Очередной сеанс черной магии с разоблачениями.

Светлана Бестужева-Лада: литературный дневник

Вчера случайно узнала о появлении книги некоей Марины Катаевой "Анти-Ахматова". Это оказалось первой книгой, выпущенной новым издательством «ЕвроИНФО» в 2007 году. В том же 2007 году «ЕвроИНФО» выпустило ещё одну книгу — бывшего депутата Государственной Думы Владимира Семёнова «Искусство антигламура, или Практическое пособие по дендизму». С тех пор ни одной новой книги у издательства не вышло. Что само по себе говорит о многом.
Написала книгу - первую в своей жизни - педагог-дефектолог. Действующий, замечу. Вот уж, воистину, №Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник..."
Общее ощущение - гадливости. Другого чувства словесные помои, которые выливаются на Анну Ахматову в книге, просто не могут вызвать у нормального человека. 600 (!) страниц "разоблачения мифа об Ахматовой". Написанных, замечу, в лучшем стиле "полемики" на Стихире.
Когда посредственность завидует гению... это понятно, но не очень красиво. Когда ничтожество обливает грязью уже покойного талантливого человека - это омерзительно.
Ахматова - миф? Простите, можно долгое время морочить голову нескольким людям, можно на короткое время обмануть всех, но сто с лишним лет "притворяться" кумиром миллионов...
Это действительно по силам только гению:-)))
Зато как обрадовались некоторые поэты! Например, некто Игорь Сид. Слышали про такого? Естественно, нет - один сборник и бывшего биолога, а ныне — инициатора, организатора и участника многих проектов, посвящённых вопросам российско-африканского и украинско-африканского сотрудничества почему-то мало известен читателям. Но на публикацию пасквиля откликнулся немедленно и восторженно:
"Очень давно не возникало этого ощущения: ВЕЛИКАЯ КНИГА…
«Анти-Ахматова» величественна не в литературном или научном смысле, — конечно, можно высказать к ней много локальных претензий, — а в плане философском и социокультурном.
Книга наконец-то развенчивает миф об Ахматовой, который весь опирается на вековечную российскую потребность в создании кумира и бездумном ему поклонению. Представлен колоссальный фактологический материал…
О том, как Анна Андреевна всю жизнь подчищала и переписывала свою биографию, приходилось читать и раньше. Поэт она, конечно, по-своему талантливый, но не сравнимый по масштабу с её великими современниками, не прилагавшими, в отличие от неё, таких титанических пиар-усилий по повышению и закреплению собственного статуса. И конечно же, только на запустевшем, в результате эмиграции и репрессий, культурном поле советской России мог вырасти этот, не побоюсь сказать, циклопический прижизненный монумент «Королевы Поэзии». Тотальный позорный блеф и фальсификация длиной в жизнь…
Перелистывая эту потрясающую книгу, я на каждой странице испытываю новое дикое облегчение. Кто-то когда-то должен был назвать вещи своими именами. Не то чтобы: «Король-то голый!», — а что никакого короля попросту нету".
Радость поэта-общественника понятна. Кому-то "хватило смелости" назвать стихи Анны Андреевны "шедеврами, достойными украсить любую районную газету". Отважная Тамара Катаева не побоялась швырнуть ком грязи в давно покойную поэтессу. Слава героям!
Правда, литературные критики, например, Григорий Амелин, настроены несколько по-другому:
"Хоть бы кто разъяснил Катаевой, что жанрово именно ее книга — классическое лоскутное одеяло, центон, а искусством ее труд мог бы стать при условии владения элементарной комментаторской техникой (плюс приемлемый общеобразовательный багаж). У Катаевой же по чудному цветовому полю достойных цитат — чёрные жирные нитки хулительных примечаний, выдающие оголтелую и злобную безграмотность автора. В самый раз для простецкого ватного китча — продаваться на рынке будет бесперебойно. Да и то, нужно заметить, китч все же обладает собственным скромным обаянием, а это изделие просто дешёвка, созданная по вековым канонам почти что доносительской традиции. Дамочка подслушала что-то в замочную скважину, подсмотрела из-за угла (то бишь прочитала в мемуарах), проинтерпретировала по мере сил («в назидание молоденьким девушкам») — и в издательство".
Очень точное определение, на мой взгляд.
Почти сразу по выходе «Анти-Ахматовой» Елена Чуковская через «Российскую газету» заявила о нарушении своих прав на написанные её матерью «Записки об Анне Ахматовой»:
"К своему изумлению, я обнаружила, что из 560 страниц 61 страницу занимают надерганные цитаты из «Записок об Анне Ахматовой» моей матери Лидии Корнеевны Чуковской. Я бы хотела подчеркнуть, что Лидия Корнеевна никогда не разрешала печатать отрывки из своих записок, сколько её ни уговаривали. Потому что всегда считала, что никакая часть не передаст целиком облика её героини — Анны Ахматовой. А тут автор позволяет себе выдёргивать клочки — иногда три слова, иногда пять, иногда абзац, ставит точку, где ей захочется, — и продолжать своими репликами, выделенными жирным шрифтом".
Действительно, наверное, эта книга - дань времени. Времени разрушать ВСЕ. И на обломках возводить монументы идолам-однодневкам.
Название, конечно, насмешило. Сейчас классики марксизма-ленинизма не в моде, а когда-то книгу Ф.Энгельса "Анти-Дюринг" должен был прочесть каждый студент. Теперь вот "Анти-Ахматова"...
А разоблачения... Есть люди, которые в куче навоза ищут жемчуг и находят, если повезет. А есть люди, которые в куче жемчуга маниакально ищут навоз. Тоже находят:-)))))
Единственная польза от этой книги лично для меня: будь ты хоть всемирно признанным гением, обязательно найдется пара шавок, которая тебя облает. Так что к выходкам особо скандальных персон на сайте буду относиться куда спокойнее.
Книгу читать не советую. Лучше перечитать Ахматову.
Хотя бы избранное.



Другие статьи в литературном дневнике: