всё - моё ваше всё - ваше моё. С - 07. 04. 12г

Катерина Крыжановская: литературный дневник

Андрей Вестмит
Любой человек поэт, когда он любит... /Платон/


Всё то, что лежит позади нас и что лежит перед нами, — мелочи по сравнению с тем, что лежит внутри нас... /Р.У.Эмерсон/


Мне говорят, что я - романтик... может быть...
Для меня стихи - это бесконечная гамма чувств, звучащая на клавишах души моей...




"В моих садах цветы, в твоих — печаль.
Приди ко мне красивою печалью
Заворожи, как дымчатой вуалью,
Моих садов мучительную даль."


Н.Гумилёв. Отрывок из "Беатриче"




"Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю."


Н.Рубцов. Отрывок из "В минуты музыки"




Катюш - смотрели фильм АнгелА?..черно-белый.. /фр.
=================
Алексей Жданов 2
Когда желания не совпадают с возможностями,
то нужно учиться желать только возможное,
или если не можешь иметь то, что очень хочется,
то учись ценить то, что имеешь.



В стихах душа моя, надежды, страсти, мысли.
Стихи - мой самый откровенный верный друг !
В них нет измены, лжи, притворства, нет корысти.
Им не страшны прикосновенья "грязных рук". ;-)



Г. Гейне. Принцесса Шаббат
Аркадий Равикович
H.Heine. (1797-1856). Prinzessin Schabbat.


Нас в арабских сказках встретят
Заколдованные принцы;
Временами свой прекрасный
Облик принцы принимают.


Но чудовище однажды
Стало сыном королевским,
В ослепительных одеждах,
Неразлучным с флейтой нежной.


Срок заклятья истекает
И мы снова видим принца
В облике ужасном монстра,
С гривой пышною, лохматой.


Я хочу вам спеть о принце,
Израэлем принца звали.
По заклятью злому ведьмы
Был он превращён в собаку.


Мысли псиные ютились
В голове его собачьей
И он гадил где попало,
Под насмешками мальчишек.


Но по пятницам, лишь только
За горой садилось солнце,
Колдовство теряло силу,
Превращался пёс в мужчину.


Человеческие чувства
Были все ему не чужды.
С гордо поднятой главою и торжественно наряжен
Входит он в дворец отцовский:


«Я приветствую вас, своды
Моего отца-монарха,
Якоба шатёр. Целует
Рот мой столб, что держит двери».


Зал таинственности полон,
Шёпот в нём и паутина
И невидимый хозяин
Дышит в темноте зловеще.


Тихо! Сенешаль лишь только,
(Он синагогальный служка),
Вверх и вниз упрямо скачет,
Чтоб в лампадах свет затеплить.


Утешение сулящие светильники златые!
В вас и с блеском и с мерцаньем
Гордо вспыхивают свечи
Возле стен на парапете.


Пред ларцом, в котором Тора
За портьерою хранится,
Под шелковым покрывалом,
Разукрашенным камнями -


Там, за кафедральным пультом
Прячется общинный певчий,
Местный модник, что жилетку
Носит чёрную небрежно,


Свою белую ладошку
Демонстрирует нарочно,
Подпирая подбородок
И в висок упёршись пальцем


Тралялякает тихонько,
Но в конце, возвысив голос,
Пропоёт он вдохновенно:
«Леха Доди ликрас кале!»


Леха Доди ликрас кале -
Выйди милый, ждёт невеста,
Для тебя покров отбросив
От застенчивого личка.


Эти милые припевки,
Что поют на каждой свадьбе,
Сложил славный миннезингер.
Дон Йегуда бен Халеви.


В песне бракосочетанье
Воспевают Израэля
С юною принцессой Шабат,
Ныне звущейся княгиней.


В красоте княгине равны
Лишь цветы и жемчуг редкий.
Красота царицы Савской
С ней и близко не сравнится.


Эта синяя кошёлка
Мудростью блеснуть хотела,
Но, благодаря загадкам,
Лишь прославилась занудством.


Но принцесса Шабат, это
Средоточие покоя,
Избегает всевозможных
Словопрений и дебатов.


Прямо противоположна
Eй,читающая вирши,
С пафосом, который волос
Распускает, словно в бурю.


Благонравно укрывает
Косы тихая княгиня
Под чепцом. Бросает взгляды
Как газель, стройна на диво.


Для любимого позволить
Всё готова, лишь куренье
По субботам под запретом:
«Потерпеть придётся, милый!


Но зато в обед сегодня
Ждёт тебя чудесный шалет*
С овощами и фасолью -
Блюдо, что Богов достойно!


Шалет — это божья искра,
Дочерь Рая — так назвал бы
Его Шиллер в своей оде,
Если б шалет он отведал.


Шалет — это дар небесный,
Сам Господь его готовить
Моисея на Синае
Научил во время оно.


Там Всевышний между делом
Десять заповедей сразу
На гранитные скрижали
Внёс, чтоб мы не забывали.


Шалет — истинного бога
Хлеб кошерный,
Пища рая.
Разве может с ним сравниться


Та амброзия, что Боги
Древней Греции вкушали
И в языческом обличьи
Лишь чертей в себе скрывали.


Принц отведал это блюдо,
Его очи прояснились
И, с блаженною улыбкой
Он промолвил, сняв жилетку:


«Уж не воды ль Иордана
Слышу я, фонтанов струи
В рощах пальмовых Бет-Эля,
Где привал нашли верблюды?


Или это с Гилеадских
Гор спускаются отары
И ленивые бараны
Тишь тревожат колокольцем?»


Но уходит день и тени
Длинноногие шагами
Приближают час печальный
И усталый принц зевает.


Ледяную хватку ведьмы
Ощущает он на сердце,
Как под ливнем дрожь -
Начало превращения в собаку.


Золотую табакерку
Подаёт принцесса принцу,
Чтоб ещё раз насладился
Ароматом благовоний.


Чару полную подносит
На прощание принцесса,
Пьёт поспешно принц,
Оставив недопитых пару капель.


Выплеснув на стол остаток,
Он берёт свечи огарок,
В лужицу его макает
И огарок с треском гаснет.


Перевод с немецкого 19.03.12 — 27.01.13.


*Чолнт (шалет)



Чолнт или чулнт (от идиш ;;;;;;; чо/улнт; на западном диалекте идиш ;;;;; шалет) — традиционное еврейское субботнее блюдо из мяса, овощей, крупы и фасоли.
Слово чолнт/чулнт предположительно провансальского происхождения, как и значительный слой средневековой религиозной лексики идиша. Идея чолнта заключается в приготовлении горячего блюда при coблюдении религиозного запрета на разжигание в Субботу огня.
Чолнт готовится в горшке. Ставится в печь в пятницу накануне наступления Субботы и томится до следующего дня, когда семья возвращалась после молитвы из синагоги. В новое время, когда традиционных русских и литовских печей почти не осталось, применяют другие способы и стараются достичь правильного вкуса.
В еврейских местечках чолнт часто не готовили дома, а относили в местную пекарню и ставили в остывающую печь.
Это еврейское блюдо под названием човлент стало обыденной пищей также для жителей Закарпатья (Украина), и готовят его практически в каждой семье. Изобретательные закарпатцы позаимствовали это блюдо у евреев (какой-то период времени в Ужгороде проживало примерно 30 %, а в Мукачеве — почти 50 % евреев ашкеназов), но внесли в него свои коррективы. Используется любое мясо и обязательно добавляется острый перец (эта практика была позаимствована у венгров).
Чолнт дал повод для большого количества идиом и пословиц в еврейском языке идише — например: «С ним только чолнт есть» — означает негодного человека или того, которого не хотят принять в компанию, «Жизнь, как чолнт — что положишь, то и будешь кушать».



Ira_Shelesnjak


Аватар Ira_Shelesnjak
"СТАНЬТЕ СКРИПКОЙ"


Borodin.jpg

НЕЗНАКОМКА
Выдающийся ученый и композитор Бородин был весьма рассеянным человеком. Как-то он поехал за границу. Во время проверки паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин в то время думал про что-то свое и не понял сразу вопроса. Чиновник посмотрел на него с подозрением:
-Не знаете как зовут вашу жену?
В этот момент в помещение вошла его жена Екатерина Сергеевна. Бородин бросился к ней:
- Катя! Ради бога, как тебя зовут?

Молчунья



***

Glinka 1856.jpg

СТИМУЛ


Глинка долго и безуспешно репетировал с певицей Лилеевой, которая имела прекрасный голос, но никак не могла придать соответствующей выразительности партии Гориславы в "Руслане и Людмиле". Чтобы как-то вызвать к жизни ее вялый голос, Глинка тихо подкрался и ущипнул ее. Она, конечно вскрикнула от неожиданности и боли.
-Ну вот, - похвалил ее композитор, - теперь вы и сами видите, что этой фразе можно придать и жизнь, и выразительность. Вот так и пойте.


***

Федя Шаляпин.jpg

МЫ ВСЕ ПОЕМ...

Однажды Шаляпин после спектакля вышел из Большого театра и сел на извозчика. Когда они отъехал, извозчик спросил:
-А ты господин, чем занимаешься?
-Да вот пою.
-Я о другом. Я спрашиваю чем ты занимаешься? Петь - это мы все поем. И я пою когда грустно становится. Я спрашиваю, что ты делаешь?



***


Beethoven.jpg



МОЗГОВЛАДЕЛЕЦ


Своего младшего брата Иоганна Людвиг ван Бетховен недолюбливал. Иоганн, будучи аптекарем, скопил солидный капиталец, купил имение и очень этим кичился. Под Новый 1823 год Иоганн послал старшему брату визитную карточку, на которой размашисто подписался: «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку назад, написав на обороте: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».



***

Niccolo Paganini.jpg



СТАНЬТЕ СКРИПКОЙ


Однажды после концерта к Паганини обратилась восторженная поклонница:
- Маэстро, я готова сделать все, что угодно, чтобы всегда быть рядом с вами!
- Для этого вам нужно стать скрипкой Страдивари, - ответил Паганини.



***
Паганини



ПЛАТА


Однажды, опаздывая на концерт, Паганини нанял извозчика и спросил:
- Сколько стоит доехать до театра?
- Десять франков, - ответил извозчик.
- Вы шутите? - удивился Паганини, так как извозчик назвал сумму в десять раз большую, чем обычно.
- Нет, не шучу. Вы ведь берете по десять франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как вы играете на одной струне.
- Хорошо, - ответил Паганини, - я заплачу вам десять франков, но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе.









***


Wolfgang-amadeus-mozart 1.jpg



КАК ПИСАТЬ СИМФОНИЮ


Какой-то юноша спросил Моцарта, как писать симфонию.
- Вы еще слишком молоды. Почему бы вам не начать с баллад? -сказал Моцарт.
Юноша возразил:
- Но ведь вы начали писать симфонии, когда вам не было еще и десяти.
- Да, - ответил Моцарт, - но я ведь ни у кого не спрашивал, как их нужно писать.



***


ВМЕСТО БУДИЛЬНИКА


Моцарт любил поспать. Его близкие придумали будить композитора следующим образом. Нужно было сыграть хотя бы один аккорд. Моцарт тут же просыпался и начинал развивать тему дальше.


Вольфганг Амадей Моцарт



***


НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО



Моцарт еще в детстве сочинял музыку и как-то еще мальчишкой принес своему наставнику Гайдну несколько страничек с нотами.
- Я написал пьесу, которую вы ни за что не сумеете сыграть, - заявил он своему овеянному славой учителю.
Гайдн взял у него ноты и закричал:
- Здесь руки должны исполнять сложные пассажи в противоположных концах клавиатуры, и еще несколько нот надо в тот же миг брать посредине! Эту вещь сыграть невозможно!
Моцарт рассмеялся, сел за клавесин и взял «невозможные» ноты - с помощью носа.



***


МУЗЫКА НЕ ДЛЯ ДЛИННЫХ УШЕЙ


В 1781 г. Моцарт завершил оперу «Идоменей». Отец композитора выразил опасение, что опера будет слишком сложной для слушателей, на что Моцарт спокойно ответил:
- О так называемой доступности не беспокойтесь: музыку моей оперы могут слушать люди всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши.



***



ЖЕЛАНИЕ ДОЖДАТЬСЯ


Как-то, сидя в театре, Россини шепнул на ухо своему соседу:
- Певец плох невероятно. Первый раз в жизни слышу такое ужасное пение.
- Может быть, вам лучше пойти домой? - предложил сосед.
- Никоим образом! У меня есть сведения, что в третьем действии героиня должна убить его. Я хотел бы дождаться этого.

Rossini-portrait-0.jpg



***


ГОТОВ САМ ПОСТОЯТЬ


Как-то магистр итальянского городка Пезарь прислал к Д. Россини делегацию, которая известила его о решении установить на главной площади бронзовую статую композитора.
- А сколько будет стоить эта статуя? - спросил Россини.
- Двадцать тысяч лир, - сообщили депутаты.
- Было бы значительно лучше, если бы эти деньги передали мне, а я охотно постоял бы сам на постаменте, - предложил композитор.



***


НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ



Однажды у Д. Россини спросили, есть ли у него друзья, и если есть, то кто они.
- О, да! Конечно есть, - ответил Россини и назвал миллионеров Ротшильда и Моргана.
Ему заметили, что, наверное, он выбрал таких богатых друзей, чтобы иметь возможность в случае необходимости занимать у них деньги.
- Совсем наоборот, - весело ответил Россини, - я называю их друзьями как раз за то, что они никогда не берут у меня денег взаймы.
Перейти на страницу сообщения


Ира Селезнёва



Другие статьи в литературном дневнике: