“Здесь и сейчас”, выражение непосредственного жизненного опыта – характеристики хайку этого раздела, так же как и ёдзё*, ма*, наличие сезонного слова (киго*) или «ключевого слова»*.
Главной задачей (и признаком) хайку является преодоление и обживание границ между природным и человеческим мирами; между микро- и макро- космосами; выявление их единства и взаимосвязи.
Как правило, предметом изображения в хайку оказывается окружающий мир: природные явления и объекты, но может присутствовать и «городской пейзаж», и даже человек.
Для этой формы не характерно активное использование тропов и фигур речи. Авторское присутствие и оценочность выражены осторожно и опосредованно. http://haiku6.ru/krit6/
* Киго – «сезонное слово» – слово или словосочетание, обозначающее состояние природы на момент, описываемый в хайку. В японской поэзии оно является своего рода ключом к культурно-историческому и эмоциональному контексту. Указанный природно-сезонный момент пробуждает в читателях характерные ассоциации (и вызывает соответственные чувства), традиционно закрепившееся за этим моментом-явлением. Смена сезонов – это один из основных мотивов в японской поэзии.
* Ёдзе — «избыточное чувство» — точно подобранная мера недосказанности, «ассоциативный подтекст, пробуждаемый содержанием стихотворения» (И.А. Боронина). Близко к понятию «суггестивность» — «внушение, намек» — воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя с целью дать толчок «послечувствованию», эмоциональному отклику.
* Ма — «пространство между, интервал» — пауза в стихотворении, «красноречивое умолчание», помогающее глубже раскрыть суть стиха. Достигается при помощи приема разделения (кирэ) стиха и создает паузу, пространство между частями стиха. Это те самые пустые места на свитке, которые «исполнены большего смысла, чем то, что начертала нам кисть». А кирэдзи — то слово или знак препинания или интонационная пауза, с помощью которых осуществляется разделение.
* Ключевое слово – слово, схожее с киго по принципу своего воздействия на сознание и подсознание человека, аккумулирующее смысл и контекст мировой и человеческой истории и культуры. Пример – «Хиросима», «вторая мировая» и пр. http://haiku6.ru/krit6
Помните, что 5-7-5 не догма, и не нужно в угоду форме использовать лишние слова. Ведь Басё часто не соблюдал форму 5-7-5.
Знаменитое хайку Басё
Kare-eda ni
Karasu no tomari keri
Aki no kure
карээда ни
карасу но томарикэри
аки но курэ
Слоги подсчитайте сами. :)
На голой ветке
ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
Перевод Веры Марковой
На голом суку
примостилась под вечер ворона –
кончается осень...
Особое внимание о стихотворном размере в хайку. Дактиль не приветствуется, потому не старайтесь писать дактилем. Хайку ведь не японский сонет.
В чём заключается учёба?
Во время голосования участники конкурса должно оценить все конкурсные произведения и дать обоснование (прокомментировать) своим оценкам. Увидев на примере других произведений, какие есть достоинства и недостатки в конкурсных произведениях, конкурсант может понять нюансы хайку.
Обсуждение оценок и пояснений к ним будет происходить после подведения итогов конкурса в специальной статье – «Круглый стол»
Примеры хайку призёров предыдущих японо-российских конкурсов:
Кирилл;Топорков;Россия;
Озера водная гладь
Будто исписана тысячей строк.
Дождь прекращается.
*******
Варвара Цветова Самара, Россия, Университет Наяновой
Целый мир под водой.
Блеск луны и птицы полет
Я в озере вижу.
*******
Любовь Пахомова Russia)
Шумит летний дождь
Каждой капле радугу
Дарит солнце
Рыжий зверь принёс
Сливы белый лепесток
На чёрном носу.
(это про весну и собаку)
*******
Ганзи Цу;Мицунари (Russia)
О, эта сирень!
Не вижу, но чувствую,
Всё ближе, ближе…
*******
Алиса Куртова;(Russia)
первая ссора…
не меньше хозяина
огорчён щенок
*******
Тема конкурса: «ПЕЙЗАЖ: ГОРЫ, МОРЯ, ОЗЕРА, РЕКИ»
1) Участие в конкурсе свободное и бесплатное.
От одного автора ОДНО или ДВА произведения.
Произведения ранее нигде публиковавшиеся.
2) Оформление заявки на конкурс:
Желающие посылают свои произведения на почту ведущему конкурса –
kuruma-takumi@yandex.ru
В теме письма указывайте ХАЙКУ. ПЕЙЗАЖ от (имя и фамилия автора, псевдоним)
Конкурсные произведения ТОЛЬКО в тексте письма! Не присылайте вложенные файлы (ворд, блокнот), открывать не буду!
Обязательно дождитесь ответного письма, что заявка принята.
В случае, если ответного письма не будет, пишите сюда:
3) Приём произведений начинается 11 июня до 18 июня включительно.
4) Голосование
а) Голосование для участников обязательное.
Голосование анонимное.
Оценки и комментарии конкурсант отправляет на почту ведущему конкурса
kuruma-takumi@yandex.ru
После получения оценок и комментариев будет ответное письмо, что голосование засчитано.
Комментирование оценок:
Участник конкурса обязан прокомментировать:
- 2-3 конкурсных произведения, которым участник поставил максимальные оценки (это могут быть и 7 и 8, даже 6 баллов)
- 2-3 конкурсных произведения, которым участник поставил минимальные оценки
- конкурсные произведения, которым поставлен ПЗС
Участник обязан оценить все конкурсные произведения. За своё произведение участник не голосует.
Голосование для участников конкурса – дифференцированное.
От 3 до 9 баллов.
Где
==============
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.