День без боли
для непрощённых
хранит надежду.
В час разлуки
и новой встречи
день за днём
мы стареем.
И цветы вянут,
а взгляд тускнеет.
Преображается в лёд
вода, и восхитительный закат,
кажется иным, нелегко думать,
что всё возможно впереди.
Ночь без правил
целует гравий,
торгует тенью.
Кто не в теме
теряет время.
Плач не плач –
ночь не слезет с плеч
Не спеши, мой палач,
кто платит вдвое,
тот поудобнее лечь
в последний раз имеет все права.
И не торопясь, я спою воем вам –
кому нужны теперь слова?
Всё... всё в прошлом,
но не напрасны
не расшифрованные сны...
Итак, форма: "Версификация: нота = слог".
Очень многие изначально инструментальные композиции,
особенно ставшие впоследствии популярными, озвучивались, то есть на них были написаны стихи.
Иначе подлежали версификации, которая предполагает не просто набор слов, но осмысленность
сюжетных линий, закономерность композиции и прочее...
Далеко не каждая инструментальная композиция подлежит версификации с тем, чтобы состоялся
контакт: автор -- читатель/слушатель. Теоретически, озвучить можно любую средне темповую мелодию
(не слишком медленную и не слишком быструю, разорванную ритмически) так, чтобы не возникало
сверх субъективного отторжения (не попадания). Разумеется, что и для написания, и для прослушивания
необходим достаточно развитый музыкальный слух. Методика восприятия такова:
В ушах фонограмма, перед глазами - текст.
Запускаете звуковой файл (по ссылке) и тут же закрываете страницу и открываете с авторским текстом.
Каждая нота ведущей инструментальной партии, сильные и слабые доли
совпадают соответственно с ударными и безударными слогами текста.
Таким образом читатель/слушатель имеет возможность мысленно пропеть текст вместе с фонограммой.
! ударный слог (слабая доля)
- безударный слог (слабая доля)
* ( ! - - - ! ) - наиболее сложное место в котором лично я слышу 5 нот (слогов),
но могут быть и варианты
/ дополнительные ударные слоги относительно первой части.
(!) возможен ударный и безударный слоги
И вот в этой "возможности" - главная особенность.
Дело в том, что каждая строка (муз. фраза) имеет свою ритмическую характеристику.
И так же, как в классической стихотворной размерной схеме, допустимы пропуски
схемных ударений и дополнительные сверхсхемные ударения.
В этом случае приходится полагаться только на индивидуальный слух.
Много было сомнений по поводу строгости: нота = слог.
Действительно, пропеть между сильными долями разное количество слогов - можно.
Можно даже "проглотить" ( и не спеть ), например, безударное окончание фразы
и превратить её в ударную (фактически, превратив женскую рифму в мужскую) и теоретически, это можно будет, достаточно "безболезненно" спеть, вернее сама мелодия, как бы "допоёт" за вас, однако и другие это услышат тоже.
Но вы не волнуйтесь, следить я буду только, скажем так, за "вопиющим" нарушением ритмики. В любом случае я весь в вашем распоряжении и не оставлю без внимания ни одну заявку непосредственно во время приёма.
Теперь, что касается рифмы и схемы рифмовки.
Нужно понимать, что мы сочиняем в большей степени всё-таки ПЕСНЮ. А в песенной поэзии несколько иные приоритеты, например, менее жёсткие требования к качеству рифмы, но лично я, как её адепт, приветствую глубокое созвучие в любой форме. Хотя, например, в своём варианте в первой части я использовал белый стих, а во второй рифмованный.
На антитезном "день / ночь" контрасте.
В принципе, возможно всю песню сделать "белой", музыкальная гармония и ритмика способна восполнить эту "потерю", но тогда уже не стоит забывать о закономерности применения.
Рифма не должна появляться или пропадать фрагментарно!
Но есть ещё одно, быть может главное. Сама суть версификации.
А это написание не как попало, что в голову придёт от строчки к строчке, но письмо не менее определённое и закономерное. Самый показательный пример - это сонет с обязательной версификацией:
"тезис - антитезис - синтез - ключ".
Любое достойное музыкальное произведение, часто строится по примерно похожей схеме:
"увертюра, основная тема, побочная партия, развитие, кода".
Но и в упрощённом варианте (даже припеве-куплете) есть место для манёвра.
Необходимо "охватить взглядом" всё произведение целиком, посмотреть/послушать
на какие части его возможно разделить с тем, чтобы постараться придать, совместить характерные особенности музыкального свойства соответственному смысловому словесному насыщению. По крайней мере не забывать, что мы пишем
Элегию — лирический жанр, содержащий в стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.
Желаю всем вдохновенных музыкой строк.
С уважением, Олег.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.