Н

Нина Тур: литературный дневник

М.В. Нестеров. «Путь ко Христу». Роспись трапезной части Покровского храма Марфо-Мариинской обители


«В картине „Путь ко Христу“ мне хотелось досказать то, что не сумел я передать в своей „Святой Руси“. Та же толпа верующих, больше простых людей — мужчин, женщин, детей — идет, ищет пути ко спасению. Слева раненый, на костылях, солдат, его я поместил, памятуя полученное мною после моей выставки письмо от одного тенгинца из Ахалциха. Солдат писал мне, что снимок со „Святой Руси“ есть у них в казармах, они смотрят на него и не видят в толпе солдата, а как часто он, русский солдат, отдавал свою жизнь за веру, за эту самую „Святую Русь“.
Фоном для толпы, ищущей правды, должен быть характерный русский пейзаж. Лучше весенний, когда в таком множестве народ по дорогам и весям шел, тянулся к монастырям, где искал себе помощи, разгадки своим сомнениям и где сотни лет находил их, или казалось ему, что он находил...» (М.В. Нестеров. Воспоминания)


«Путь ко Христу» художником писался дважды — из-за плохой загрунтовки стен первая роспись была безнадежно испорчена. «Я только что окончил большую картину „Путь ко Христу“, радовался этому, предполагал в ближайшее время показать ее вел.княгине... Прихожу в церковь, поднимаюсь на леса и замечаю по всей картине выступившие какие-то черные маслянистые нарывы. Что такое? Какое их множество! Пробую пальцем, они лопаются, на их месте — черные маслянистые слизняки. Точь-в-точь, как было с Абастуманским орнаментом на загрунтованных Свиньиным стенах. Какой ужас!» (М.В. Нестеров. Воспоминания)


Росписи храма наполнены ощутимой нежной любовью. Скажу, что мое знакомство с творчеством великого русского художника началось в свое время именно с этих росписей Марфо-Мариинской обители.


М.В. Нестеров. «Литургия Ангелов» и Покров Божией Матери. Роспись алтарной части Покровского храма Марфо-Мариинской обители


После Марфо-Мариинской обители я зашел полюбоваться фасадом Третьяковской галереи, выполненным по рисункам В.М. Васнецова. Собрание картин П.М. Третьякова очень многое значило в жизни М.В. Нестерова. Когда-то отец сказал, что не признает в Нестерове художника, пока его картина не будет приобретена Третьяковым в галерею. Первой такой картиной стал «Пустынник» (1888-1889), следующей — «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890).


«Он любил в пожилые годы тайно прийти в Третьяковскую галерею и там встретиться вновь с героем своего творчества.
— Живет! Слава Богу, живет! — не раз говаривал он мне после такого тайного свидания с Сергием своих картин, а иногда прибавлял к этому: — Вот ведь чудеса: смотрят его! Есть такие чудаки, что мимо не проходят. Остановятся — и смотрят!
К концу жизни Нестерова эти сообщения его становились все чаще.
— Любят его! — сказал мне однажды художник после одного из последних посещений Третьяковской галереи.
И в этих словах сквозила ничем не скрытая радость. Он убедился, что навсегда дал родному народу прекрасный образ того, кто, по его словам, мудрой и простой «красотой просиял в нашей истории, в нашем народе». (С. Дурылин. Нестеров в жизни и творчестве)


Болшево


«Сегодня иду на именины Серг. Николаевича, который (или, вернее, Ирина) построил себе „хижину“ верстах в тридцати пяти от Москвы, там будет комната, которая в любое время будет ожидать моего посещения».
Из письма М.В. Нестерова, октябрь 1937 года


Последним местом, которое я хотел посетить в этой поездке, было Болшево, ныне один из районов города Королева. Здесь недалеко от железнодорожной станции я отыскал нужный мне адрес, отворил калитку и во всей красе увидел уютный двухэтажный дом с верандой, в свое время собиравший в своих стенах многих известных деятелей середины XX века — дом-музей С.Н. Дурылина, искусствоведа, писателя и священника.


Место это называют здесь «Болшевским Абрамцевым», намекая на преемственность от Абрамцева Аксаковского и Мамонтовского. Не раз бывали в этом доме актеры Ильинский и Яблочкина. Подолгу гостил здесь и М.В. Нестеров, лучший друг хозяина дома. Для Нестерова в доме была выделена отдельная комната.


Дом был построен в 1936 году по проекту Щусева и Дурылина из остатков разрушенного Страстного монастыря, располагавшегося на Тверской улице Москвы. Перед этим монастырем более полувека стоял с преклоненной главой первый памятник А.С. Пушкину (1880 г.).


Окно из разрушенного Страстного монастыря в комнате М.В. Нестерова


К великому моему изумлению работники музея встретили гостя с открытой душой, тепло и по-семейному. Напоили чаем на кухне, где в картонной коробке шевелились маленькие черно-белые котята, а после провели по комнатам дома, сопроводив осмотр подробным рассказом. В этом доме на удивление близко ощущается атмосфера того времени, когда жили здесь С.Н. Дурылин со своей супругой Ириной, когда в гости к ним приезжал художник М.В. Нестеров, когда велись здесь глубокие разговоры о вопросах, которые ставила перед людьми жизнь. В моих планах до отправления поезда в Санкт-Петербург было найти дом на Сивцевом Вражке, где жил М.В. Нестеров в советские годы, также хотелось прогуляться по любомому мною Коломенскому. Но «Болшевское Абрамцево» без остатка поглотило мое сердце и чувства, и я провел там время до самого отхода поезда. Сердечно благодарю директора музея Геннадия Васильевича и его коллег за труды и искреннюю любовь к своему делу!
DSC04033.JPG
Мольберт М.В. Нестерова с портретом поныне здравствуйщей внучки художника М.И. Титовой кисти Ф.С. Булгакова


DSC04033.JPG DSC04048.JPGDSC04047.JPG
Рисунки М.В. Нестерова в его комнате, на одном из которых изображен Болшевский дом Дурылиных


Нестеров и Дурылин.jpg
М.В. Нестеров (справа) и С.Н. Дурылин


Нестеров и Дурылин.jpg Нестеров и Дурылин.jpg
Самовар как символ гостеприимства в этом доме


Нестеров и Дурылин.jpg
Издание Углицкого предания «Отрок-мученик» в переработке В.М. Михеева. Рисунки М.В. Нестерова, В.И. Сурикова и Е.М. Бём. Дарственная надпись: «Дорогому, Милому другу Сергею Николаевичу Дурылину на память от любящего Михаила Нестерова. 1936. Ноябрь»


DSC04063.JPG DSC04063.JPGНестеров и Дурылин.jpg
Рисунки М.В. Нестерова из книги «Отрок-мученик»


В комнате С.Н. Дурылина не стене висит копия картины М.В. Нестерова «Тяжелые думы» (1926). На ней в тяжелых думах изображен сам С.Н. Дурылин, с крестом и в рясе.


М. В. Нестеров. «Тяжелые думы» (1926)


Картина писалась уже после того, как советская власть запретила С.Н. Дурылину священническое служение. Портрет долгое время хранился в доме Дурылиных в чехле за диваном, откуда был передан в Церковно-археологический кабинет Троице-Сергиевой лавры, где находится и поныне.


«Уезжая из Болшева в последний раз, он говорил:
— Умирать пора, а вот с природой жалко расставаться. — Он оглянул широкий окоем луговины, реки, леса и тихо произнес: — Умирать буду — и все природу вспоминать. Не расставался бы с ней!» (С. Дурылин. Нестеров в жизни и творчестве)


В заключение рассказа о своей поездке по Нестеровским местам я бы хотел привести запись, оставленную художником в июне 1941 года в гостевой книге Дурылиных:
«Здесь, в Болшеве, я жил всегда прекрасно, жил так и теперь, в июне 1941 года, окруженный заботами и любовью дорогих мне людей: Сергея Николаевича и Ирины Дурылиных. Спасибо за всё, всё. За мою горячность, неуступчивость прошу простить меня.
Любящий Вас Михаил Нестеров»



В статье использованы мои собственные фотографии, фотографии журнала «Третьяковская галерея», а также пользователя vitale2


00
00000000
ЖЖ Видео


СМИ2
Ещё записи по тегу
С московским Велобайком какие-то нелады :(
Новый режим доставки за маленькие деньги
Просим молитв за упокой новопреставленного Георгия
промо pravoslavnoe august 26, 2016 11:05 Оставить комментарий
Разместить за 20 жетонов
Том 42 Православной энциклопедии. Август 2016.
Вышел 42-й том Православной энциклопедии. Продолжает букву «Л», и положен зачин буквы «М». Начинается статьей про Львовский собор 1946 года Украинской грекокатолической церкви. А последняя статья про блаженного Максима Московского. Сколько всего будет томов —…
Пока нет комментариев
Добавить комментарий
Интересное для вас
Приложения ЖЖ
Скачать
Приложение ЖЖ в Huawei AppGallery
Приложение ЖЖ в Rustore
Читайте нас:
LiveJournal
КОМПАНИЯ
О проекте
Новости
Помощь
Рекламодателям
ПРОДУКТЫ
Чеклисты
Лаборатория ЖЖ
Кнопка «Поделиться»
Программа для медиа
КОМЬЮНИТИ
Афиша ЖЖ
Фрэнк — талисман ЖЖ
Стильный мерч
Памяти Ильи Дронова
ВЫБРАТЬ ЯЗЫК
Русский


;
v.858


Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии в соответствии с Правилами
Помощь
anutasmit
Жареный картофель


Мы что-то прБолшево


«Сегодня иду на именины Серг. Николаевича, который (или, вернее, Ирина) построил себе „хижину“ верстах в тридцати пяти от Москвы, там будет комната, которая в любое время будет ожидать моего посещения».
Из письма М.В. Нестерова, октябрь 1937 года


Последним местом, которое я хотел посетить в этой поездке, было Болшево, ныне один из районов города Королева. Здесь недалеко от железнодорожной станции я отыскал нужный мне адрес, отворил калитку и во всей красе увидел уютный двухэтажный дом с верандой, в свое время собиравший в своих стенах многих известных деятелей середины XX века — дом-музей С.Н. Дурылина, искусствоведа, писателя и священника.


Место это называют здесь «Болшевским Абрамцевым», намекая на преемственность от Абрамцева Аксаковского и Мамонтовского. Не раз бывали в этом доме актеры Ильинский и Яблочкина. Подолгу гостил здесь и М.В. Нестеров, лучший друг хозяина дома. Для Нестерова в доме была выделена отдельная комната.


Дом был построен в 1936 году по проекту Щусева и Дурылина из остатков разрушенного Страстного монастыря, располагавшегося на Тверской улице Москвы. Перед этим монастырем более полувека стоял с преклоненной главой первый памятник А.С. Пушкину (1880 г.).


Окно из разрушенного Страстного монастыря в комнате М.В. Нестерова


К великому моему изумлению работники музея встретили гостя с открытой душой, тепло и по-семейному. Напоили чаем на кухне, где в картонной коробке шевелились маленькие черно-белые котята, а после провели по комнатам дома, сопроводив осмотр подробным рассказом. В этом доме на удивление близко ощущается атмосфера того времени, когда жили здесь С.Н. Дурылин со своей супругой Ириной, когда в гости к ним приезжал художник М.В. Нестеров, когда велись здесь глубокие разговоры о вопросах, которые ставила перед людьми жизнь. В моих планах до отправления поезда в Санкт-Петербург было найти дом на Сивцевом Вражке, где жил М.В. Нестеров в советские годы, также хотелось прогуляться по любомому мною Коломенскому. Но «Болшевское Абрамцево» без остатка поглотило мое сердце и чувства, и я провел там время до самого отхода поезда. Сердечно благодарю директора музея Геннадия Васильевича и его коллег за труды и искреннюю любовь к своему делу!
DSC04033.JPG
Мольберт М.В. Нестерова с портретом поныне здравствуйщей внучки художника М.И. Титовой кисти Ф.С. Булгакова
В комнате С.Н. Дурылина не стене висит копия картины М.В. Нестерова «Тяжелые думы» (1926). На ней в тяжелых думах изображен сам С.Н. Дурылин, с крестом и в рясе.
«Уезжая из Болшева в последний раз, он говорил:
— Умирать пора, а вот с природой жалко расставаться. — Он оглянул широкий окоем луговины, реки, леса и тихо произнес: — Умирать буду — и все природу вспоминать. Не расставался бы с ней!» (С. Дурылин. Нестеров в жизни и творчестве)


В заключение рассказа о своей поездке по Нестеровским местам я бы хотел привести запись, оставленную художником в июне 1941 года в гостевой книге Дурылиных:
«Здесь, в Болшеве, я жил всегда прекрасно, жил так и теперь, в июне 1941 года, окруженный заботами и любовью дорогих мне людей: Сергея Николаевича и Ирины Дурылиных. Спасибо за всё, всё. За мою горячность, неуступчивость прошу простить меня.
Любящий Вас Михаил Нестеров»



Другие статьи в литературном дневнике: