***Бог и Дьявол, Самость и Тень 1. Родовое свойство человека - Любовь (Фейрбах), которая на определенном этапе развития человеческой культуры воплотилась в образ Бога. Но Бог понимался не только как Любовь, но и как - Истина, Свобода, Красота: все это - ипостаси единого, наличествующего потенциально в каждом человеке как возможное будущее, как подлинно человеческое в человеке. Индивидуальные свойства - это преломление наших страхов, зависимостей, которых множество, и они являются отголосками нашего прошлого опыта. *подробнее можно этот разворот прочитать тут* 2. Переживание божественного состояния человеком сопровождается переживанием собственной собранности, центрированности, единства с высшим началом (любовь, творчество и интуитивные озарения - высшие формы проявления этого). Переживание называемого культурой "дьявольского" в человеке сопровождается расщеплением личности, ощущением одержимости какими-то не-собственными силами. В этом смысле, даже музыка и красота часто воспринимались как действие демонических сил (да хотя бы вспомнить многовековую демонизацию женской красоты, и в связи с этим - женщины-вообще!). 3. Лик у каждого человека - один, личин же как социальных масок - множество. Однако ныне, все глубже погружаясь в чтение Юнга, нашла еще аргумент для моей мысли о единстве Бога и рассредоточенности Дьявола. Он состоит в следующем. По Юнгу, Бог - это проекция архетипа человеческой Самости, которая едина, но раскрывается человеку во множестве образов, указывающих на нее. В культуре это выражено в идее, что человек творит богов по своему образу и подобию, что почти отражает вышесказанное ("почти", ибо образ Бога включает образ не (с)только реального человека, сколько - идею полноты расрытия последним своей Самости). И Дьявол - тоже проекция, но - архетипа Тени. Однако в отличие от Самости, Тень расщеплена: она - куски, обрывки коллективной памяти (коллективная Тень), личных переживаний и вытеснений негативного или устаревшего для человека содержания опыта. В культурном процессе можно заметить процесс демонизации устаревших богов, а психология открыла закономерность, что когда человек демонизирует того, кто лично ему не навредил, то это - форма фиксации в другом того, что он не принимает в себе (здесь не идет речь об объективной - рациональной - оценке исторических деятелей, например). Другое дело, по Юнгу, Тень нельзя игнорировать (все равно ничего получится: она обходными путями, но возьмет свое). Поэтому ее энергию следует интегрировать, а саму Тень трансформировать в путь к Самости. И тогда получается, что Бог един в своих ипостасях, а рассредоточенный Дьявол дает возможности отыскать путь к Богу - к своей Самости, основное свойство которой - более целостность (гармоничность), чем личное совершенство; но возможность получают те, кто пытается мужественно обнаружить Тень - "бесов" в себе самом, а не вовне. Вспомнила, кстати, что ни в Ветхом, ни в Новом Заветах не говорится о противостянии богов (Бога) и демонов, роль последних - в том, что они лишь испытывают человека на веру, на чистоту*. Любое испытание - это проброс человека в пограничную (экзистенциальную) ситуацию, в которой голос Самости (совесть) слышен отчетливее, и ее контур проявляется отчетливее посредством возникающих образов и идей. * Спасибо Ире Абдрашитовой за упоминание о грехе! Ситуация переживания чего-то как греховного и есть экзистенциальная ситуация. Не потому ли Богу (по Новому Завету) один кающийся грешник (покаяние есть форма трансформации человека) дороже 99 праведников (тем более что большинство из них, думаю, просто считатют себя таковыми в силу отстутствия саморефлексии).
Симуляция и Смерть: экзистенциальное
© Copyright: Оксана Сибирь, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|