Веди во второй круг, чтоб жизнь супружеская без ссор и раздоров была.
Ольга, доверившись князю, смело шла за ним.
- Веди в третий круг, чтобы младшая Рожаница Лада одарила вас детьми.
После третьего круга волхв развязал руки и сдернул покрывало, до сих пор скрывавшее невесту.
- Ты! – воскликнул Игорь, узнав Ольгу.
Удивленный возгласом волхв бросил короткий взгляд на князя и продолжил обряд. Перевязал покрывало ремешком и подал обоим в руки.
- Ты, Князь Игорь, теперь муж, а ты княгиня Ольга – жена. В знак скрепления ваших уз бросьте это в очаг.
Ярко вспыхнуло пламя, приняв дар.
- Огонь-Сварожич, укрепи этого мужа и эту жену, даруй светлые дни их семье, – обратился к очагу волхв, потом повернулся к окружавшим требище людям:
- Хвала князю и княгине киевским!
Князь подхватил новоявленную княгиню на руки и под приветственные крики дружины и жителей Киева направился к своим хоромам.
Стоя рядом с мужем на крыльце, Ольга трепетала от счастья, одно омрачало ее мысли – те слова вещуньи о кровавом закате на купалину ночь, предвещавшем недолгое счастье с любимым.
Князь с княгиней поклоном ответили на шумные поздравления и вошли в дом, предоставив дружине и горожанам насладиться свадебным пиром.
На крыльце остались Асмуд и Свенельд охранять княжеский покой.


- Боишься меня? Не бойся, – шептал Игорь любимой, снимая с нее одежду, – ведь я с той купальской ночи только о тебе и думал, во все сны ты ко мне приходила, лЮбая ты моя, ладушка моя ненаглядная.
- И я с той ночи о тебе лишь думала, любимый, – осмелившись помочь князю освободиться от одежд, проговорила Ольга. – Ты мне судьбой сужденный. Мне вещунья сказала, что встречу любовь свою на заре ночи купалинской. И венок мой по речке плыть не хотел, а то знак к замужеству. А дома услышала я, что назначена князю Игорю в жены. С той поры все ждала, скорее бы меня к тебе привезли, муж мой милый. Знать, Богами так уготовано – ты для меня, я для тебя! Возблагодарим же Макошь, Мать-землю, да Ладу добрую, что нас свели.
- Любимая….
- Любимый….


А в начале следующего лета облетела Киев и все окрестные села весть – у киевского князя родился сын, нареченный Святославом. Дядькою-воспитателем княжича Игорь с согласия жены назначил Свенельда, начальника войска.
Счастливы были супруги. Игорь особенно ценил то, что княгиня молодая с умом и тактом управляла Киевом во время его походов.
Три раза зима сменила лето, когда беда пришла на княжий двор.
Из похода к древлянам за данью привезли дружинники игоревы его растерзанное тело.
Закаменела любящая душа Ольги.
Приехавшая утешить названую дочь Всеслава умоляла ее выплакать горе, облегчить душу. Но не было слез у княгини.
Погребальный костер велела она разложить на холме недалеко от Искоростеня, города, где погиб Игорь.
- Смотри, Святослав, – говорила княгиня, обнимая маленького сына, – смотри и запоминай, вот костер, пламя которого унесло от тебя отца, от меня мужа. Ты должен вырасти достойным сыном князя Игоря, чтобы продолжить его дело.
Долго стояли мать и сын у погребального костра, уже затихло пламя, уже все, кто чтил князя, насыпали большой курган над его прахом….
- Княгиня, – обратился к Ольге Асмуд, – пора.
Ольга подняла с земли ком и положила его на курган, Святослав сделал так же как мать.
- Прощай, любимый, – одними губами прошептала она, взяла за руку сына, и прежде чем уйти прочь, бросила взгляд на город.
- Вы пожалеете о смерти мужа моего, Перун взывает о мести, – тихо проговорила княгиня и направилась с сыном туда, где ждала ее дружина, чтобы вернуться в Киев.


По возвращении призвала княгиня в свою светлицу Асмуда, Свенельда и других достойных горожан и воинов.
- Пока княжич войдет в мужской возраст, я остаюсь княгиней киевской, и управлять Киевом и всеми землями, ему принадлежащими, буду я сама, – обратилась она к собравшимся.
- Ты, княгиня, доказала свою мудрость будучи при князе. Потому, другого никого править за малолетнего княжича нам и не надо, – под одобрительный гул голосов сказал Асмуд.
- Душа убиенного князя витает над Киевом, – взял слово Свенельд, – Перун требует отмстить за него.
- Игорь не останется неотмщенным, чтобы боги приняли его душу к себе. Но я не хочу, чтобы Святослав в этом замешан был, дабы не вошли в его юное сердце ожесточение и злоба. Ты, Свенельд, останешься его дядькою, всему его научишь – и меч в руках держать, и на коне крепко сидеть, но жить вы с ним будете в Выбутине, у названой матери моей Всеславы. И она, и названые братья – твои помощники в воспитании княжича. Отправитесь с утренней зарей.
Внезапно дверь светлицы открылась, и вбежал ратник, что охранял городские ворота.
- Послы древлянские у ворот, просят к твоей милости, княгиня, – торопливо выговорил он.
- Древлянские!? – Ольга встала с престола, – да, как смели они являться пред очи мои, убив мужа моего?
Вперед выступил Асмуд:
- Не теряй разума от сердечной боли, княгиня, прими послов, выслушай. Может, их к нам сам Перун направил, и визит этот в отмщении за Князя, за Игоря поможет.
Ольга с трудом подавила в себе возмущение, опустилась на престол и молвила:
- Приведите послов. А вы ступайте по домам, только Асмуда и Свенельда прошу со мной остаться и встретить непрошенных гостей.
Ольга внимательно вглядывалась в лица вошедших мужчин, смотревших на молодую княгиню с усмешкой.
- Зачем в Киев пожаловали? – строго спросила она.
- Нас к тебе послал князь древлян, Мал, – свысока проговорил с виду старший из послов, – узнал он о гибели мужа твоего и хочет тебя женой своей сделать.
Княгиня опустила взгляд в пол, усмиряя свой гнев, только руки побелели, сжавщие подлокотники престола. Справившись с собой, Ольга взглянула на Асмуда, с тревогой за ней наблюдавшего.
- Что ж, коли, богам было угодно забрать у меня мужа и оставить Киев без головы, то следует мне нового заступника чести моей искать. Пусть Мал присылает сватов. Мои воины их по обычаю предков встретят, на руках в ладье от реки до крыльца донесут, – тихо проговорила Ольга, глядя в глаза верного Асмуда, тот едва заметно кивнул, что понял ее.
Ольга встала с престола:
- Больше мне нечего вам сказать. Жду сватов завтра к вечерней заре, – и вышла из светлицы.
Асмуд указал послам на дверь:
- Поторопитесь, не успеете до вечерней зари, княгиня может и передумать.
- Княгиня все-таки примет сватов древлянского князя? – с недоумением спросил Свенельд, когда послы ушли.
- Есть обычай такой, встречать дорогих гостей, неся их на руках в ладьях от реки до крыльца, – ухмыльнулся Асмуд, – но так же точно и покойника, умершего на воде, в последний путь провожают. Я так думаю, на вечерней завтрашней заре начнет княгиня Ольга месть за мужа.


Лишь только солнце коснулось верхушек деревьев, из-за поворота на Днепре показалась ладья с легким парусом, украшенном древлянскими символами. Тишиной встретил сватов Киев. Когда ладья ткнулась носом в песок, воины киевской дружины вошли в воду, подняли суденышко на руки и понесли к городу. Молча смотрели на шествие стоявшие у стен городских люди. Едва вступив за городские ворота, воины, несшие ладью, бросили ее вместе со сватами в глубокую яму, вырытую по приказу Ольги, и тут же начали засыпать яму землей. Киев наполнили стоны и крики древлян. Когда уже только головы гостей торчали из земли, к ним подошла княгиня и спросила:
- Какова вам оказанная княжеская честь?
Лишь один из засыпанных отозвался:
- Горше смерти мужа твоего Игоря.
Ольга дала знак закончить начатое и ушла.
Наутро у ворот городских и следа не было ни ямы, ни ладьи со сватами.
К вечеру следующего дня новая ладья приплыла к берегу Киева. Встретившие гостей ратники молча проводили их до княжего двора и оставили дожидаться княгини у крыльца.
Ольга вышла к гостям, накинув на голову черный платок, который удерживал тонкий золотой обруч.
- Зачем пожаловали, гости незваные, – обратилась она к гостям.
- Князь Мал послал нас к тебе за себя замуж звать, – ответил единственный безбородый среди посольства, но видимо уважаемый у древлян, мужчина.
- Я уже оказала честь сватам от Мала, – Ольга усмехнулась, – что ж, не дождавшись от них вестей, он новых сватов посылает?
- Торопится наш князь потому, что не хочет, чтобы ты другому слово дала, – последовал ответ.
- Поздно уже, спать пора. Баню вам приготовили, помойтесь с дороги, а потом вас проводят к тем, ранешним сватам. Жаркого вам пара, гости дорогие, – хмуро проговорила княгиня и вошла в хоромы.
После захода солнца к ней пришел Асмуд.
- Горит баня, княгиня, – спокойно сказал он.
- А сваты? – так же спокойно спросила Ольга.
- Горят вместе с ней.
- Хвала Перуну! – княгиня подошла к окну, помолчала, потом повернулась к воеводе:
- Вели собрать завтра во всем Киеве и близких селах весь, сколько найдете, хмельной мед да брагу. Пришла пора тризну по Игорю справить и ответить Малу на сватовство. Я с малой дружиной поеду и мед повезу, а как тебе знак дам, ты с дружиной нападешь на пьяных. Никто не должен живым с той тризны уйти!


Солнце было в самой середине дневного пути, когда Ольга, сопровождаемая малой дружиной, прибыла к древлянам с обозом, полным хмельного меда и браги. Древлянский князь Мал от радости, что княгиня киевская приехала к нему, и внимания не обратил, что ратники ее сами не пригубили ни одной хмельной чаши, побольше и почаще наливая древлянам. Солнце еще не коснулось верхушек деревьев, а все древлянское поселение во главе с князем оказалось поголовно пьяным.
Сидевшая на высоком пне, приспособленном под сидение, Ольга встала и громко крикнула, взмахнув платком:
- Во славу Перуна отмстим за погубленного этими людьми князя киевского Игоря!
И началась великая сеча…. Никто не спасся от карающих мечей киевской дружины.
Закат обагрился кровью казненных.


Через два дня на утренней заре собрала княгиня Ольга в своей светлице воевод киевских.
- Немало побили мы супостатов, посягнувших на солнце Киева, его князя, любимого мужа моего Игоря. Но стоит еще непокоренным главный виновник его гибели, древлянский город Искоростень. Там, именно там принял мучительную смерть ваш князь, мой муж, – от голоса Ольги веяло таким холодом, что видавшие виды мужчины поежились, – пока не будет покорен Искоростень, не будет покоя игоревой душе.
- Искоростень город небольшой, но хорошо укрепленный, – подал голос воевода Горислав
- Окружить его, взять измором, – ответила ему Ольга, – разве мало у нас войска? А если мало, клич бросить по селениям и собрать столько ратников, чтобы хватило двойным кольцом окружить ненавистных.
- Правду говорит княгиня, – поддержал ее Миломир, убеленный сединами воин, – осады Искоростень не выдержит.
- Значит, быть по сему. В три дня собрать войско, чтобы на рассвете четвертого выступить на проклятый Перуном город, – подвела итог Ольга.


В беспокойном сне металась на супружеском ложе Ольга, но не видения жестоких расправ не давали ей покоя, а заросли ракиты на речном берегу, сквозь которые пробиралась она, со слезами зовя любимого.
Встала Ольга еще до рассвета и велела послать за Кружулихой. В полдень ведунья вошла в княжескую светлицу.
- Чуяло сердце мое, что позовешь меня, вот она я, спрашивай, княгиня, – с поклоном обратилась она к Ольге.
- Баушка Кружулиха, научи, подскажи, как справиться с проклятым городом, погубившим возлюбленного мужа моего, – со слезами упала княгиня к ее ногам.
Кружулиха осторожно подняла Ольгу, подвела к лавке и усадила к самому окошку.
- Смотри, милая, что видишь, – погладила княгиню по голове, успокаивая, возвращая силы, отнятые беспокойным сном.
- Люд разный ходит, вон спорят о чем-то бабы, дети играют, – перечисляла Ольга.
- Это ты вниз смотришь, а ты вверх погляди, – как будто издалека услышала она голос ведуньи.
- Птицы летают, в гнездах их птенцы дожидаются.
- Вот тебе и ответ на твой вопрос, всякая птица к своему дому стремится! – Кружулиха в последний раз огладила княгиню и направилась к выходу.
- Думай над моими словами, придет время откроются тебе они, – ведунья вышла, тихо прикрыв за собою дверь.
- Всякая птица к своему дому стремится, – задумчиво повторила Ольга слова ведуньи.


Уж третий рассвет встречало киевское войско у стен Искоростеня. Древляне не желали сдаваться, зная, что милости от киевской княгини им не иметь.
Ольга вышла из шатра, поставленного на холме, с которого весь Искоростень был как на ладони. Оглядывая осажденный город, она увидела, как много птиц вьется над крышами. Словно огнем вспыхнули в голове слова: «Всякая птица к своему дому стремится». Ольга улыбнулась, приняв решение.
- Асмуд, – обратилась она к верному воеводе, стоящему рядом, – передай в город мое решение. Пусть принесут мне дань – по три голубя и по три воробья с каждого дома в городе. И я уйду от его стен.
Асмуд немало удивился решению Ольги, но когда обрадованные древляне доставили оговоренную княгиней дань, и он догадался, что она задумала.
Ольга велела к лапам каждой птицы привязать длинный трут, поджечь его и выпустить птицу.
- Всякая птица к своему дому стремится, – проговорила Ольга, глядя, как в разных концах города вспыхивали огни, – Огонь-Сварожич, покарай убийц князя Игоря!
Скоро весь Искоростень полыхал как огромный костер, спасения от которого не было никому.
Дым долетал и до шатра княгини.
Вдруг что-то привлекло внимание Ольги, она подняла голову и протянула вверх руки. Из дыма вылетел белоснежный голубь и сел на ее плечо, распустив крылья, словно обнимая княгиню.
Ольга осторожно взяла птицу в руки.
- Это душа Игоря, – прошептала она.


Потом поцеловала голубя в каждое крыло и подкинула в простор неба:


- Лети к Перуну, любовь моя, теперь ты свободен, – чуть слышно прошептала княгиня.
Сама же опустилась на колени и, ощутив на щеках влагу, дала волю слезам.
Ольга плакала по рано утраченной любви, а в сердце ее поднималась другая сила. Слезы высохли. Ольга поднялась с колен.
- Я, княгиня киевская Ольга, перед всеми богами клянусь тебе, муж мой убиенный, сделаю все, чтобы Русь стала великим, сильным княжеством. Сын твой и внуки твои послужат на славу Руси. Я клянусь!


Из летописи:
«Была она предвозвестницей христианской Земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи; были тогда люди загрязнены грехами, не омыты святым крещением…»




24.7.06


Она многое поняла раньше, чем это понял народ


Первое упоминание в летописи о княгине Ольге связано с тем, как она отомстила за мужа. Но куда важнее то, что последовало после мести. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле.


После легендарных князей Рюрика и Олега киевским князем стал Игорь, или Игорь Старый, как называют его в летописи. А еще через полтора века, - хотя этот срок для той эпохи чрезвычайно мал, - Киев превратился в третий по значению и богатству город в Европе; больше и богаче его были только Константинополь, который насчитывал миллион с лишним жителей, и Кордова. Современники иностранцы, побывавшие в Киеве в 1117 году, писали, что в "городе более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычайно скопление народа".


Жадность Игоря сгубила


Хорошо известно, что в тот период процветали и другие города Руси, например, Новгород. Были и десятки других известный и богатых городов.


Так чьими же усилиями появилась на карте мира Киевская Русь? Вот тут, пожалуй, самое время сказать о созидательной деятельности русских князей. Известно, что бездарный правитель способен развалить самую сильную страну, но создать ничего не может. Власть – это не абстрактное начало, которое всегда было и есть, а конкретные люди, которые либо знают, что нужно делать во имя процветания собственного народа, или не знают этого.


Правила преуспевания и сейчас, и тысячу лет назад одни и те же: правь по совести и по закону, соблюдай принятые обязательства, заботься, чтобы народ твой был защищен, спокойно занимался ремеслами и взращивал хлеб, обеспечь своим купцам выгодные условия торговли. Это созидательное начало в русской истории было связанно не с Игорем Старым, а с его женой, Ольгой.
…Игорь никогда не был любимцем историков, ибо не совершил великих дел ни на одном поприще.



В "Повести временных лет" говорится, что Игорь ходил походом на Византию, но, как можно понять, поход был не очень успешным. Затем с империей был подписан договор, который тоже нельзя признать удачным. А далее последовала история с древлянами, которая говорит о том, что порядка у Игоря не было и внутри государства.


"В то лето (945г.), - как свидетельствует летопись, - сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда разоделись оружием и одеждой, мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь и мы".


Это любопытный момент, поскольку идея похода к древлянам принадлежит даже не самому князю, а его дружине. "И послушал их Игорь, пошел к древлянам за данью, и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Возвращаясь же назад, поразмыслив, сказал он своей дружине: "Идите с данью, а я возвращусь и пособираю еще. И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства".


Ответ же древлян известен и школьнику. Он хрестоматийный. Древляне сделали свой вывод о повадках это князя: "Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". Они предупредили Игоря, чтобы он не появлялся на их земле. Тот не послушал и был убит.
Почему этот пример хрестоматийный? Да потому, что власть должна не только брать, но и давать что-то. Люди согласны терпеть, но только в том случае, если видят, что власть по-другому не может поступить. В противном случае конфликт неизбежен.



Вот тут-то на исторической арене и появляется княгиня Ольга. Первый сюжет, связанный с ней в летописи, рассказывает о том, как Ольга отомстила за мужа. Но куда важнее для нашего повествования то, что последовало после мести: "И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Деревской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей".


И следующая запись в "Повести временных лет": "Отправилась Ольга к Новгороду и установила погосты и дани по Мсте и оброки и дани по Луге. Ловища ее сохраняются по всей земле… и поныне…".


Одна из первых христианок


Ольга действовала как здравая правительница. Если бы не были наказаны древляне, то это слабость дорого бы обошлась молодому государству. Ее месть, с точки зрения морали того времени, справедлива. Ольга и далее проявила себя в совершенно верном направлении. Она привела в порядок внутригосударственные дела, создавая систему взаимоотношений, как мы сегодня бы выразились, между центром и провинцией. Но не только этим она дорога летописцу, который не жалеет для Ольги самых теплых и даже нежных слов. Княгиня вошла в русскую историю как первая христианка на киевском престоле, поскольку после смерти Игоря она была правительницей при малолетнем Святославе. Почему становление христианства на Руси так важно для созидания сильного государства? Может быть, мне не повезло, но я не встречал еще полноценного объяснения того великого значения, какое имело принятие Русью христианства. Обычно говорят о двух главных аспектах: о единой вере для всех племен Руси, что усилило центральную власть в идеологическом отношении, и о великих достижениях мировой культуры, к которым Русь получила доступ, приняв христианство.
Это верно, но это не главное, поскольку главным было всё же духовное начало.



Русь переживала в это время очень болезненный переход от родоплеменных отношений, к цивилизации городов и централизму единого государства. При родоплеменных отношениях человек чувствует себя довольно комфортно. На первом месте у него не его "я", а общее "мы". Вплоть до того, что в принципиальных вопросах он не отделяет себя от рода. Известные нам заповеди "не убий", "не укради", "не возжелай жену ближнего своего" и другие пришли к нам именно из родовых отношений, при которых человек в прямом и переносном смысле был другому человеку братом. Все были сестры и братья. Эти порядки сохранялись тысячи лет, обеспечивали психологический комфорт и ясное понимание того, зачем человек пришел в этот мир. Затем, чтобы служить роду своему.


И тут наступает время, которое смешивает племена и народы, вносит в тысячелетние порядки новые нюансы. И человек, особенно тот, кто оторвался от своего рода, чувствует себя совершенно беззащитным, именно в духовном плане. Вместо "мы", появляется "я", а вместе с этим эгоизм, одиночество.


Этих свободных "атомов", которые отрывались от общин, становилось все больше. Свободные люди блуждали по Руси, наполняя новые города, вступали в дружины, участвовали в заграничных походах, торговали. Они создавали некую новую общность, но единства между ними не было, как и не было покоя в их душах.
Именно для таких людей христианские общины стали спасением. Здесь люди находили братство, но уже не на основе кровной связи, а на основе веры.



Здесь они находили свод моральных обязательств, без которых невозможна никакая положительная общность людей. Таким образом, христианство становилось духовной основой для создания из многих племен единого народа.


В этом и заключается отгадка того, почему христианскую веру приняли полудикие германские племена, разгромившие Рим. Этим объясняется и выбор русских.


Мы не знаем мотивов, по которым Ольга приняла христианство, но это для правительницы был шаг в совершенно верном направлении. В Киеве ко времени Ольги уже была христианская община, но она в силу каких-то обстоятельств не устраивала княгиню.


И в 959 году, как повествует летопись, "направилась Ольга в Греческую землю и пришла к Цареграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился, беседуя с ней, ее разуму, и сказал ей: " Достойна ты царствовать с нами в столице нашей". Она же, уразумев смысл сказанного, ответила царю: "Я – язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам. Иначе не крещусь". И крестил ее царь с патриархом". После обряда крещения патриарх сказал ей: "Благословят тебя русские сыновья и твои потомки".


У летописца было полное понимание того значения, которое имело принятие Ольгой христианства для Руси. Княгиня знает, что затеяла не простое дело, она говорит: "Люди мои язычники, и сын мой – тоже. Да сохранит меня Бог от всякого зла". Сюжет этот летописный развивается по всем правилам драматургии. Ведь император возжелал взять в жены Ольгу. Теперь она уже не язычница. Как выйти из положения? Ольга ответила: "Как же ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А христианский закон этого не допускает – ты сам знаешь". По мнению летописца, таким образом Ольга перехитрила императора. И крестилась, и замуж не вышла, и на Русь вернулась.


Для летописца все-таки первично то, что Ольга русская княгиня; для него первичны национальные интересы. Принять веру – это одно, а принять волю империи - совсем другое.


Путь из тьмы


Сейчас у нас появилось много бездумных поклонников Византии, объявляющих всё, что оттуда ни пришло на Русь, делом благим и замечательным. А между тем, это было довольно мрачное общество, которое не стоило бы идеализировать. Тем более что и предки наши, даже те, что приняли от византийцев веру, этого не делали.


Далее все сюжеты летописи связаны с взаимоотношениями Ольги с сыном Святославом. Она пыталась и его обратить в христианскую веру, но встречала непонимание. Первоначально сын не был враждебно настроен к новой вере, а лишь насмешливо к ней относился. И вот здесь летописец показывает свое понимание ситуации. Он пишет: "…для неверующих вера христианская юродство есть". И добавляет: "Ибо не знают, не разумеют те, что ходят во тьме, и не ведают славы Господней".
Для автора "Повести временных лет" конфликт Ольги и Святослава понятен, ибо и во время написания летописи между человеком, познавшим Бога, и язычником была пропасть.



Дело в том, что без личного мистического опыта вера не придет, а далеко не всякий человек способен на эти духовные усилия. Большинство людей воспринимают веру как традицию предков, данность, которую нельзя оспорить, систему страхов и запретов. Тех же людей, которые прошли через мистический опыт, во все времена было немного, и к ним явно относилась Ольга.


Очень странно, когда и ныне вслед за марксистами наши неоязычники утверждают, что христианство – это религия рабов. На этом порой и выстраивают противостояние воина-язычника Святослава и его матери, которая увлеклась новым учением, где главным было смирение. При этом забывают, что именно Ольга встала во главе дружинников и мстила за убитого мужа, именно она управляла Русью и во времена малолетства Святослава, и во время его бесчисленных походов. Без сильного характера и воли этого сделать было нельзя.
Непонимание христианства коренится в его примитивном толковании: если тебе ударили по щеке, подставь другую. Но ведь тут речь идет не о смирении раба, а о нравственной победе над самим собой.



Человек, который прошел путь познания Бога и любви, непобедим. Во всех духовных центрах мира всегда знали и понимали, что ненависть, гнев, неправедные поступки разрушают человека. А любовь к миру делает его бесстрашным.


Ольга говорит Святославу: "Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если ты познаешь – будешь радоваться". Она пытается помочь найти сыну дорогу к силе, которую получила сама, к состоянию счастья, он же этого не может понять. И возражает матери: " Как мне одному принять новую веру, а дружина моя станет над этим смеяться". В ответ Ольга, многоопытный государственный деятель, утверждает: "Если ты крестишься, то и все сделают то же".


В дружине Святослава уже было довольно много христиан, и если бы он принял новую веру, то её приняли бы большинство его воинов. И едва ли он этого не понимал. Мы никогда не узнаем доподлинно, на чем основывалось неприятие христианства Святославом. Летописец пишет: "Но Ольга любила своего сына Святослава и говорила: "Да будет воля Божья. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердца то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне". В этой цитате характерно то, что летописец подчеркивает не только заботу Ольги-матери, но и правительницы. Она понимает, что христианство принесет русским благо, и она понимает также, что путь к этому может проложить только Святослав. При его сопротивлении всякие усилия привести к новой вере весь народ русский были бессмысленны.


Между тем, как уже сказано, Ольге приходилось оставаться во главе государства и в отсутствие Святослава. И даже решать нелегкие задачи, связанные с обороной. Об одном таком эпизоде ярко рассказывает летопись. В 971 году впервые киевлянам пришлось столкнуться с печенегами. Они обложили город, Святослав был в походе, а Ольга была в городе со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром. По версии летописи, Киев был спасен благодаря некому отроку, который пробрался через стоянку печенегов и привел помощь.


Одни из самых пронзительных строк "Повести временных лет" посвящены смерти княгини Ольги. Святослав объявил ей, что желает перенести столицу из Киева на Переяславец на Дунае. Это вызвало непонимание и протест Ольги: "Видишь, я больна; куда хочешь уйти от меня?" И добавила: "Когда похоронишь меня – иди куда хочешь".
Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын и внуки её, и все люди. И понесли, и похоронили ее на открытом месте.



Княгиня завещала не творить по ней тризну, ибо имела при себе священника, который и похоронил блаженную Ольгу.


Как же оценивал деятельность Ольги летописец? Пожалуй, точнее оценку деяний княгини не дал никто: "Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем и как заря перед светом". Понятно, что для христианина, каким был летописец, главным в оценке деятельности Ольги было принятие ею христианства, и отстаивание веры. Но сегодня мы понимаем, что для оценки политической роли Ольги, ее роли в строительстве государства принятие христианства тоже было самым важным. Ибо это закладывало основу для создания мощного единого государства.


В последнее время интерес к жизни и деятельности княгини Ольги вырос. И ответ на вопрос, почему это случилось, есть в летописи. "Мы же взываем к ней (т.е. к Ольге), - восклицает летописец. - Радуйся русское познание Бога, начало примирения с ним".


Эти слова, написанные чуть ли не тысячу лет назад, отражают и наше нынешнее духовное состояние. "Русское познание Бога" снова, как и тогда является самым важным для нашего народа. Найдем духовную основу для земного существования, как нашла его для себя и русских Ольга, снова укрепимся. Хоть на тысячу лет.


Александр Самоваров / Столетие



Святая Ольга
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.


СЛЕД за памятью блаженного отца иночествующих Антония Церковь отечественная вспоминает в празднествах своих общую мать христианства на Руси, блаженную Ольгу, которая, по выражению древнего Нестора, была как денница, предтекующая солнцу в христианской земле, или как заря пред светом дневным, ибо она воссияла, подобно луне, во мраке ночи, то есть во тьме язычества неверных человеков, блистая как бисер в нечистой земле, потому что не чисты были люди, не омовенные крещением святым; она же омылась купелью и совлеклась греховной одежды ветхого человека Адама и облеклась в нового, который есть Христос. Посему и мы к ней воскликнем: «Радуйся, обращение русской земли к Богу, и начаток примирения нашего, первая взошедшая в царство небесное, которую восхваляют сыны русские, как свою руководительницу, по смерти молящую Бога за свою Русь».


Светлое лицо Ольги, прославленное мудрым правлением во дни язычества и ещё более обращением её к христианству, которое указала она своему великому внуку, сделалось искони предметом любви народной, и много сохранилось о ней преданий, языческих и христианских; каждое из них проникнуто духом своей веры, и потому не нужно удивляться, если язычество, думая прославить свою княгиню, яркими чертами изобразило то, что казалось ему первою добродетелью,— месть за супруга. Более отрадны предания о первых днях её юности, которые дышат свежестью чистых нравов славянских: это первое явление Ольги на её высокое поприще. Неизвестно, почему слывёт она в предании правнучкою Гостомысла, вождя славян, призвавшего Рюрика в древний Новгород; так названа она у Святителя Димитрия, описавшего её житие: сердцу человеческому сродно совокуплять всё великое и именитое воедино.


Сын Рюрика, потешаясь княжескою ловлей в пределах Псковских, пришёл однажды на берег реки Великой, недалеко от селения Выбуцкого, где была родина Ольги; не было ладьи для князя, чтобы переплыть реку, и вот он видит юного пловца, плывущего на малом челноке. Кликнул ему Игорь, чтоб принял в ладью свою и перевёз через реку; когда же во время плавания взглянул на лицо гребца, узнал Игорь в мнимом юноше красную девицу, и страстно воспламенилось сердце князя; но старческий разум дан был сей юной деве, и целомудренным словом удержала она страстный порыв своего князя. Изумился Игорь мудрости девичьей, и, хотя скрылась от взоров на берегу реки, глубокое оставила она впечатление в его сердце, и уже не мог он более забыть девы Псковской.


Протекло немного времени; Игорь возвратился с правителем Олегом в престольный Киев, недавно им завоёванный, от князей русских Аскольда и Дира; мудрый Олег искал невесты княжескому своему питомцу, но уж в сердце Игоря давно был сделан выбор невесты: он велел вызвать ту, что перевезла его через реку Великую, в час ловли в дремучих лесах Пскова, и правнучка Гостомысла оставила лёгкое весло малой ладьи своей, чтобы взяться впоследствии за кормило государственное. Ольгою назвал её Олег, украсив именем своим юную деву, которой как бы сообщил через то правительственную свою мудрость, и под этим именем она прославилась в Церкви, хотя другое священное имя равнопрестольной матери великого Константина было дано ей в святой купели, из коей воссияло христианство на всю Русь.


Многие протекли годы; скончался мудрый правитель, возвеличивший на юге княжение русское, протекли и тридцать лет княжения Игорева, не всегда счастливого в битвах с греками и соседними древлянами. Изменою погиб он в их городе Коростене, и здесь начинаются сказания языческие о мщении Ольги за смерть любимого супруга. Она была ещё во цвете возраста, когда осталась вдовой с малолетним сыном Святославом, и мужественною рукою взяла бразды правления до совершеннолетия сына, ибо ещё при жизни Игоря привыкла уже уважать её дружина варяжская и покорилась доблести женской; храброго вождя Свенельда назначила она военачальником дружины, опытного старца Асмуда — дядькою сына и мыслями обратилась к ограждению слабого княжества от насилия древлян, превознесённых смертью её мужа. Князь их Мал, слыша о мудрости и красоте Ольги, искал руки её, но послы древлянские, пришедшие в Киев с сим гордым предложением для вдовы убиенного князя, первые подверглись её мщению. Гордо велели они нести себя киевлянам в ладьях своих и были брошены в глубокую яму перед теремом вдовы Игоревой. Другие, более именитые послы древлянские, не ведавшие участи первых, пришли с тем же предложением и подверглись той же бедственной доле: их угостили насмерть русскою баней.


Тогда послала послов своих княгиня к князю древлянскому, чтобы готовил для неё тризну над могильным курганом Игоря; сварили яствы и меда, пришла с дружиною княгиня; собрались гости древлянские и упились мёдом: они заснули, но непробудным сном, ибо на них обрушилась месть дружины варяжской за своего князя; никто из них не возвратился в Коростень. Возникла война, когда обнаружилось мщение; Святослав, ещё отроком, впервые повёл в бой свои дружины и детскою рукой пустил копьё; оно упало к ногам его ратного коня, ибо ещё не в силах был метать далее, но этот первый воинский порыв княжеского отрока решил битву. «Начал князь наш, потянем!» — воскликнул воевода Свенельд, и дружина варяжская, устремившись в бой, опрокинула врагов. К стенам Коростеня подступили руссы; во главе их стояла сама княгиня. Древляне просили мира, Ольга требовала дани, и дани странной, в которой таилась женская хитрость: по два голубя и по три воробья с каждого дыма; но к вечеру каждая птица принесла на хвосте своём искру пламени в присное гнездо своё, и запылал повсюду Коростень. Так совершилось мщение и пало могущество древлян, опасное руссам; но здесь оканчивается и темная сторона язычества для Ольги; перед нею открывается новое светлое поприще христианства, на которое она была призвана свыше, не для себя только, но и для своего народа, чтобы быть денницею наступавшего дня.


Уже около полувека зародилось христианство в южных пределах Руси, с тех пор, как князья варяжские, Аскольд и Дир, ходили на судах своих осаждать Царьград и там, разбитые чудно возбуждённою бурей, при погружении в море ризы Богоматери, исповедали Бога истинного; они приняли святое крещение и принесли новую веру в своё отечество; в Киеве было уже довольно христиан в княжение Игоря, потому что при мнимом договоре его с греками, когда варяги-язычники присягали на холме Перуновом, повергнув перед кумиром свои ратные доспехи, христиане русские присягали в церкви святого пророка Ильи. Мудрая Ольга, властвуя над язычниками и христианами, могла ли не быть проникнута истиною евангельской, тогда особенно, когда вручила бразды правления возмужавшему сыну и, чуждая дел царственных, могла избрать себе единое на потребу — спасение души своей. Без сомнения, был ей от Бога послан руководитель на пути спасения, ибо впоследствии мы видим при ней некоего пресвитера Григория, который сопутствовал ей в Царьграде и оставался при ней до конца её жизни; он, вероятно, убедил княгиню искать Православия вместе с христианством на Востоке, потому что есть сказание в летописях западных, будто Ольга посылала к императору немецкому Оттону Великому просить у него епископов и проповедников в свою землю; довольно странно, однако, чтобы княгиня русская обращалась на Запад ради христианства, когда уже в престольном её городе были христиане, заимствовавшие веру свою из Царьграда, с которым были руссы издавна в сношениях политических и торговых.


Но ещё прежде странствия своего в Царьград, когда ещё в руках Ольги было кормило правительственное, обошла она северные пределы своего пространного княжения, Новгород и родную её область Псковскую, везде установляя погосты, и дани, и перевозы по рекам; повсюду сохранилась память мудрых её распоряжений и временных становищ; в Пскове ещё хранятся её сани, говорит Нестор-летописец, живший более века после неё. В то время основала она на родине своей, при впадении реки Псковы в Великую, новый город Псков, который сделался средоточием всей области. По местному преданию, было ей тут чудное видение: три яркие луча воссияли посреди дремучего бора, и это послужило ей знамением будущего христианства, к которому была уже расположена душевно. Устроив таким образом дела княжения и будучи уверена в любви сыновней, она могла спокойно идти в Царьград, чтобы исполнить давнее желание своего сердца.


Около 959 года княгиня русская туда отплыла и, хотя есть разногласие между Нестором и летописцами греческими о времени и некоторых случаях пребывания в Царьграде, однако Кедрин вместе с Нестором свидетельствуют о её крещении, и сам царственный летописец Константин Багрянородный, восседавший тогда на императорском престоле, в книге своей об обрядах двора византийского подробно описывает торжественный прием княгини русской в палатах царских. Многочисленная дружина сопровождала Ольгу; были с нею особы княжеские, её свойственницы и многие именитые жёны, племянник её и пресвитер Григорий, до двадцати послов русских, кроме бояр Святослава, переводчики и более сорока гостей или купцов русских, обыкновенно проживавших в Царьграде, которые все присоединились к её дружине, чтобы оказать почесть своей княгине. В среду, 9 сентября, был торжественный приём, но, как видно впоследствии из слов самой Ольги, не скоро был назначен торжественный день сей, и долго простояла она на судах в пристани Царьградской Золотого Рога (называемой Судом в летописях наших), покамест происходили условия о приёмных обрядах, на которые обращали тщательное внимание при дворе византийском.


Княгиня русская при вступлении в палаты императорские остановилась в преддверии их там, где Логофет империи предлагал обычные вопросы послам иноземным; в отдалении от неё стояли сопровождавшие её послы и гости. Тогда Логофет ввел Великую княгиню в ту Золотую Палату, где обыкновенно восседали императоры на своих престолах для приёма царственных особ во всём блеске царского двора, окружённые своими сановниками, из коих каждый носил на себе отличие своего высокого сана. Побеседовав с императором Багрянородным, она должна была идти через многие покои в Августеон, или круглое здание с крытыми переходами, и там долго сидела в ожидании второго представления императрице. В палате Юстиниановой устроено было возвышенное место, покрытое багряными коврами, на котором стоял трон императора Феофила и рядом с ним золотые царские кресла. На троне сидела императрица, супруга Константинова, на креслах её невестка Феофания. Княгиню русскую проводили из Августеона в залу Юстинианову, где собран был весь двор царский: там от имени царицы великий Вестиарий предложил ей также несколько вопросов. Потом императрица удалилась во внутренние покои, где находился император со всем своим семейством; туда же приглашена была и княгиня Ольга и уж на свободе беседовала с царственными лицами.


Между тем великолепное пиршество приготовлено было в храмине Юстиниановой. Императрица сидела опять на троне, и княгиня Ольга, в знак уважения к супруге великого царя, стояла до того времени, пока ей не указали место за особым столом с придворными боярами. Послы и гости российские обедали в другой храмине, так называемой златой палате; потом дарили гостей деньгами: племяннику княгини дали тридцать милиаризий, или два с половиною червонца, каждому из родственных ей лиц — по двадцати, а послам и гостям — по двенадцати, пресвитеру Григорию — восемь, людям Святославовым — по пяти. На золотом, осыпанном камнями блюде поднесли самой княгине в дар пятьсот милиаризий, не более сорока двух червонцев. 18 октября, в воскресенье, княгиня вторично обедала во дворце и сидела за одним столом с императрицею, её невесткою, Романовою супругой и детьми его; император обедал в другой зале со всеми русскими гостями. Угощение заключилось также дарами, ещё более умеренными, нежели первые. Ольга получила только двести милиаризий, то есть не более шестнадцати червонных, а другие менее по соразмерности; по восточному обычаю такие дары означали одну лишь почесть.


Второе сие пиршество могло уже быть после крещения Ольги, о котором не упоминает Багрянородный писатель, потому что он касался только обрядов двора византийского, а не церковных действий. Летописец русский, желая возвеличить достоинство своей княгини, записал предание народное: император греческий, поражённый красою и разумом княгини, предложил ей разделить с ним престол византийский; она же, действуя с благоразумием, прежде нежели дать ему ответ на предложение брачное, просила себе крещения и никого другого не хотела иметь себе восприемником от купели, как самого державного. Просветившись же святым крещением, обличила неразумение царя правилами церковными о духовном родстве, воспрещавшими ей брак. Но Ольга уже была в преклонных летах, и не Цимисхий, которого называют летописи, восседал тогда на престоле, а Константин Багрянородный, имевший уже супругу, как видно из собственного его описания. Не определено также имя Патриарха, крестившего блаженную Ольгу, но судя по летосчислению, должно полагать, что это был не родственник царский Феофилакт, а заступивший место его Полиевкт, строгий постник, который совершил таинство возрождения духовного над пришедшею искать спасения в Царьграде.


Умилительны выражения летописи в том благоговении, с каким приняла святое крещение блаженная, радуясь душой и телом о своём спасении. «Благословенна ты в женах русских,— сказал ей Патриарх,— ибо ты возлюбила свет и оставила тьму, и благословят тебя сыны русские в последние их роды». Это было предзнаменованием её грядущей небесной славы. Поучая Ольгу вере Христовой, Патриарх заповедал ей устав церковный о посте и молитве, о милостыне и воздержании; она же, преклонивши голову, смиренно стояла, как губа напояемая, внимая поучению святительскому, и только сказала: «Молитвами твоими, Владыко святый, да охранена буду от сетей неприязни». Имя Елены, матери великого Константина, наречено было во святом крещении сей новой просветительнице земли Русской, и многими драгоценными дарами почтил её император, прежде нежели отпустить в её землю, ибо радостно было сие событие двору византийскому; как некогда царица Южская, пришедшая подивиться мудрости Соломоновой, так и сия блаженная Ольга приходила в Царьград, но не для того, чтобы искать одной лишь мудрости Божией, спасительной человекам. Посетив Патриарха, и испрашивая себе его напутственного благословения, она говорила ему: «Народ мой в язычестве, также и сын мой, помолись обо мне, Владыко святый, чтобы господь меня соблюл от всякого зла». С миром отпустил её святитель, сказав утешительное слово: «Чадо верное, ты во Христа крестилась и облеклась, Христос и сохранит тебя, как Ноя в ковчеге и трех отроков в пещи Вавилонской». С благословением Патриаршим благополучно возвратилась она в Киев.


Летопись говорит, что после её возвращения император греческий прислал к ней своих послов с требованием обещанных ею будто бы даров, воском и мехами, и воинов на помощь, в вознаграждение за те дары, которыми сам осыпал её в Царьграде; но Ольга будто бы отвечала послам: «Скажите царю, что если столько же времени простоит у меня в пристани на Почайне, сколько я у него стояла в пристани на Суде, то пошлю ему требуемые дары!» — и с такой речью отпустила послов царских. Крещение святой Ольги наполнило её ещё большей духовной любовью к сыну, князю Святославу, не охладило и его сыновних отношений к мудрой матери, хотя и напрасны были все её старания обратить его к вере Христовой. Не хотел он слышать о святом крещении, но и не возбранял никому креститься, а только смеялся над новокрещёными, потому что для неверных, не ведающих славы Господней, вера Христианская казалась безумием, по слову Апостола: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, для эллинов безумие... ибо безумное Божие мудрее человеков и немощное Божие крепче человеков» (1 Кор. 1, 25).


Часто говорила блаженная Ольга князю Святославу: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь духом, если и ты его познаешь — и ты радоваться будешь»; но он не хотел внимать матери, продолжая следовать обычаям языческим, и говорил ей: «Что скажет обо мне дружина моя, если изменю вере отцов? Она надо мною ругаться будет». Тяжки были такие речи для блаженной Ольги, но она покорялась воле Божией, говоря сама в себе: «Если захочет Бог помиловать род мой и землю мою Русскую, то положит им на сердце обратиться к нему, как и мне даровал сию благодать»,— и с теплой верою молилась день и ночь о сыне своём и народе, чтоб просветил их Господь, какими ведает судьбами; а между тем, не в силах будучи умягчить сердце Святослава, уже возмужавшего в язычестве и непрестанно ходившего воевать со своими дружинами, она старалась посеять семена христианства в трёх своих малолетних внуках: Ярополке, Олеге и Владимире, которых оставлял ей отец воитель; святое семя сие в своё время принесло благоприятный плод, укоренившись в сердце юного Владимира, ибо ничто так глубоко не западает в душу, как родственное слово матери.


Есть благоговейное предание, что новопросвещённая княгиня русская принесла с собою из Царьграда, в числе многой священной утвари, честной крест с животворящим древом и такою надписью: «Обновилась земля Русская к Богу святым крещением, при блаженной Ольге», и что крест сей поставлен был на престоле святой Софии митрополии русской, созданной великим правнуком её Ярославом, где оставался до конечного разорения Киева монголами. Стараясь рассеять тьму язычества в земле своей, святая Ольга поставила церковь над могилою христианского князя Аскольда, во имя святителя Николая, который, вероятно, был ангелом сего князя, вероломно убиенного Олегом на берегу Днепра. Тут приготовила и для себя место упокоения, ибо чуждалась могилы языческой; на родине своей, как гласит предание местное, соорудила она церковь во имя Святой Троицы, в память виденных ею на том месте трёх знаменательных лучей, и тем освятила основание именитого города Пскова, которому особенно священно имя её.


Безмолвствует летопись о других церковных деяниях Ольги, будучи исполнена воинскими деяниями сына её Святослава, который возлюбил красные берега Дуная и там, ратуя с греками, временно водворился в болгарах, оставив родной Киев на произвол враждебных соседей. В отсутствие князя обступили его печенеги, и неминуемая опасность угрожала княгине, заключённой в стенах его со своими внуками, без всякой защиты. Граждане изнемогали голодом и жаждою, ибо с земли от Днепра окружали Киев печенеги, и нельзя было никому выйти из города, чтобы дать весть дружине русской о нашествии врагов. Вызвался один лишь смелый отрок, говоривший языком печенежским; вышел он с уздою в руке в стан вражий, спрашивая всех: не видал ли кто его коня? И так спустился ко Днепру; тогда бросился он в реку и невредимо переплыл её под тучею стрел вражьих. Он сказал воеводе княжескому Претичу, что, если не приступит к городу, Киев должен сдаться. Претич устремился с малою дружиною на печенегов, страшась гнева своего князя ещё более, нежели оружия врагов, и освободил княгиню и её внуков. Печенеги бежали, думая, что пришёл сам Святослав.


Когда возвратился он из дальнего похода и несколько отдохнул в Киеве, стал опять тужить по красным берегам Дуная и говорил своей матери: «Не любо мне в Киеве, хочу жить в Переяславле на Дунае, ибо там средоточие земли моей, куда стекаются все её блага». Огорчилась Ольга и сказала сыну: «Ты видишь, что я больна, куда же хочешь от меня идти? Погреби меня прежде и потом иди куда хочешь». Блаженная уже разболевалась и предчувствовала свою кончину, когда так беседовала с сыном; через три дня она скончалась, заповедав не творить над собою тризны языческой, но погребсти её близ могилы Аскольдовой, при церкви Святителя, где уготовила себе гробницу; плакались о ней сын её, и внуки, и весь народ плачем великим, провожая её до места погребения; там похоронил блаженную пресвитер Григорий, христианским обрядом, пред лицом язычников и ещё малого числа верных: это было в 979 году, через тринадцать лет после её крещения. Первая от земли Российской причтена она к лику святых, сподобившись небесного чертога. Протекло не более двадцати лет после её преставления, и уже вся земля Российская просветилась христианством. Равноапостольный внук её Владимир, создав Десятинную церковь в Киеве, вынул из земли нетленные мощи своей бабки и с великою честью перенёс их в новый не украдихрам Богоматери; все, которые с молитвою прибегали к гробу блаженной Ольги, получали исцеление от святых её мощей. Такова была сия денница земли Русской, предтеча светлого дня.


Из летописи и Четьи-Минеи



Восход звезды, предваряющей солнце


Одной из первых святых на Руси считается великая княгиня Ольга. Именно она в Х веке несла евангельский свет древнерусским племенам, которые тогда почти повсеместно пребывали во мраке язычества. Поэтому Церковь канонизировала княгиню не только в качестве святой, но и равноапостольной (апостол -Христов посланник для проповеди Евангелия). Вот уже несколько веков во время церковных служб под сводами храмов звучит молитвенная песнь: «Величаем тя, святая равноапостольная княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей воссиявшую и свет веры православныя народу своему предвестившую».



Есть просто женщины, а есть богини
Такие, что ни в сказке, ни пером…
Никто не сможет вылепить из глины
Ни вырубить из камня, топором…


Её лишь раз, за жизнь, дано увидеть…
Она на миг всего мелькнет в толпе
Все просто потерять, её легко обидеть
Ты никогда уж не простишь себе


Не будет шанса. Вновь не повторится
Ни встреча та, ни взгляд, ни день
Жизнь тихим ручейком пойдет струиться
И грусти на тебя печалью ляжет тень


Но если сердце смело ты раскроешь миру
И сможешь сразу правила игры понять
Ты победишь и станешь для неё кумиром
Любви ты сможешь счастье испытать




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.07.2012. ***
  • 30.07.2012. ***
  • 29.07.2012. ***
  • 28.07.2012. ***
  • 27.07.2012. ***
  • 26.07.2012. ***
  • 25.07.2012. ***
  • 24.07.2012. ***
  • 23.07.2012. ***
  • 22.07.2012. ***
  • 21.07.2012. ***
  • 20.07.2012. ***
  • 19.07.2012. ***
  • 18.07.2012. ***
  • 17.07.2012. ***
  • 16.07.2012. ***
  • 15.07.2012. ***
  • 13.07.2012. ***
  • 12.07.2012. ***
  • 11.07.2012. ***
  • 10.07.2012. ***
  • 08.07.2012. ***
  • 07.07.2012. ***
  • 06.07.2012. ***
  • 05.07.2012. ***
  • 04.07.2012. ***
  • 03.07.2012. ***
  • 02.07.2012. ***
  • 01.07.2012. ***