***

Катерина Крыжановская: литературный дневник



Рецензия на «Голосование, конкурс 27-й век!!!» (Цех Футуросимволисто)


Доброго времени суток, уважаемые Цеховики.
Итак, на повестке дня у нас была аллитерация. Напомню определение в сокращённом виде.
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении,
придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
По сути, это такой фонетический Троп, который относится скорее к так называемым
"Спецэффектам" стихосложения близким комбинаторике.
Помнится, не так давно в закрытой ныне передаче "Школа злословия", небезызвестная
Авдотья Смирнова сокрушалась по поводу намеренного использования аллитерации
в стихах. Собственно, подход понятен. "Настоящая" поэзия -- это только бессознательный
эмоциональный поток, который некто диктует свыше.
Действительно, когда автор использует аллитерацию, причём глубокую, возможно
обратить внимание на некоторую "сделанность" стиха, что для иных считается
смертным грехом. Впрочем, об этом писал ещё Маяковский в своей статье
"Как делать стихи", определяя именно "Дозированную аллитерацию" с тем,
чтобы она не перетягивала на себя "одеяло" слуховых ожиданий, как это происходит
с полными аллитерационными (тавтограммными, как частный случай) текстами.
Но лично мне хочется выделить другой существенный момент. На мой взгляд,
аллитерация, наряду с метафорой должна выражать свойства предметов и явлений,
жужжание шмеля, звериный рёв и "бронзы звон и грань гранита", и вот уже где-то
рубит дрова дровосек, а где-то слышен шепот и шелест паука, сплетающего паутину.
Ну, а когда аллитерация в панторифме -- это уже и звукопись в придачу:
.
"Опытом умыт, горьким опытом.
топотом копыт, громким грохотом.
Далеко не милость обрастать стеклом.
Облако смутилось и растаяло."
.
И последнее об аллитерации. Если принять выражение "тело стиха",
то согласные в нём -- скелет и плоть, а гласные -- его кровь.
Место и вообще наличие "души" пусть каждый самостоятельно определит.
Но вот интересное наблюдение, если любому автору предложить его же
какое-нибудь произвольно выбранное стихотворение, записанное
одними согласными -- думается, что скорее всего, он его узнает,
а вот гласными??? Большой вопрос. То же и в рифме, именно согласные
определяют смысловую сущность слов, но не гласные грамматические
окончания, и не важно какие, глагольные или прилагательные.
.
Но перейдём, собственно, к теме конкурса. Для этого вспомним
первые два пункта "Устава Цеха", которые, правда сказать, почти дублируют
друг друга, а именно:
.
1) максимальная образность, по возможности отвлеченная от реалий настоящего
2) фэнтезийная окрашенность произведений
.
Сразу оговорюсь, что здесь никаких объективных оценок дать невозможно,
никакие примеры не убедят ни автора, ни просто читающего рецензию
случайного посетителя. Даже "неуклюжий" оборот -- всё будет чистейшей
субъективностью на которую можно ответить: -- Да, так не говорят,
но так БУДУТ говорить!
А если серьёзно, по сути выбор невелик. И он вечен! Либо тьма,
либо свет. И вечный бой между ними.
Что кому привлекательней -- Апокалипсис или Рай на земле?
Чему учит нас история и что мы видим за окном?
Любопытно, что даже в классической идиллии мало привлекательного.
Эта одинаковость, хождение строем (какая там свобода?)
Сразу вспоминается "Кин-дза-дза" и тот же выбор
быть поливаемым цветком в горшке или ковыряться в песке
в поисках воды?
.
Ну, и совсем уж в заключении, нужно-таки сделать свой выбор,
только уж простите обосновывать не стану, я и так много
чего написал выше, и всё написанное ко мне относится
в равной степени. Все молодцы, что попробовали свои силы.
Но всерьёз сравнивать поэму (Донжона) с миниатюрой (...мысленно) -- всё-таки
сомнительное мероприятие, чисто вкусовое, а значит
ничего не определяющее. Но, к сожалению, реалии таковы,
что если давать ещё более жёсткие ограничения, то будет
"конкурс" трёх участников, увы.
Ну, а в этот раз моя "призовая" тройка такова:


1 место - Ольга Семенова 21 "Прогресс ли..?
2 место - Влад Деми "Последний"
3 место - Лисен Спирит "27-ой век"
.
С уважением, Олег (Гольгертс)


Гольгертс 23.02.2015 22:39



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2015. ***
  • 27.02.2015. ***
  • 26.02.2015. ***
  • 24.02.2015. ***
  • 23.02.2015. ***
  • 22.02.2015. ***
  • 21.02.2015. ***
  • 20.02.2015. ***
  • 17.02.2015. ***
  • 15.02.2015. ***
  • 14.02.2015. ***
  • 12.02.2015. ***
  • 11.02.2015. ***
  • 10.02.2015. ***
  • 08.02.2015. ***
  • 07.02.2015. ***
  • 06.02.2015. ***
  • 03.02.2015. ***
  • 02.02.2015. ***
  • 01.02.2015. ***