причастность к нечеловеческому

Янис Мариартис: литературный дневник

Вечер. Я в одиночестве, в одиночестве, в одиночестве. Это мое любимое слово. Потому что слишком много люблю повторять. И оно до сих пор не истрепалось и не истерлось. Вечное, крепкое, твердое. Как мрамор. Или даже крепче.


Немного стало легче после болезни, какой-то непередаваемой в словах простуде. Взялся за дневник.


Декабрь всегда переносился непросто. Погода плюсовая. Но в этом всём чувствуется какой-то переломный, переходный период. Нет никаких плотных или сильных морозов, но люди часто и много болеют.


Сегодня звонила Наташа. Бывшая жена моего дяди. Она вместе с дочерью Соней переехала жить в Орехово-Зуево (Подмосковье), купив там квартиру. Приглашают в гости. Не знаю, что буду делать на праздниках, возможно отправлюсь к ним, и посмотрю Москву. Я ее ведь до сих пор не видел.
Но Москва стала уже таким общим местом, всё время повсюду возникающим, что уже просто кажется, что ты там был много раз. В ее внутренностях, в ее душе, мозге, теле. Она уже кажется отдельной страной. И многие так к ней и относятся. Тем самым подчеркивается вся остальная провинциальность России. Как было бы правильно сломать эту значимость Москвы, ее верховенство, ее доминирующее превосходство - экономическое и культурное. Она до сих пор остается лакомым куском мяса для многих людей, ищущим здесь некое счастье и удачу.
Надо, видимо, увидеть самому. И потом передать дух места. Если я его, конечно, почувствую.


Я стал совсем затворником. Мало куда выхожу из своей коммуналки. Иногда гуляю вечерами перед сном. Друзья все уехали в другие города. Один в Краснодаре, другой в Тюмени. Мои знакомые подруги ещё отходят от аварии, в домашней уже обстановке. С Катей редкое общение - как ты, как дела, что происходит. По сути, встречаться не с кем. И это правда.
На работе обучаю человека, который по моему вообще не создан для этой работы - очень рассеянный, невнимательный, несобранный, человек, которого всё время хочется отдернуть, как двоечника. Даже если старается, то не в ту сторону, какую нужно. Мучаюсь с ним. Как будет работать один, не представляю. Предыдущий, которого обучал, уволился, но может быть и вернется. На работе уже всё делаю на автомате. Просто уже хочется закончить всё это к новому году. И на праздники. Как буду встречать - неизвестно. Вероятно, никак. Просто не с кем.
Не вижу в этом трагедии, и не жалуюсь. Значит, так. Так и есть. И всё.
Посмотрим.
Всё это совершенно нормально.
Никто никому не даст гарантии, что эту жизнь он проживет не один. Что есть некий свой человек, или твой человек, идеальный для тебя. Нет такого человека. Ту часть, которая его желает, надо убирать в себе. Ты должен быть цельным и без нее. А всё остальное...
Я так для себя распределил отношения с женщинами. По четырем направлениям. Первое - дружба. Тут всё ясно. Она действительно существует. И у меня в жизни она, пожалуй, присутствует. Второе - сотрудничество. По разным вопросам, идеям, на работе или в иной обстановке. Третье - семья, брак, дети. Тут тоже всё ясно. Большинство это и выбирает. И четвертое - секс, сексуальные отношения. Здесь тоже всё предельно ясно. По большому счету, все эти четыре пункта очень редко пересекаются, в основном существуют по отдельности.
Наверное, кто то может сказать, а как же пятое, а как же любовь?
А любовь не может быть каким-то пунктом или направлением. Если она есть, то всего этого и не существует.
И ещё. Может быть это странно, но я не соотношу слово "любовь" к женщине. Любовь это из категории бесконечного, не имеющего конца, это нечто абсолютное. А любовь к женщине не может быть абсолютной и бесконечной. Как бы она тебя ни любила, она никогда не даст гарантии, что не бросит тебя, не изменит, не уйдет или даже умрет... В другом человеком не найти бесконечного и абсолютного. Человек конечен. Его век очень короткий и быстрый. Он имеет такую особенность - умирать.. Мы - это прах. Какая тут вечность? Какая тут гарантия? И гарантия чего?.. Любви бесконечной в другом человеке не найти, поэтому идеального человека для тебя не существует. И не надо искать.
В жизни вообще очень мало проблесков любви и какого-то чуда. Но они есть конечно. Когда я стоял на коктебельских холмах и смотрел на солнце, уходящее за холмы, я ЭТО чувствовал, это была та самая причастность к чему-то нечеловеческому, вечному и бесконечному во всех смыслах.. Красота совершенная, не имеющая пределов, бескорыстная, себя каждому отдающая. Каждому. Каждому себя отдающая, не спрашивая его кто он такой, плохой или хороший человек. Эту сопричастность и связь я никогда не забуду. Она поселилась прямо где-то глубоко в сердце. И на зрачках тоже лежит это воспоминание. Такое теплое и совершенное. Куда больше нас. И больше, чем мы.
Любовь - это то, что больше нас.
И человек может только быть свидетелем этого чудо, почувствовав связь с этим, созерцая нереальные бездны и красоты. Какие-то невероятные и неописуемые глубины. Ощущая, что ты сам - часть общего творения.
Да.
Ты - часть творения.
Вот так я думаю на конец 2019-го года.


Вчера ночью посмотрел черно-белый эстетский "Маяк" Эггерса с У. Дэфо и Р. Патиссоном. Очень по визуальной части насыщенный, глубокий, мистический фильм, во многом стоящий или растущий из американской и мировой готической литературы. Это Э. По, Г. Лавкрафт, Мелвилл и т.д. Фильм по сути о мужских страхах, мужском безумии, пьянстве, темных сторонах психики в таком вот экстремальном условии - как жизнь на Маяке (очень многогранный символ, то ли фаллический, то ли несущий смысл некого божьего око или абсолютного света, видящего подноготную человека), среди бушующего моря и опасных людоедских чаек. Всё это называется арт-хоррором. Я бы назвал это скорее черно-белой нуарной мистической драмой с богатым литературным бэкграундом. Который здесь выглядит почти главным достоинством.
Литература всегда помогало кино. Всегда его облагораживало и насыщало, делая глубже.
Кино ещё не достигло своего пика. Возраст ещё далеко не зрелый. Ещё есть куда двигаться. Каждый раз берутся всё новые высоты. В случае с "Маяком" проделана громадная работа. Создать такую аутентичную атмосферу многого стоит.. Очень ждал этот фильм. И ожидания полностью оправдались.


Из книг дочитываю Мишеля Уэльбека "Серотонин". Позже отдам книгу Саше, передам через девушку, которая приедет в Питер. Отдам ему "Нормальные истории" Сорокина и "Дождь в Париже" Сенчина. Надеюсь, девушка не будет против взять три книжки.
После Уэльбека начну "Исчезания" Ж. Перека.
Очень много всего французского. Последний альбом французской прогрессив метал группы Hypno5e произвел сильное впечатление. Сочетание экстремальной красоты и нежности.


Так. Всё. Хватит. Пора идти на улицу. Тепло такое, как будто ранняя весна. После прогулки приготовлю ужин, дочитаю Уэльбека, выключу свет, погружусь в темноту, и провалюсь в сон до шести утра..



Другие статьи в литературном дневнике: