Один человек недавно сказал мне, что не понимает "послания" "Необыкновенной легкости бытия" Кундеры.
Я перечитала проглоченную в свое время книгу под этим углом зрения
и записываю свои мысли
Взгдяд мой абсолютно не претендует на объективность:
Жизнь - цепь случайноcтей.
Биографию из нее делаем мы сами, возводя одни случайности в метафизический ранг предопределенностей и выпуская другие (из поля зрения, из поля осмысляемого, из памяти).
Каждый момент нашей жизни может оказаться определяющим, направляющим ее в некое русло, переставляющим некие стрелки. Только нам не хватает "высоты птичьего полета",
чтобы с нее посмотреть на жизнь свою и понять, куда нас заводит такое казалоcь бы незначительное решение.
Что бы мы ни сделали, мы когда-нибудь непременно об этом пожалеем, если посмотрим на свою жизнь под другим углом.
Все выборы неправильны, но это моя "неправильность", и следуя ей упорно (как Сабина своим "предательствам", Тереза - своей боязни быть преданной, Франц - тоске по "настоящести", Томаш - по однозначноcти, определенноcти("Es muss sein!" )/не уверена насчет Томаша, еще подумаю )
я создаю внутреннюю логику своей жизни, ее композицию (как композицию музыкального или литературного произведения).
Тереза - борьба с матерью - путь от "предательства" к верности, боязнь подавления, боязнь вымученности, мать управляла Терезой, вселив в нее чувство вины.
Томаш представляется ей спасением от пошлости жизни.
Но образец такого построения взаимоотношений укоренился в ней, несмотря на отторжение от матери
(Именно боязнь того, что Томаш останется c ней "вымученно", по обязанности заставляет ее возвратиться в Прагу, чем и определяетcя течение не только ее, но и томашевой дальнейшей жизни ).
Однако Тереза управляет (неосознанно) Томашем, рассказывая свои сны, и используя тот же механизм вины.
Томаш, устав от "разъятия жизни скальпелем" (и в переносном смысле, скальпелем анализа даже в любовных отношениях), находит в Терезе возможность поэтического синтеза.
Но выбрав женщину, он не подозревает, что тем самым выбрал судьбу.
Мы жаждем возвращения в идиллию (в состояние гармонии) через любовь.
Но ни один человек не может дать другому дар идиллии.
Потому что любовь наша всегда и "насилие" над индивидуальностью другого человека
Сабина осознает это. Томаш - знает, но не хочет знать. Франц - не осознАет никогда.
Тереза - осознает только под конец жизни.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.