Виолетта Баша
Виолетта Баша (27.12.2023 12:56:47)
ЭССЕ
на первые три места в моем топ листе по всем номинациям вместе
1 место
5. Нина Шендрик. Вечерний джаз
Тучи лилово нависли,
Лимонный закат угас.
Ветер – трубач неистовый,
Импровизирует джаз.
Дождик танцует по крышам,
В волнах дождя тону,
Черную музыку слышу,
Словно иду ко дну
Ветви дождем прибитые
Береза не подняла.
Черную тушь разлитую,
Смазала вязкая мгла.
Негде от боли спрятаться,
Труб безутешен мотив,
Хочется вдоволь наплакаться,
Руки на стол уронив.
Плакать и плакать, и плакать,
Всю душу излив до дна...
Поздней тоски своей слякоть
Переживаю одна...
Этому стихотворению я присудила первое место и вот почему.
В конкурсе не одно стихотворение написано на пределе эмоций, это и «Кухонный джаз», например, и многие другие на тему джаза. Все они насыщены и по-своему ярки. Насыщены образами, как я уже сказала. Эмоциями и ритмом джаза, который слышится в ритме стихов.
Но если «Кухонный джаз» – это стихотворение об отношении двух любящих или ссорящихся влюбленных, прекрасное стихотворение про гаванский джаз колоритно и относится в некоторой степени к этнике, чему-то такому в культуре, что свойственно именно этому региону, то стихотворение Нины «Вечерний джаз» особое. В нем гармонично и пронзительно сочетается суть джаза – накал эмоций, но и чувство меры. Эмоции не зашкаливают. Другие темы не доминируют. Это не стихотворение о любви и разлуке, о семейной ссоре и полном разрыве. Здесь в канву сюжета вписана тончайшая тоска одиночества. «Поздняя тоска», которую лит. героиня произведения «переживает одна». «Руки на стол уронив». Картинка зрительная и не может не вызвать сочувствия. Но нет и нарочитого надрыва, крика о помощи, спецэффекта «пожалейте меня несчастную». Оно застенчиво и исповедально. Культурно в высоком смысле этого слова.
Лиловые тучи, лимонный закат – краски рисуют зримый образ. Но какой? Пока не понятно, мы ждем продолжения, но увертюра симфонии уже прозвучала. И вот грянула основная тема – ворвался ветер как «неистовый трубач», он «импровизирует джаз». Найденное слово стоит десятка иных. Джаз – это импровизации. Это суть джаза, его родовое отличие и его тайна. «Дождем прибитые ветви» береза не может поднять – нота безысходности, а не только ураганное безудержной веселье – точнейшая примета, причем еще одна – которую далеко не все замечают. А ведь джаз не только лихой ураган, а неистовая, но не на показ – тоска. Безутешность труб – снова – в симфонии с ее трехчастной формой возникает еще один мотив – нет утешения, но в чем кроется причина тоски и безутешности?
И далее – завершающая часть симфонии джаза – женское одиночество. А может быть, краткость жизни? Это все – тоже импровизация джаза.
Техника и форма, смысловые образы – без замечаний, вполне в стиле современной классики, мне напомнили лучший стиль второй половины 20 века – стиль шестидесятников. Чистота слов. И простим автору лишнюю запятую. «Черную тушь разлитую, Смазала вязкая мгла.» Конечно здесь она не нужна. Но черная разлитая тушь всего звучания произведения – прекрасный и меткий образ.
1 место – (еще одно)
11. Явецкий Павел. Цыган месяц ли заарканит.
¬Цыган месяц ли заарканит?..
Не увидишь и в двух шагах:
Потону с табуном в тумане,
В затаенных сырых лугах…
Белым пятнышком стает роща,
Плач совы долетит, тягуч…
Надеру бересты на ощупь -
Побежит огонек, трескуч…
В небо жаркий язык взовьется -
Месяц выглянет как в окно!
Затопочет табун, собьется,
Станет фыркать, дышать в одно.
Полыхнет до небес валежник -
(про запас припасал вчера),
Пусть заходится пересмешник
До последнего, до пера!
Потеснится туман, отпрянет -
На погибель ему костер,
В камышах до утра застрянет,
Оседлав берега озер.
Утечет за болота, пруд ли,
Понизовьями западет…
Накатаю картохи в угли -
Объеденье - когда дойдет!
Изумительное стихотворение, написанное на высоком техническом уровне с обилием натуралистических ярких образов, с массой образов-находок:
«потеснится туман, отпрянет», «цыган ли месяц заарканит», «белым пятнышком стает роща», и т.д., практически каждая строфа – образ-находка. Образец настоящей, чистой родниковой русской поэзии. Трижды браво!
2 место
5. Татьяна Тарханова (Фетинья). Я шагну на порог...
Я шагну на порог хлебосольного нашего дома,
Где так чисто и пахнет свежей выпечкой и молоком.
Здесь мне дорого всё и до боли сердечной знакомо,
Та же русская печка со стоящим на ней чугунком.
До чего ж аппетитно картошка в мундире дымится,
До чего же уютно посидеть у белёной печи,
И уснуть на лежанке за шторкой из яркого ситца...
Хорошо, что так долго сохраняют тепло кирпичи.
Вот комод и трельяж, на столе бархат цвета бордо,
Телевизор "Рекорд", и кино с чёрно-белым экраном.
Милый дом, отчий дом, ты моё родовое гнездо.
Там когда-то давно были живы отец мой и мама.
Половик домотканый, незатейливый ровный узор.
На окошках герань, как привет из далёкого лета.
Пьём из блюдечек чай и неспешный ведём разговор...
Жаль, что в детство нельзя мне купить проездного билета.
Хорошая техника, узнаваемые образы, чувство ностальгии в тех, кто родился в советскую эпоху и помнит таким родной дом. Автор не ставит сверхзадачи поиска образов-находок, они скорее обыденные и узнаваемые. Задача в другом – достучаться до сердец. И такая поэзия также имеет право на высокие оценки, как например поэзия соц. реализма. Мы ее любили, знаем и помним. А достучаться получилось.
2 место ( еще одно)
7. Ольга Васильевна. Хлебушко
5+++
В целлофановом пакете так небрежно, так вальяжно
Я несу домой бесценный слиток граммов на семьсот.
Он пропитан солнцем, небом, он наполнен духом пашни,
Он привет из дней минувших нам теперешним несёт.
Вспоминается, как бабка, не считая за работу,
Хлеб с молитвою творила и в печи его пекла,
Мне казалось, это чудо, драгоценность с позолотой,
Так похоже на церквушек золотые купола.
Дух от хлебушка ржаного растекается по дому,
Предвкушением томима, жду, когда остынет он,
И бабуля мне горбушку от святой еды отломит,
И при этом на божницу совершит немой поклон.
Нет бабули. Нет и печки. Да и дом давно продали.
В целлофановом пакете магазинный хлеб несу.
Отзовётся гулко память золотыми куполами,
И шагая мимо церкви, вдруг замру, смахнув слезу.
Для меня оно сродни предыдущему, и равноценно ему. Отличное и душевное стихотворение, причем в номинации целлофан, в которой легче написать экологически ориентированное стихотворение (не засоряйте люди природу) или юмористическое. А здесь – прекрасная идея по раскрытию темы. Пакетик, в котором несли самое дорогое, что есть среди прочего в душе русского человека – хлебушек. Если вспомнить войну, блокаду, то он – сродни понятию мать, отчий дом, Родина. Русский хлеб, который ни один исконно русский человек не выбросит. И снова стиль восходит в некотором плане к соц. реализму, что не есть плохо, а скорее наоборот, мы его помним и любим.
3 место
20. Аля Воронкова. Танец усталости
…Цветастую юбку на смуглом бедре повяжу,
бандану на волосы рыжие дерзко прилажу,
миную легко и открыто уставшую стражу,
по звёздам и пыли пойду из Москвы до Анжу,
забыв по привычке о старой удобной дороге.
Из дерзкого джаза скопирую жертвенный жест!
Стоячих, и тех, не отыщется метров и мест:
так хочется всем поглазеть на разбитые ноги…
Припомню, танцуя, как броды тучнели весной
и то, как я в ливень ладони свои окунула,
и мудрую поступь большого глазастого мула,
и рыжиков крупных и хрустких в кадушке резной…
Ещё буду помнить, что мир – это просто земля,
которую можно и нужно измерить разлукой
и песней сверчка, и форелями взбитой излукой,
и снегом, который в июне прядут тополя…
…Протянет иголку (зашить небосвод!) старый ёрш,
но я не успею – всё звезды попадают вниз!
И если почувствуешь сердцем, что я не каприз,
то, может быть, и позовёшь… Ты меня позовёшь…
Стильно, изысканно, яркие, небанальные образы, прекрасная техника.
Хочу добавить, что очень близко по уровню и моим оценкам к этим стихам приблизились еще многие. Но я все-таки выделила лучшие на мой взгляд.
Выпускница МГУ, участница семинара филологического факультета по поэзии профессора Игоря Леонидовича Волгина, кандидат физ. мат. наук (фак. Вычислит. Математики и Кибернетики)
Виолетта Баша
Другие статьи в литературном дневнике: