***

Ларинька Ларими: литературный дневник

*Поставьте точку после тех, кто уйдет,
чтобы имя тех, кто придет,
было с большой буквы.*
@
- Что стар, что млад, - говорят в народе. Так и есть, дети капризны, старики капризны, дети часто болеют, и старики тоже, детей берегут от холода, старики сами кутаются, дети часто падают, и старики тоже. Только у первых – всё впереди, а у вторых впереди – угасание и вечность.
Нехитрый опрос знакомых привёл к тому, что образ старости формируется довольно рано. От пяти до семи лет. В этом возрасте очень богатое восприятие образов, но еще низкая критичность. Что дети помнят о стариках?
-Они всё время мёрзнут!
- Они слабые, у них дрожат руки, и они не могут поднять тяжелую сумку!
- Они сидят и ничего не делают!
- Они много болеют!
- У них много морщин, как будто борозды на лице!
- Они то плачут, то ругаются!
- Они ничего не помнят, ничего не понимают!
- Они так смотрят, будто куда-то вдаль и не видят людей рядом!
- Иногда они страшные и злые, а иногда их хочется пожалеть!
- Они какие-то неказистые! Они ненужные! С ними неинтересно!
Старость ассоциируется с болезнями и слабостью, с потерей памяти, с немощью, неспособностью что-то делать, с неспособностью контролировать свои эмоции. Со смертью, наконец.
У каждого из детства есть не самые приятные образы старости. У меня, например, три образа.
Вот ссутулившаяся бабушка на чурбачке рядом с домом. Сидит часами, не двигается. Опирается на длинный посох. Молчит, смотрит. Всё в чёрном, худая. Или ходит по деревне как тень.
В яблоневый сад забрались мальчишки полакомиться спелыми, красными яблочками, забрались на яблони. И тут старый дед с палкой бежит за ними, срывает с яблонь, клюкой замахивается, кричит, ругается, угрожает.
Сидит слюнявая бабушка за столом, жуёт хлеб, запивает чаем, смотрит в одну точку, что-то бормочет, ничего не помнит, слёзы сами по себе текут из глаз.
Не то, чтобы это образы ужасны, но ассоциировать их с собой совсем не хочется. Даже вопрос: «Неужели я такой буду?» тщательно вытесняется из сознания, а в теле этот вопрос живёт. И когда человек приближается к возрасту, который в обществе считается возрастом начала старения, это вопрос всплывает, сначала бессознательно, как сигнал – «бежать! бежать отсюда скорее!», но от себя не убежишь. Чем быстрее бежишь, тем быстрее прибегаешь к своему страху, который сидит внутри. Страх в теле живёт усиливающимся сердцебиением, приливом крови, активностью рук и ног. И тогда человек бежит. Во время бега усиливается кровообращение, сердцебиение, а от старости не убежали, и страх только возрастает. Значит этот метод не работает. А что тогда?
Рядом с этим устрашающими образами живут и другие – прекрасные. Их мы не очень замечаем, потому что они не ассоциируются со старостью. Это деятельные люди. Чем больше человек погружён в дело, тем меньше он ассоциируется со старостью, и тем больше с делателем, успешным человеком, человеком труда, человеком, излучающим радость, энергию и счастье. Не меньше. Такие люди удивляют, они не выглядят старыми, а выглядят мудрыми, радостными, за ними хочется идти, у них учиться, им подражать. Этим людям не холодно, они не смотрят в одну точку, они не ищут бесконечной поддержки, они знают, где ее взять и как быть бодрыми, собранными, энергичными и делать своё дело.
Как-то я сидела с одним авторитетным экспертом и уважаемым мной специалистом. Два часа, в очень холодном зале во время семинара. А мне было тепло, жаром энергии веяло от этого человека, я была поражена и напрямую спросила его, как ему это удаётся. Он ответил просто: «Есть способы, есть упражнения, медитации и другие практики. Когда вам будет актуально, вы узнаете». Это правда, есть способы поддержания своей активности, энергии, интереса, вовлечённости, задора. Но для начала, чтобы патологический образ старости не мешал, нужно с ним встретиться, поговорить и отпустить, формируя новый образ желаемой деятельной жизни на следующие полвека после 40 лет. Ведь средняя продолжительность жизни в мире приближается к 85, а в некоторых странах она уже перевалила за 90.
(с)



Другие статьи в литературном дневнике: