Наказания, как мы видели, были минимальные - педагогические методы директора Воскресенского были другие: он желал воспитывать, а не наказывать. Ежегодно в училище устраивали новогодние балы. Дортуар украшался и превращался в зимний сад , приглашался знаменитый оркестр Рябова (Степан Яковлевич, 1831-1919, скрипач, дирижер Малого театра, затем дирижер балетных спектаклей Большого театра, описан в повести А.И.Куприна «Юнкера») . Силами учеников ставились спектакли, играли классику – например, «Женитьбу» Гоголя. Некий Кандинский, ученик училища родом из Кяхты на границе с Китаем, откуда русские купцы возили чай, изумительно играл Агафью Тихоновну. Старались развить в учениках эстетические чувства и наблюдательность. Вывозили на природу - в далекий парк Сокольники, где после прогулок по аллеям под вековыми соснами рассаживались поклассно под присмотром старшего ученика за чайными столиками, и день завершался трапезой на вольном воздухе.
Драбов, как и Травкин в свое время, проникся такой симпатией к талантливому ученику, что приглашал на дополнительные занятия. Стали рисовать акварелью цветы. И цветы - один из трудных этюдов в рисовании, и акварель сложная техника – невозможно исправить допущенную ошибку.
Так что, господа, воздадим должное и вознесем благодарность скромному учителю рисования реального училища. Не будь его горячей заинтересованности и участия, кто знает, куда бы завел Нестерова его буйный нрав. Родители многажды хотели устроить образование сына: классическая гимназия, Техническое училище, реальное училище ( заметьте, всё по нисходящей) но им и в голову не приходило, что рисование может быть для купеческого сына достойной карьерой: писать какие-то картинки? Боюсь, тут их представление ограничивалось фамильными портретами – таковой был в доме: портрет деда в мундире с двумя золотыми медалями - и иконами. И звучит в его книге еще глубокая благодарность отцу «что он доверился опытному глазу К.П. Воскресенского и не противился … пустить меня по пути ему мало симпатичному, мне же столь любезному, благодаря чему моя жизнь пошла так полно, без насилия над самим собой…» . Так вот, однажды на урок рисования в реальном училище Воскресенского явилось новое лицо – это был господин с пышными седеющими волосами, с коим все почтительно поздоровались, а затем Драбов подвел гостя к парте Нестерова. Тот отдельно поздоровался с Мишей и стал внимательно смотреть его рисунок, а затем и хвалить, поощряя заниматься больше. Куда же больше: и так все свободное время он отдавал рисованию , разве что деля его с детскими шалостями. Нечего и говорить, как было любопытно узнать, что за важное лицо посетило урок рисования? Оказалось, что это был сам Трутовский! Его картины теперь можно видеть в ГРМ и ГТГ, не говоря о многочисленных менее знаменитых музеях. В то время ему было около 50 лет. Он был в самом расцвете творчества. В Училище живописи, ваяния и зодчества занимал должность инспектора. А для Нестерова этот визит имел едва ли не решающее значение. Директор Воскресенский мог взглянуть на слабо успевающего шалуна Нестерова новым взглядом, и он это сделал: для юного художника были куплены краски и под руководством Драбова он стал копировать работу знаменитого художника Скотти ( Михаил Иванович или Микеланджело Скотти, 1814, СПб – 1861, Париж, академик и профессор Императорской Академии художеств) - образ Михаила Архангела. Затем копия уехала в Уфу и до сих пор ее можно видеть в Сергиевской церкви. А вскоре начали готовиться к Рождеству - каждый класс украшался силами учащихся. В этом году класс, где учился Нестеров, решил затмить всех: ведь у них теперь был лучший художник. И он не подвел. Похвалам его работе не было конца. «Я был героем этого дня и ходил победителем». А когда к Пасхе им было придумано нечто вовсе невиданное по красоте и богатству убранства, то он стал прямо-таки триумфатором. Тогда же, на Пасху директор отправил Мишу на Передвижную выставку. Она проходила в Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой, где теперь, с 1987 размещается Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Впервые мальчик был на выставке, да еще какой! Лучшей по тем временам. Именно в это время там выставлялась работа, заставлявшая людей заглядывать за холст и там искать тайный источник света – не верилось, что такой эффект может сотворить рука художника. Это была «Украинская ночь» Архипа Ивановича Куинджи, написанная в 1876. Наш герой стоял как околдованный. «К Куинджи у меня навсегда осталась благодарная память. Он раскрыл мою душу к природе, к пейзажу. Много лет спустя судьбе было угодно мое имя связать с его именем. По его кончине я был избран на его место как действительный член Академии художеств». Это была V выставка ТПХВ (СПб, Академия Художеств, затем Москва, УЖВЗ с 13 марта 1877. Выставки продолжались обычно месяц). Тот же эффект был с другой его картиной «Лунная ночь на Днепре» 1880. Вероятно, вы, как и я, удивлены: почти в 15 лет ( родился 31мая 1862) Нестеров впервые попал на настоящую художественную выставку, до этого учился у обычных учителей рисования, картин настоящих не видел, откуда такие успехи? Изучаешь биографии великих композиторов - у Иоганна Себастьяна Баха было пять поколений музыкантов, пока не родился гений. Моцарт с младенческих лет окружен музыкой: отец, скрипач и педагог, обучает старшую сестру Наннерль, у художников целые династии или, как в Возрождение, подмастерья - есть у кого перенимать навыки. Нестеров же истинный самородок! Писал он об этой выставке 63 года спустя, но помнит картины, виденные тогда: «Кобзарь» Константина Трутовского ( того самого, кто пришел к ним в реальное училище и отметил ученика Нестерова, хотя в этом же классе учился его собственный сын Владимир), «Опахивание» Григория Мясоедова, «Слепцы» Николая Ярошенко. Вернулся совсем другим, чем был до выставки.
Экзамены сдал, с грехом пополам перешел в следующий класс, но это уже не радовало. Позвали однажды к директору. Уж не пробрать ли за какую-нибудь выходку? Но оказалось другое. В кабинете сидел Василий Иванович, отец. Обрадовались друг другу, расцеловались. И тут было объявлено, что в училище Мишу не оставляют, в Техническое не возьмут, а хотят определить в Училище живописи, ваяния и зодчества и как смотрит на это сам Миша? Дает ли слово прилежно учиться? Нечего и говорить, что слово было дано со всею пылкостью натуры. Но если для Нестерова это было возможностью и даже перспективой начать новое, но такое желанное для него поприще, то для отца, степенного солидного человека, именитого купца, это был почти удар. Мог ли он в своей Уфе видеть примеры удавшихся художников? Для него поприще живописца означало - человек ненадежный, часто пьяница, о богатстве и говорить не приходится. Травкин, наверное, так и мелькал перед внутренним взором. А ведь он надеялся, что сын сделается инженером- техником или чем-то другим в таком роде. Однако, надо отдать ему должное, он тоже согласился, хотя без воодушевления.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.