Премьера песни! Светлана ДЗАНСОЛОВА исполнила песню своего отца Виктора Дзансолова «Над чистой глубиной» на стихи архиепископа Иоанна Сан–Францисского, писавшего под псевдонимом Странник.
Архиепископ ИОАНН САН–ФРАНЦИССКИЙ, в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской (1902 – 1989), проповедник, писатель, поэт, в юности – воин Белой Армии.
ПОЭЗИЯ – ПОМОЩНИЦА МОЛИТВЫ
Поэзия есть искание и нахождение высшей жизни, доступной человеку… Молитва есть самооткровение души, а поэзия есть истончение души, тоже преодолевающее земную ограниченность. Оттого поэзию нельзя делать средством для чего–либо. Вынуждаемая быть «средством», поэзия становится явлением именно «звонким», то есть лишённым тишины высшего бытия, которое всегда лежит в глубине поэзии.
Лишённая тишины, поэзия погибает, как перуанская лама, которую ударил погонщик. Жители перуанских высот знают, что эту кроткую ламу нельзя бить. И поэзию нельзя неволить, толкать, тормошить, делать средством. Пользоваться поэзией ни для чего нельзя, как нельзя делать «фунтики» для семечек из полотен Рафаэля. Но нередко в истории поэзию, как и религию, обращали в «фунтик», куда ссыпали что угодно. Поэзию обращали в трубу и барабан. Поэтов впрягали в социальные и политические производства. Тогда поэзия погибала, так как она есть высшее цветение человека в мире, и не всегда ей нужны рифмы, и она может обходиться без бумаги.
Поэт «милостью Божией» имеет власть превращать воду человеческих слов в вино, а это вино обращать в кровь Слова. Таково высшее назначение поэзии, её смысл евхаристический. Поэзия есть возвращение человека к началу вещей.
Поэзия по–новому открывает слова, вскрывает их, встречает их уже в новом мире. Она есть открытие вещей и их сокрытие. Она не может иметь служебных задач, что–то доказывать или провозглашать. В ней является само бытие, которое более ценно, чем всё то, что может быть им выражено. Она есть … тончайшая и острейшая стрела духа, проходящая через все предметы мира, не убивая их, а оживляя.
Проза говорит о бытии. Поэзия есть это бытие, открывающееся миру. Когда человек скитается вдали от истины, мир становится для него запылённым и пылеобразным. Мир человека надо непрестанно проветривать, иначе в нём можно задохнуться. Доставлять чистый воздух горнего мира человеку дано молитве. И молитва поручает поэзии быть её помощницей.
Современные теории пытаются в наши дни увековечить пылеобразный, фантасмагорический мир и сделать человека соответственным ему. Среди разных форм отчуждения (расовой, классовой, государственной, экономической, партийной) самая демоническая есть эксплуатация самих понятий добра, правды и справедливости для насаждения несправедливости. Наиболее же бесчеловечной является эксплуатация вдохновения. Современные партийные органы и системы пытаются эксплуатировать поэзию для достижения целей, далёких от поэзии.
Как молящийся человек бывает ниже своей молитвы, так и истинный поэт всегда остаётся ниже своей поэзии. «И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» (Пушкин).
Поэзия открывается слуху и труду. Тайну свою поэт не может открыть ни читателю, ни другому поэту. Тайна его слышания остаётся как окно, приоткрывшееся в земную невозможность.
СТИХОТВОРЕНИЯ
АРХИЕПИСКОПА ИОАННА (ШАХОВСКОГО)
«Владыка оставил после себя удивительное духовное и литературное наследие, богословские, публицистические, художественные труды. Сама его земная судьба – своего рода невероятная книга, – начиная с московского рождения в самом начале века, с его древнего дворянского рода, учёбы в Царскосельском Императорском лицее, службы в Добровольческой Армии и – кончая эмиграцией, пострижением в монахи на Афоне, служением в Сербии, Париже, военном Берлине и, наконец, окормлением православных в Америке. Под именем Странник он публиковал стихи ещё в молодые годы, потом, после долгого перерыва, в конце 1950–х – снова вернулся к поэзии, о которой говорил, что она – это не переложение чего–то на «стихи», но нечто совсем иное». Павел Крючков «Рифмы жизни» (Радио Вера).
* * *
Поэзия — безмерность и покой,
Сияние и растворенье;
Она касается своей рукой
Миров неслышного движенья.
Она возникновенье бытия
И песня, и любовь другая...
Но, влагу драгоценную храня,
Она в песках изнемогает.
* * *
Я грешен тем, что чуда не хотел
И уходил в поэзию от чуда.
Но только чудом я дышал и пел,
И чудо все стекалось отовсюду.
Сбегало чудо в мир со всех концов,
Со всех страниц, из всех тысячелетий.
Мне открывалось чистое лицо
Любви. И чудо завершалось этим.
* * *
Всё связано порукою земной –
За зверем ночь, простор за белой птицей;
Но кто укроется за белизной,
За ангела кто может заступиться?
Нет беззащитней в мире, чем они,
Нет утаённей их в холодном мире.
Пред ними надо зажигать огни,
Их надо петь на самой громкой лире
И говорить, что ангелы всегда,
Спасая смертных, падают в пучину.
Они идут с волхвами, как звезда,
Хранят рожденье, пестуют кончину…
Но сколько оскорблений, сколько слов
Мир говорит об ангелах впустую –
«Всё существует, средь земных основ,
И только ангелы не существуют!»
Хранитель ангел, если, и любя,
Твой шёпот я поранил невниманьем,
Прости меня. Я знаю, что тебя
Увидят все в час позднего свиданья.
Когда наступят сумерки земли
И свяжутся навек пустые речи,
Все ангелы придут, как корабли,
Последней беззащитности навстречу.
* * *
Мир лежит, как далёкий дым,
И дорога уже одна —
Ничего не считать своим,
Эта радость тебе дана.
Подчинись же ты ей навек,
Этой новой своей судьбе, –
Все, чем может быть человек,
Отдано навеки тебе.
* * *
В небесную не вознесённый твердь,
Но чуть поднявшийся над прахом,
Христову жизнь, Христову смерть
Пою с веселием и страхом!
Земля неплодна и суха,
Но пенье в Божьем винограде:
Страшась, поём – из-за греха,
И веселясь – спасенья ради.
* * *
Крошку белую со стола
Мне сама любовь принесла.
Я хожу под столом вокруг,
Нет ни слов у меня, ни рук.
За столом сидят господа,
Перед ними большая еда.
А я под столом все хожу,
Крошку малую нахожу.
Есть у пса своя благодать
Крошки малые собирать!
Я лишь пёс, но я пёс с душой,
Мне не нужно крошки большой,
Мне не нужно больших наград,
Жизнь идёт светлей, веселей,
Каждой крошке своей я рад.
И над всею жизнью моей
Крошки неба летят, летят.
* * *
Уходят люди. Каждому черёд.
Вся наша жизнь в простом вопросе этом:
Кого Господь к ответу позовёт,
Кого утешит Сам Своим ответом.
Не могут уберечься берега
От волн, стремящихся к покою.
Так наша жизнь течёт к Его рукам,
Благословенная Его рукою.
* * *
Чем старше мы, тем голос тише,
И часто кто-то нас зовет
Сквозь музыку четверостиший
В какой–то медленный полёт.
И сами мы ещё не знаем,
В какую радость мы идём,
Окружены уже, как Раем,
Неудаляющимся днём.
* * *
Чуждый песням и добродетелям,
Я остался среди людей
Только странником и свидетелем
Удивительности Твоей.
Я Тебя только словом трогаю,
Ты, как небо, идёшь ко мне,
И ведёшь Своею дорогою
К удивительной тишине.
* * *
Обиженные тишиной стоят леса,
В каких-то ветках дальних скрылись птицы,
Коричневатая и жёлтая оса
На стебельке упрямом копошится,
И в неподвижном полумраке хвой
Земля пьянится тихостью земной.
* * *
Последних птиц медлительная стая
Замешкалась в оставленном лесу.
Холодный день, как ясень, умирает,
С собой уносит позднюю красу.
Недогоревшими её огнями
Ещё живет лесная глубина,
Но ветер слёз – в моей оконной раме,
И небом слёз моя земля полна.
* * *
Белеют звезды над моим окном
И умирают лёгким, звёздным сном,
В луче рассветном, солнечном цветеньи,
Холодной синевы прикосновеньи.
Кленовый лист несёт земле свой тлен,
И трещина идёт средь старых стен,
Несовершенств печальная забота,
И плачет, и поёт над миром кто-то.
* * *
Стучится кровь к сердцам ленивым,
Летит Земля сквозь тьму орбит,
А василёк на белых нивах
О Небе с нами говорит.
И открывая нам несмело
Дорогу к радостным слезам,
Он прячет худенькое тело
И васильковые глаза.
* * *
Ничего я больше не хочу, –
Только дай мне, Господи, свечу,
Этот малый, тихий огонек,
Чтоб его до смерти я берег.
А когда, средь раннего утра,
Мне в Твой Дом идти придёт пора,
В тишине Своей, не пред людьми,
Сам из рук моих свечу возьми.
Статья архиепископа Иоанна Сан–Францисского «Поэзия — помощница молитвы» — с портала «Мир православной прессы. Соборная весть» www.pravpiter.ru/sovs/n045/...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.