Аннотация. Статья посвящена рассмотрению онтологического аспекта волновой природы поэзии, стихотворения как когнитивной волны, сгенерированной соприкосновением поэта и бытия, и движущейся по касательной к реальности. Поскольку диалектика является сутью волнового поведения, показано, как поэтическая волна, образованная начальной строкой, усиливается диалектикой рифм и формируется когнитивной силой метафоры. Поэзия активно расширяет лексические категории, соединяя их в сложную организацию. В работе используется метод моделирования. Исходя из волновой модели, демонстрируется, что информационная насыщенность поэтической волны обеспечивается её модуляцией. Амплитудная модуляция образуется взаимодействием рифм посредством метафоры. Частотная модуляция определяется геометрией стихотворения (размером, силлаботоникой и т. д.) и суб-метафорами. Описано нелинейное взаимодействие метафор посредством активных рифм. Рассмотрение функционального аспекта поэтической волны показывает, что в поэзии можно наблюдать аналоги основных волновых проявлений: интерференции, дифракции, нелинейных процессов. Запись поэтического текста, подобно записи паттерна
голограммы, использует различные проявления поэтической волны. На нескольких примерах верифицируются вы- шеуказанные утверждения. Основываясь на волновой модели, даны определения модернизма и постмодернизма.
Данная работа подтверждает, что благодаря своим волновым свойствам, поэзия влияет на антропологию человека.
Ключевые слова: поэзия, онтология, волна, семантика, категория, дискурсивность, диалектика, метафора, риф- ма, информация, модуляция, интерференция, рефрен, дифракция, тавтология, рассеяние, модернизм, постмодернизм, антилитература.
WAVE NATURE OF POETRY: ONTOLOGICAL AND FUNCTIONAL ASPECTS
Текст большой, размещу на Галактическом Ковчеге - "(для возможности резонирования).
«Вывод: хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, – это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожидаемы одновременно. Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго – тривиальным» .
Выводы.
Волновая модель хорошо описывает основные особенности онтологии поэзии и показывает, что поэзия – это волновой когнитивный процесс, генерируемый диалектикой рифм и удерживаемый в равномерном развитии метафорой. Поэзия активно расширяет лексические категории, соединяя их в сложную организацию. Новая информация в поэтической волне передаётся при помощи частотной и амплитудной модуляции. Амплитудная модуляция образуется взаимодействием рифм посред- ством метафоры. Частотная модуляция определяется геометрией стихотворения (размером, силлаботоникой и т. д.) и субметафорами. Но, несмотря, на модуляцию, поэтический текст должен сохранять волновую, дискурсивную структуру, для формирования цельного поэтического паттерна. Поэтическая волна, формируясь по касательной к бытию, как любая касательная отходит от описания действительности и тогда она в состоянии увлечь за собой и приподнять читателя над этой действительностью, раздвинуть его мыслимые границы и решить сверхзадачу. «Когда поэт читает мне свои стихи, это может так затронуть меня, что я проникну в мысли поэта, в его чувства, вновь переживу то простое состояние, которое он раздробил на слова и фразы. Я сопереживаю его вдохновению, я следую за ним в непрерывном движении, которое, как само вдохновение, есть неделимый акт». .
Поэтический текст, подобно волне обладает всеми его особенностями: дифракцией, интерференцией, нелинейным взаимодействием. Благодаря этому, она меняет антропологию человека. Поэзия подобно волновому оператору в квантовой физике воздействует на ментальный, смысловой вектор читателя и преобразует его в новый вектор, который, по всей видимости, становится более приближённым к обращённому вертикально вверх.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стригин М.Б. Метафора - шифр бытия // Евразийский юридический журнал №6 (109) 2017 С. 313–317
2. Лотман. Ю.М. Структура художественного текста // Серия: Культурный код. Издательство «Азбука», 2015 г. - 704 с.
3. Лакофф Д. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении // М.: Гнозис, 2011. - 512 с.
4. Полозова И.В. Глубинные основания метафоры // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия - 2004 г., №3 С. 70–85
5. Печёрская, Н.В. Знать или называть: метафора как когнитивный ресурс социального знания // журнал Полис, Политические исследования. 2004. № 2. С. 93–105
6. Ягодинцева Н.А. Поэтика: модели образного мышления // Издательство Библиотека А. Миллера 2003 г. - 79 с.
7. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Сочинения: в 6 т. – М.: Мысль, 1965. – Т. 4. – Ч. 1. - С. 80–81.
8. Стригин М.Б. Аналитический и синтетический этапы эволюции произвольных систем: онтологические особенности и характеристики. // – Современный учёный №8 2018 С. 31–39
9. Гачев, Г. Гуманитарный комментарий к физике и химии // М.: Логос, 2003. - 512 с.
10. Витгенштейн Л. Логико - философский трактат // Москва: издательский дом Территория будущего 2015г. - 227 с.
11.Литература постмодернизма. Словари и энциклопедии на академике. - . - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1821019
12. Бергсон, А. Творческая эволюция // М.: Академический проект, 2015. – 320 с.
Статья поступила в редакцию 03.04.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.