к Этике

Медиа Шаман: литературный дневник

ВЭНЬ—У (кит. письменность/культура—воинственность)—пара категорий китайской философии и культуры, составляющая оппозицию по модели инь~ян. Доминирующий элемент этой оппозиции—категория “вэнь”, имеющая широкий спектр значений: “культурность”, “цивилизованность”, “гражданский”, “гуманитарный”, “литература”, “изящная словесность”, “письмена”, “письменные знаки”. В самом широком значении вэнь—явленная упорядоченность, исходящая от природы. Этимологическое значение — “узор”, “орнамент” — восходит к обозначению раскраски и татуировки, отличавших “культурные” племена. Согласно философичному приложению к “Чжоу И”—“Си цы чжуани” (“Комментарий привязанных слов”, ок. 4 в. до н. э.), “узоры” (вэнь) созерцаются в небе (I, 2), т. е. обусловлены Небом (тянь) как высшим природным началом (ср. современное тяньвэньсюэ—астрономия, буквально “наука о небесных узорах”). Там же “узоры (вэнь) Неба и Земли”, т. е. знаки природной упорядоченности, связаны с “образами” (графическими символами “Чжоу и”), посредством которых “совершенномудрый” “достигает предела глубочайшего и постигает мельчайшее” (I, 10). В конфуцианстве вэнь—воплощение мудрости “совершенномудрых” государей древности (см. Шэн), подлежащее хранению и передаче. В “Лунь юе” (VII, 26) вэнь—одна из четырех “дисциплин”, которым обучал Конфуций, наряду с “действием” (син, см. Чжи-син), “преданностью” (чжун, см. Чжун шу) и “благонадежностью/доверием” (синь).51


я в фойе
;


мил
;
к Этике господа к этике!



Другие статьи в литературном дневнике: