***

Муся Нэцкэ: литературный дневник

Монада (от др.-греч. «единица», «простая сущность» от «один») — согласно пифагорейцам, обозначала «божество», или «первое существо», «единицу» или «единое, как неделимое». Позднее — многозначный термин в различных философских системах Нового времени и современности, в психологии и эзотерике.


История возникновения термина


В учении пифагорейцев, происхождение чисел связано с происхождением геометрических и космогоническихобъектов.Мальвина Согласно Диогену Лаэрцию, из монады возникла диада (англ.); из диады — числа; из чисел — точки; затем линии, двухмерные, затем трёхмерные сущности, тела, в которых четыре основы, четыре элемента, земля, огонь, воздух и вода, из которых затем был сотворён весь остальной мирАлиса. В русском переводе сочинения Диогена Лаэртского термин «монада» переведён просто как единица, из-за чего теряется мистический смысл учения Пифагора, и первое божество отождествляется с числом 1.


…пифагорейцы проводили различие между монадой и единицей; монаду они принимали за мысль, а единицу — за число; и точно так же число два они принимали за арифметическое выражение, а диаду (ибо таково, видимо, то название, которое оно у них носит) — за мысль о неопределенном.


***Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — СПБ.: Наука, 1997. С. 191.


Этот же термин использовали и философы-платоники, в частности, такие неоплатоники, как Плотин, Порфирий, Ямвлих и другие, хотя неоплатоники чаще пользуются понятием Единое. Пользовались этим термином также представители других гностическихтечений, на русский язык термин гностиков обычно переводится, как Абсолют. Термин использовался также неопифагорейцами. У Никомаха первый бог (монада) является демиургом. Демиург рождает диаду. Ум (др.-греч.;;;;) же предстает как принцип бытия и познания всех вещей...


https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Монада



Другие статьи в литературном дневнике: