Перов
Достоевский «Старое подают нам на стол за новое»
Словно ощутив это угасание злободневности, почувствовав, что горькая правда жизни уже высказана им самим и его соратниками, Перов оставляет в своем репертуаре только такие темы, кои могли бы превзойти остротой всё бывшее. Он пишет «Тройку» и «Утопленницу». «Тройка. Мастеровые, везущие воду» была самой большой по размерам и одно это свидетельствовало о важности для самого Перова этой вещи. Дети словно идут на зрителя. Это их крик, призыв: Помоги! Ведь бочка , преодолев подъем, рискует при спуске раздавить детей. У Перова обычно мало эскизов к картинам, мало зарисовок. Они словно сразу рождаются готовыми, скомпонованными в соответствии с существующими правилами, в них нет ничего случайного. Придумав идею, Перов отправлялся на поиски натуры. А не наоборот. Утопленницу нашел в морге и узнал в ней Фанни, с которой когда-то писал образ Богоматери, хотя она была проституткою. Она рыдала, когда художник ей сказал, КОГО он будет с нее писать. «Ведь я погибшая, мне нет прощения», - так говорила Фанни. Поздний период ( Рыбная ловля, 1878 ) характеризуют как время поисков, в которых он терпит неудачу. Между тем, смотря живопись 2й половины 19в, становится очевидным, что он обладал удивительной интуицией и умел смоделировать интересные задачи, которые придут через несколько лет . Так, его «Христос в Гефсиманском саду» - предвосхищение картин Ге. «Снегурочка» - композиций В.Васнецова. 1871 - первая выставка ТПХВ. Перов был одним из его учредителей. На 1й выставке он представил Охотники на привале, Рыболов и портрет А Н Островского. Его картины вызывали тогда недоумение: как это мастер скорби стал писать жанровые картинки и стал заурядным бытописателем. Но Перов понял, что время остросюжетных композиций ушло. ( Птицелов), а в 1867 - «Христос и Богоматерь у житейского моря», напоминающая алтарный образ. Она и находилась в церкви Козьмы и Дамиана и имела второе название «Сон художника». ГТГ. В своем рассказе Перов приводит анекдотический случай: крестьяне, коим он показывает картину и спрашивает, с кого написана- не узнают. Так другая крестьянка на картине Шишкина видит… гроб господень, коего там нет. Другая мать боялась дать художнику сына для натуры к картине Тройка – де, сын зачахнет и умрет. Сын вправду умер от оспы. Мать попросила поглядеть на картину и увидев его как живого, вскрикнула и повалилась на пол. А затем встала на колени и молилась на картину. ( Суд Пугачева 1875) Передвижники желали просвещать народ, отправляя свои картины в провинцию. Перов первым покинул передвижников. Говорят о его кризисе, неверии в успех дела. Сам Перов говорил: Выхожу, потому что не разделяю идей, кои есть там в настоящее время и нахожу их действия несправедливыми. Не могу быть членом того общества, которое не могу не порицать. Мясоедов предложил идею : Отчего сами художники не собирают доходы со своих трудов. Уйти от Академии Художеств.
Перов : Никаких гуманных чувств и иллюзий тут не было. ( Плач Ярославны) ( Снятие с креста 1878)
Отказ работать во имя идеи у основоположника критического реализма звучит невероятно. Он не находит у художников гуманных иллюзий. Его уход был первым ударом по передвижничеству: он увидел пункт, с чего началась деградация Товарищества. Сначала был протест против монополизма Академии , а затем демагогия о народном просвещении. К моменту выхода Перова было 5 выставок , а он в это время работал над картиной «Суд Пугачева» на тему народного бунта, бессмысленного и беспощадного. Время больших исторических картин у передвижников еще не наступило, Перов обогнал. Суд был не окончен, а если б это случилось, то оказался бы вместе с «Утром стрелецкой казни». ( Никита Пустосвят. Спор о вере1881) - из истории раскольников., 5 июня 1668 в Грановитой палате. Патриарх среди цариц и царевен спросил раскольников: Зачем вы пришли в царские палаты. Не вам исправлять церковные дела. Вы должны повиноваться церкви. Книги исправлены с греческих! Никита в ответ: Мы пришли не о грамматике говорить, а о догматах. Зачем берете в левую руку , а не в правую ! Дело кончилось тем, что Никита бросился на патриарха. Царица Софья сказала: Что делается. На глазах наших архиерея бьет.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.