Дипломированным филологам и не только им.

Светлана Бестужева-Лада: литературный дневник

Очень рекомендую почитать любителям устраивать "разборку полетов", размахивая дипломом филолога. Да и остальным тоже будет интересно, ИМХО.
Источник:
Хочу сразу оговорить, что данный материал не ставит цели полного исследования темы. Это несколько мыслей в качестве полемической речи. Говорить мы будем о филологии, филологах и иже… Небольшая суета вокруг филологии.
Люблю поспорить и ещё люблю лирические отступления. Поэтому, встречайте:
Лирическое отступление №1
Отвлечёмся несколько от основной темы. Мне хочется провести аналогию.
Есть такая наука – метеорология. Чем она занимается, мне думается вам всем хорошо известно. Да, да, всё верно – основной её продукт наш «любимый» прогноз погоды. Забавно иногда слышать, что на улице пасмурно, ветер, идёт снег и минус 5 градусов, а по факту – солнечно, без ветра, снега и минус 15. Ничего страшного, бывает. И вполне понятно почему – Природа живёт по своим законам и ей откровенно начихать на потуги метеорологов в предсказании погоды. Она не зависит от них, это они зависят от неё. Тем не менее, никакому метеорологу и в голову не придёт выбежать и орать, предъявляя Природе претензии. Вероятно, на этапе обучения, кандидаты, склонные к такому поведению, отсеиваются. Интересно было бы знать, куда. Может туда, куда я думаю…
Лирическое отступление №2
Теперь вернёмся к филологии. В каждом языке имеется эта наука. Но мы договоримся говорить только о нашей, отечественной. Итак, филология – наука, которая занимается изучением законов развития языка, исследованием исторически обусловленных языковых изменений. Одним из таких изменений стало введение кириллицы вместо глаголицы. Вокруг этих алфавитов ходит множество легенд. Не ставлю себе задачи рассматривать их. Однако, хочу заметить, что именно замена алфавита вызвало изменения сначала письменной, а затем и разговорной речи. Таким образом, нововведение является той вехой, которая явила миру старославянский язык взамен древнеславянского.
Лирическое отступление №3
С определением филологии как науки мы разобрались. Она ставит перед собой, как любая другая наука, чисто исследовательские цели. Теперь давайте поговорим о том, что именно отличает человека с дипломом филолога от человека, занятого другим видом деятельности. Основное отличие – филолог всегда и везде находится внутри своего объекта исследования. На этом отличия заканчиваются. Только потому, что и мы все являемся носителями того же самого многофункционального инструмента с названием русский язык, только исследованием его не занимаемся. Точнее занимаемся, но на чисто подсознательном уровне.
Лирическое отступление №4
Теперь перейдём к поэтическим приёмам. Любой поэт, который имеет желание писать стихи, их использует в большей или меньшей степени. Вообще, работа со словом всегда напоминает балансировку на остром лезвии бритвы. Создание малого нажима (в эмоциональном смысле) разрушит целостность всего произведения. Создание чрезмерного давления – целостность восприятия у читателя.
Рассмотрим только один пласт поэтических приёмов. Оговорюсь, я вовсе не собираюсь переписывать кучу литературы по этой теме.
Итак – ТРОПЫ. Такое понятие как метафора у всех на слуху, только и слышно: «Так метафорично». Позвольте, а почему настолько забыты остальные виды троп?
Позволю себе их перечислить: а) метафора, б) аллегория, в) олицетворение, г) метонимия, д) синекдоха, е) гипербола, ж) ирония. Я не изобретаю велосипед и беру все сведения из открытых источников. (ТРОПЫ)
Мне в настоящий момент более интересно раскрыть понятие метонимия:
«Метонимией называется троп, в котором одно понятие заменяется другим на основании тесной связи между понятиями. Тесная связь существует, напр., между причиной и следствием, орудием и действием, автором и его произведением, владельцем и собственностью, материалом и сделанной из него вещью, содержащим и содержимым и т.д. Понятия, состоящие в подобной связи, и употребляются в речи одно вместо другого».
Лирическая компиляция №1
С адекватностью действий метеоролога мы уже знакомы. Остаётся только один вопрос: Почему отдельные представители сообщества филологов воспринимают диплом как некую лицензию для открытой охоты на особей поэтического сообщества? Мы уже определились, что филология (повторюсь) занимается только исследованием. По какому праву появилась тенденция в присвоении себе законодательных функций? Создаётся впечатление, что литературным творчеством занимаются исключительно филологи. Только это слабо стыкуется с тем фактом, что выпускники филологических факультетов никогда не составляли большинство. Зато творческих людей с другими профессиональными наклонностями очень много.
Лирическая компиляция №2

Граница между прозаической и поэтической речью довольно размыта. По моему убеждению (никому своё мнение не навязываю), основное отличие состоит в том, что прозаический текст, в основе своей, подразумевает полное и точное описание действительности, соответствие нормам языка в фонетической, синтаксической, грамматической областях. Поэтический текст по своей природе не всегда такое соответствие поддерживает. Почему? Да только потому, что стихотворение является отдельной замкнутой структурированной единицей, со своими законами и правилами, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с языковыми нормами. Связанно это, прежде всего с тем, что смысловой информативный слой поэтического произведения должен быть выше по плотности аналогичного прозаического. Я говорю – должен, это вовсе не значит, что все поэтические произведения этому правилу подчиняются. А вот использование поэтических приёмов обязательное условие. Или это не поэтическое произведение. И наличие чёткой ритмической структуры его таковым не сделает.
Лирическая компиляция №3
Теперь о критическом разборе поэтических произведений. У меня лично нет лицензии в виде диплома филолога, поэтому в качестве примеров буду использовать своих домашних питомцев. Но говорить будем об авторе и критике.
Пример №1
Заметно неуклонно тает
Обочин срезанных бисквит.
И неумолчность птичьих стаек
С утра под окнами галдит.
Критик: «Неумолчность никак не может галдеть, галдит стая. Неумолчность - это безостановочность, беспрерывность, неизменность, постоянность и т.д.»
Ещё покрыта белым настом
В лыжнях заснеженность полей.
Но на опушке леса властно
Создал проталину ручей.
Критик: «Настом покрыт снег, а не заснеженность. Заснеженность - это отвлеченное существительное по значению прилагательного "заснеженный"»
Критиком допущена подряд одна и та же ошибка – анализ и критика поэтического произведения без учёта поэтических приёмов. А зачем? Запрет поставить проще. Хотя необходимо было понять, что использована метонимия, говорить уже стоит о правильности и эффективности применения этого поэтического приёма.
«Неумолчность птичьих стаек с утра под окнами галдит». Для создания смыслового акцента автором смещено основное действие «галдит» с объекта действия «птичьих стаек» на дополнение. Имеется компиляция ещё с одним поэтическим приёмом – алогизмом.
Аналогично и во втором случае. Слово «заснеженность» поставлено в контекст, в котором оно получает дополнительную смысловую нагрузку. Поэтому ссылка на словарную «отвлечённость» в данном случае не корректна.
Пример №2
Мои стихи - клинка небрежный жест,
Зеркал туманных искренняя ложность.
Cogito, sum, alea jacta est -
Так мало, чтобы петь надёжность...
Тут уже два критика:
«Эх, отличное было бы стихотворение, если бы не последняя строка! Она - как целая ложища дегтя в бочке меда! Срочно надо менять, это я Вам точно говорю...
Надежность невозможно петь».
Опять всё те же грабли. Господа критики, пытайтесь вникать в текст!
В данном случае применён всё тот же поэтический приём. Если бы строка звучала: «Так мало, чтобы воспевать надежность», то критики бы не последовало. Не так ли, господа критики?
А то, что торжественное слово «воспевать» совершенно не в стиле произведения, вас, конечно же, не касается.
Лирическое заключение
Прошу не обижаться господ дипломированных филологов на эти размышления вслух. Это всего лишь констатация факта наличия проблемы. Будьте внимательны при анализе и критике. И подумайте, а есть ли у вас право на критику.




Другие статьи в литературном дневнике: