I. 1. Определение 14

Михаил Озмитель: литературный дневник

Отклонение это окончательно заявило о себе в изменении Символа Веры, а затем – в закономерно последовавшем отпадении от папистского Рима протестантов, которые начали немедленно делиться на подвиды. Именно в католицизме формулируется вопрос «есть ли Бог?» – т. е. совершается рассудочная попытка преодолеть неверие; сравнить православное молитвенное преодоление неверия с доказательствами существования Бога в «Сумме теологии»; сравнить, комментарий святителя Августина Блаженного на 24 стих 9 главы Евангелия от Марка «верю, Господи, помоги моему неверию»: «…Когда не хватает веры, молитва погибает. Кто же молится о том, во что он не верит? Так и блаженный апостол, поощряя молитву, говорит: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян.;2:21, ср. Рим.;10:13). Показывая, что вера есть источник молитвы (вот и ручей не будет течь, если исток его высохнет), он говорит: Но как же они призовут Того, в Кого не поверили (Рим.;10:14)? Потому будем верить, чтобы молиться (ср. Мк.;11:24, Мф.;21:22), и станем молиться, чтобы не иссякла та вера, которою молимся!»

Из рассудочного преодоления неверия вполне естественно вытекают доказательства Канта, отмена христианства Гегелем и окончательный отказ от вопроса о Боге атеистами; отсюда вполне естественно вытекает западноевропейская философия, протестантская по своим истокам и послужившая образцом «прогресса» для русского дворянства, начиная с реформ Петра I, и продолжавшаяся в течение всего двухсотлетнего синодального периода Русской Православной Церкви.

Необходимо отметить, необходимо подчеркнуть что протестантские и постпротестантские события («Просвещение») Западной Европы не воспринимаются большинством русского дворянства и русского «думающего» класса (например, Чаадаев, Белинский, Чернышевский и проч., и проч.) как таковые, но, напротив, считаются ими как закономерное развитие «вершин человеческого духа», чему немало способствует низкий уровень исторического знания этих людей. Иначе говоря, они не осознавали именно протестантское происхождение того, что они считали образцом для подражания или - если говорить о славянофилах и их последователях - от чего они отталкивались, что они отрицали. Характерно в этом отношении развитие мировоззрения Л. Н. Толстого и его последователей – толстовцев; выразителен в этом отношении исполненный именно протестантского духа «разумный эгоизм» Чернышевского, который оказал огромное влияние на В. И. Ульянова (Ленина) – ещё одного наследника сектантского проекта справедливой организации общественной жизни с непременными гекатомбами жертв тех, кто не соответствует идеалу нового «разумного» порядка.



Другие статьи в литературном дневнике: