Исин дэнсин и культура молчания Иса Лариса

Олена Ра: литературный дневник

Исин дэнсин и культура молчания
Иса Лариса
Исин дэнсин – передача знаний и умений учителя ученику "от сердца к сердцу".
Это традиционное дзэнское изречение, но которое применимо к любой специфике жизни.


Исин дэнсин – способ общения "поверх слов".


Сами по себе любые знания и умения – священны, потому что они тоже моно (вещи), а у любого моно есть ками (божество). Священное знание, традиция хранится в чистом сердце.


Чистое – которое не переиначит истину, которое сохранит сущность и основу знания, не исказит и не перекрасит в иное. Чистое сердце – молчит. Оно держит бережно священный цветок и только показывает его. Так природа показывает нам своё очарование. От осени к осени... От сердца к сердцу...


Слово, оно тоже имеет ками, оно тоже имеет душу (котодама).


Но слово в передаче знаний вторично. Оно только инструмент (думается мне). Конечно, инструмент важен, но настоящая передача знаний – поверх слов, без слов, без текста. Это и – культура молчания, паузы, пустотности. Не мешать другому познавать себя. Не мешать ему видеть. Смотреть вместе с ним.


Многословие – суета и беспорядок, показатель неутвержденного и неуложенного в себе знания. Споры и выяснения отношений, правды, истины – это слова. А слова это ... смотреть выше.
(Не путать споры с беседой. Беседа между друзьями не может быть многословием. Ведь и луна и сакура и снег хороши, только если о них можно побеседовать с другом)


Исин дэнсин – от сердца к сердцу...


Помнится, еще Басё утверждал, что настоящая поэзия – без слов. Это сложно понять и услышать. Это можно увидеть чистым сердцем. Настоящим.
http://www.stihi.ru/2016/06/21/5970


*""
неторопливо поразмышляю), сначала про одно, а после уж про другое)
Написано эссе было полтора года назад, сейчас бы я "ками" заменила на "тама").


Это в Мумонкане был описан случай, как Будда молча показывал цветок своим ученикам. И они молча вникали о чем-то. Причем, вникает же каждый о своем. По идее. Потому что главное - не научить. Главное - чтобы у ученика произошло некое понимание. Ну это дзен)


Вообще эта тема - молчание - занятная. На сайте Брянчанинова читала, в отечнике, монахиня Феодора говорила, что полезно безмолвствовать. Но только когда это делается, то всякие напасти подстерегают и надо уметь их исключить. Очистить помыслы, наверное. Перед ликами святых.
И еще где-то читала про другую монахиню, которая была молчальницей и затворницей. А только иногда, совсем изредка, выходила на обрыв-берег какой-то реки. Вот имени я не запомнила ее. Она ведь не передавала знание словами, а постигала его своим молчанием.


Вон Ли Бо вообще на луну смотрел, и на отражение луны в реке - и тоже через молчание что-то постигал. Потом выливалось оно у него в стихи. Ну, тут скорее стихия приливов-отливов, через сердце когда пропускаешь, срабатывает. Это уже вторая часть - про творчество)


Ну и, может показаться, что это о разных молчаниях, но вот я почему-то склоняюсь к тому, что это одно и то же. Только объект, на который смотрят эти люди - разный, а постижение сущности - одно.


Иса Лариса 01.12.2017 13:35
Вот вторая часть сложнее). Симону-сан я не читала)


Посмотрела, в греческом "свобода" елеутерия, элевтерия - отсутствие ограничений.
То есть творчество - дарование отсутствия рамок и всяческих правил?)


Отчуждение - чужое какое-то слово. О чем оно?


Иса Лариса 01.12.2017 13:50
Опять же, не всякое творчество дает свободу видению читателю. Например, западная поэзия она вся эгоистична. Автор довлеет в своем показе мира. Ну или не вся, а только та часть, что мной была прочитана (предельно ничтожная, следует заметить). А вот восточная ветвь - она более располагает к созерцанию, и к внутренней работе, самим с собою.


Иса Лариса 01.12.2017 13:55
"""
.
у японцев понравилось одно из словосочетаний "свободы"
состоит из двух иероглифов "рука" + "пустой", "воздух" или "небо"
тэ-аки
то ли выпускать что-то, то ли получать)


а отчуждением еще не прониклась)


Иса Лариса 02.12.2017 03:41



Другие статьи в литературном дневнике: