Теология смирения.

Николай Островский 2: литературный дневник

"БОГ, НАУКА И ПОКОРНОСТЬ". Десять учёных о теологии смирения. Роберт Херрман, пер. с англ. С.В. Зубкова. М., АСТ:Астрель, 2007.
(С моими критическими замечаниями.)


1о учёных лидеров мира.


Гл.1. Физик Ф. Рассел Стэннард."ТЕОЛОГИЯ КАК НАУКА". (С.19.)


Для большинства основное в науке эксперемент и теология наукой быть не может. В религии последним авторитетом считают Библию. (19.)


Наука не признаёт авторитетов прошлого. ((Мои замеч.: Почему это? Напротив, она все авторитеты прошлого признаёт как равноценные, каждый внёс свой вклад в развитие Знания. Мысль автора надо подкорректировать. Наука не признаёт доминирующий над настоящим авторитет прошлого, одного учёного или учения.Теология же исходит из Святого Авторитета основоположника, который был якобы представителем Бога на земле или богом в обличии человека.))


Подход, схожий с научным смирением, теология смирения. ((Не путает ли автор скромность творца с учением о смирении христианского типа?))


Исходная точка уже не Библия, а человеческий опыт мира и жизни. ((Отход от Библии с позиции христианства ересь. Религия рассматривает жизнь по сравнению с вечным как суету сует, а опыт жизни считает бренным и во многом ошибочным. Уже религиозный опыт отличается от житейского, как "истина" от "иллюзии".))


Понимание Бога растёт... ((Так ли?))


ЭКСПЕРЕМЕНТ С НАУКОЙ.


Научный эксперемент:изоляция феномена от бобочных эффектов. (20).


Предлагается эксперемент с молитвой. Чудесное исцеление - свидельство Бога. ((Что за наивность? Да, физик не психолог и не психиатр, иначе бы он знал как получаются многие "чудесные исцеления". Если он хочет доказать веру, то начинать с веры всёобъясняющей Божьим влиянием - это тупик.))


Далее о том, как такой эксперемент проводился фондом Джона Темплтона (1997) под наблюдением нескольких диаконисс, глава опыта - Герберт Бенсон из Медицинского ун-та.
Сердечно-сосудистая болезнь. Операции. За 600 пациентов молился коллектив людей различных вероисповеданий, практикую собственный тип молитвы для одной группы. Опыт проводили в 5 главных больницах США. За часть пациентов не молились. Новые пациенты не знали молятся за них или нет. Этого не знал и персонал. (21) Кто молился, знал лишь имена пациентов.
Ещё одна группа пациентов знала, что за неё молятся (проверка гипотезы об ожиданиях пациентов). Результаты обобщать ещё рано. ((Но автор далее уже обобщает.))
Если бы пациенты, которые не знали, молятся за них или нет, вылечились бы, то это говорило о помощи молитвы. ((Что за бред? Это говорило бы об искусстве врача и правильном оперировании.))
Будут устанавливать эффективность молитв разных религий. ((Победит, разумеется, молитва христианская. По крайней мере другие Церкви не согласятся с выводом о главенстве молитвы одного типа.))
Но это не является строгим доказательством присутствия Бога. ((Хорошо, что автор до этого додумался. Но доказательство должно быть строгим или оно опровергаемо. И можно ли доказать присутствие Бога строго?)) (22.)
((Научная проверка истин (в данном случае "присутствие Бога"), предполагает сомнение в них и возможность опровержения. А главный интерес этих "эксперементаторов" доказать именно присутствие Божества. Если же это не доказано, то это подкоп под религию, а доказать нельзя, как "понимали" (по автору) и сами участники этого действа, учёного до глупости. Уже сам опыт можно трактовать по разному.))
Возможность и альтернативного объяснения (телепатия).
((Автор Спешно умнеет и соглашается, что "Бога привлекать не стОит"..))
Если молитва не работает, то Бога нет - возможный вывод. ((Несчастные эксперементаторы не догадывались о такой опасности...))
Отрицательный результат не должен мешать вере. ((Для чего же это всё затевалось? Ведь знали, что всё равно какой результат - люди также будут верить и не верить...))


За пациента не молились - но за него молились родственники, друзья и пр. ((Чистота опыта нарушена и изоляции не получилось. Для чего автору приводить столь несуразный пример, компрометирующий верующих, если он намерен веру защищать? Автор сводит религию с наукой, а затем вдруг показывает их коренное различие и научную недееспособность религии!))


Наука. Правильные вопросы, чёткий метод, однозначный ответ природы. С Богом же такого гарантированного успеха нет. Бог отказывается сотрудничать. ((Т.е. наука и религия разное.)) (23.)


Можно создать количественную оценку любой пользы от молитв. ((Что такое некачественная оценка, если не ложь или отрицательный результат?))
((Итак, сперва автор сочувственно описывает эксперимент, затем критикует его как негодный по основаниям, а ниже пишет хвалу ему.)0
Эксперимент заслуживает того, чтобы быть осуществлённым. Лично я с нетерпением ((?)) ожидаю результатов...


ПОТРЕБНОСТЬ В РАСШИРЕНИИ ГОРИЗОНТА ИССЛЕДОВАНИЯ. (24)


Трудно прийти к окончательному решению и при правильной организации опыта. Ситуацию полностью контролируем,а чёткого доказательства нет. Это не цель теологии смирения. (Теология смирения это не доказательство бытия Бога. Но если смиряются перед Богом, то и веруют в него, это для теологов тождественно доказательству: истинно, ибо верую! Но верить что только мы знаем истину,что только наша вера самая правильная - разве это не гордыня?))


Те же трудности в физике.
Микрочастицы невидимы, наблюдаем за их действиями и тем самым доказывается их существование. Видим лишь трек - цепочка пузырьков в жидкости или серии вспышек в газе. Шаблон следа из треков разных частиц при их сталкивании. Но для одного образца трека есть несколько спорных толкований. (24.) Надо собрать много образцов, использовать разные техники распознания, найти общее в несогласном, провести статистическое исследование. Мнение долго формируется. Накопление свидетельств. Выбор лучшего мнения.


Пример из космологии. Большой взрыв. Так думаем из-за расширения космоса. Другая возможность: Новая материя постоянно создаётся в пространстве. Движение материи, пространство за ней заполняется новой материей. Теория постоянного состояния. ((Новая материя вытесняла бы старую, общее количество материи в одном объёме становилось бы всё больше...)) (26.)
Расширение не есть доказательство Большого Взрыва. Радиационное излучение изначального ядра, но ядра ли?
Мы понимаем какие частицы могли бы быть вследствие Взрыва и это согласуется с полученными данными.
Движение света - видим прошлое вселенной.Плотность материи в пространстве была больше. Но оценка расстояний тел трудна. Теория Большого Взрыва лишь гипотеза или убеждение. Экономичный способ объяснения многих явлений.(27).
((Если и наука бездоказательна, чего же говорить о религии?))


РАБОТА С ДАННЫМИ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ ВНЕ ПРЕДЕЛОВ ОБЩЕЙ ДОСЯГАЕМОСТИ.
Нельзя создать эксперимент Большого Взрыва. ((Можно, на минимодели)).
Пассивное наблюдение за явлениями.
И всё же это наука. Скурпулёзность, объективность, систематичность сбора данных и способ рассмотрения теорий (гипотезы). Новые факты изменяют систему знания. ((Никто не сомневается что наука это наука, хоть и относительное знание. Но может ли религия быть наукой - ведь именно путь гипотез она отвергает?))(28.)


Эмпирические данные основы наук. ((Автор намекает на эмпирический опыт и косвенные наблюдения и в религии...))
Данные не убеждают каждого учёного.


Итак, контролируем не всегда.
Ограничения в общественных науках экспериментированья. Этические ограничения в психологии.
((Собственно, речь об относительности знаний.))


Теология смирения - Бог не объект нашего контроля. Не надо ждать единственного и неоспоримого доказательства бытия бога и его действий. (Но ведь церковники и верующие тем не менее имеют ортодоксальные взгляды, догматику, абсолютные истины, поэтому религия и не науку, как раз потому, что Бога нельзя доказать. Метод же религии это не метод гипотез, но метод Откровения.))


"Объективно исследовать..." ((Субъекту - "объективно". Если Бог , что заранее известно, непознаваем, то к чему приведёт объективное исследование? К разного рода гипотезам. Может это и научно, но это не религия, которое познаёт непознаваемое - как ей мнится - всёцело, в вере в его бытие.))
(Продолжение следует.)



Другие статьи в литературном дневнике: