I. 1. Определение 12

Михаил Озмитель: литературный дневник

Если позволят силы и время, я непременно дам отчёт о своих наблюдениях за этой народностью, сейчас же мне приходится говорить о них исключительно потому, что отечественные гуманитарные исследования (от литературоведения и истории до разнообразных философических штудий) тесно связаны с жизнедеятельностью этих людей: многое в истории отечественного гуманитарного знания напрямую зависит от их умонастроений и идейно-эмоциональных устремлений, кототрые, в свою очередь, очень интересно связаны с отношением к православной догматике. Тот же протоиерей Василий Зеньковский имел подчас довольно нетрадиционное для Православия взгляды: находя значительное несовпадение между тем, чему учит Православная Церковь, и тем, что совершается в мире, он решается на приспособление христианства к миру, он решается на создание «христианской философии» – на действие по сути своей ложное в Православии. Когда протоиерей Василий Зеньковский пишет, что «Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но во свете Христовом. Особой задачей философии является уяснение диалектики идей, уяснение внутренней структурности в основных наших понятиях» (Зеньковский Василий. «Основы христианской философии»), – он утверждает недостаточность Православия («веры»), он заявляет о необходимости дополнить Православие чем-то («христианской философией»), в чём он ощущает нужду. Вопрос: из чего возникает такая нужда?



Другие статьи в литературном дневнике: