***

Сергей Мигаль Екб: литературный дневник

8 февраля - день рождения Александра Добролюбова
''Календарь Знай-Наших''


Александр Михайлович Добролюбов
родился –8(?) февраля(?) 1876
//есть предположения, что родился летом, или осенью//
умер – (?) (?) 1945 (69(?) лет)
//предположительно после дня Победы//
2018 г. – 142 года со дня рождения
…………………………………………..
………………………………………….. Ещё один Добролюбов. Всего несколько дней назад написал
………………………………………….. заметку о Николае Алексеевиче, а сегодня немного поменьше
………………………………………….. – об Александре Михайловиче.
…………………………………………..
………………………………………….. Есть разночтения и неточности в датах жизни. В просмотрен–
………………………………………….. ных мной источниках – все сходятся только в годах рождения
………………………………………….. и смерти. Тем не менее я решил оставить здесь этот день, пото–
………………………………………….. му что он был указан в первом документе, с которого я и начал
………………………………………….. работу над этой заметкой).
…………………………………………..
………………………………………….. О нём написано в «Строфах века», конечно есть и в Википедии.
………………………………………….. Увы, но в «Энциклопедии поэзии» портала «Стихи.ру – ничего…
…………………………………………..
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
итак, по порядку:
………………………………………….. в «Энциклопедии поэзии» портала «Стихи.ру» такого имени я
………………………………………….. не нашёл
…………………………………………..
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
…………………………………………..
…………………………………………..смотрим в "Строфах века" (Антология русской поэзии / Соста-…………………………………………..витель Евг. Евтушенко/), с. 59:
.
АЛЕКСАНДР ДОБРОЛЮБОВ
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
1876, Варшава – 1943 (?)


Один из ранних русских декадентов, обратил на себя внимание ещё в 1890-е годы: первая книга его
вышла ещё в 1895 году, а десятилетие спустя вышла последняя – «Из книги невидимой», в это время
Добролюбов уже давно литературу бросил и жил среди основанной им сектантской общины где-то
в Поволжье. По Петербургу иной раз прокатывался слух, что «Добролюбов вернулся»: описывалось,
к примеру, что видали мужика в зипуне и лаптях, ищущего редакцию журнала «Аполлон». Религиоз-
ные искания Добролюбова – скорей его личность, чем стихи – вызвали к жизни стихотворение
А. Блока «Александр Добролюбов». В поздние годы жизни Добролюбов расстался с основанной им
Сектой, скитался по Закавказью, стал атеистом.
…………………………………………..
…………***
Телом сцепленный
С силой, бессильем других,
Вновь утомленный
Силой условий мирских,
Вдаль направляюсь
Только к свободе своей,
Не утомляясь
Блеском безгорестных дней.
Там неустанна
Сила творившая,
Здесь опочившая,
Установившая
Мир беспрестанный.
В счастии верю
Счастью невольному,
Пиру всестольному;
Странствию дольному
Чую потерю.


<1900>
------ ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
……………………………………
…………………………………… в Википедии написано не мало, но мне показалось, что и не искушён-
…………………………………… ному читателю (к которым отношу и себя) это может быть интересно,
…………………………………… поэтому решил привести почти целиком:
……………………………………
Александр Михайлович Добролюбов (1876 – лето или осень 1945) – русский поэт-символист, извест-
ный не столько своей поэзией, сколько жизнетворчеством.
«… самый дерзкий из ранних декадентов–жизнестроителей: держался как жрец, курил опиум, жил в
черной комнате и т. д.; потом ушел «в народ», основал секту «добролюбовцев»; под конец жизни по-
чти разучился грамотно писать, хотя ещё в 1930-х годах, всеми забытый, делал попытки печататься.»
((– Михаил Гаспаров))
……………………………………
БИОГРАФИЯ:
Отец – действительный статский советник, выслуживший дворянство, служил в Варшаве. После его
смерти в 1892 Добролюбов переехал в Санкт–Петербург. Сочинял стихи ещё в школьные годы, пос–
ле переезда увлёкся поэзией и стилем жизни западноевропейских символистов, особенно Бодлером,
Верленом, Малларме, Метерлинком, Эдгаром По. Восхищение «декадентством» он разделял с В.
Гиппиусом (дальним родственником Зинаиды Гиппиус) и сблизился, в частности, с В. Брюсовым,
Н. Минским. Учился на филологическом факультете Петербургского университета. Курил гашиш, и
проповедуемый им культ смерти по слухам привёл его сотоварищей по университету к самоубийст–
ву, вследствие чего он сам был исключён. Первую книгу издал на собственные средства.
……………………………………
В 1898 году порвал с богемным образом жизни и в глубоком раскаянии начал искать опору в хрис–
тианстве. Он обратился к Иоанну Кронштадтскому, пошёл паломником в Троице-Сергиеву лавру и
в Москву, а к концу 1898 г. отправился в монастырь на Соловецких островах, чтобы постричься в
монахи. Архив Добролюбова остался у его ближайшего друга – философа и музыкального критика
Якова–Вольфа Исааковича Эрлиха (1874–1902), с которым Добролюбов учился в 6–й Санкт–Петер–
бургской гимназии и на историко–филологическом факультете Петербургского университета, – род–
ного дяди писателей Осипа Дымова и Якова Перельмана. Опубликовать архив Эрлих, однако, не ус–
пел из–за скоротечного душевного расстройства. Его друзья–символисты (в первую очередь В. Я.
Брюсов) издали книгу «Собрание стихов» (1900).
……………………………………
В начале лета 1899 г. Добролюбов покинул монастырь, чтобы двинуться в паломничество по России
и, противопоставляя себя государству и Церкви, основать секту (в районе Оренбурга и Самары). В
1901 за подстрекательство к отказу от военной службы был арестован, но вскоре при помощи матери
отпущен на свободу как душевнобольной. Впоследствии время от времени из Поволжья, где он в 1905–
1915 гг. был главой секты «добролюбовцев» (сам он называл своих последователей «братками»), наве–
дывался в Москву и Петербург; согласно Мережковскому, Добролюбов был наделён огромной силой
духовного воздействия. Его последний сборник лирики «Из книги невидимой» (1905) свидетельствует
о пренебрежении земными благами; здесь же он заявляет об отказе от литературы. Сборник полон ре–
лигиозных стихов и стихов в фольклорном стиле; «Жалоба березки в Троицын день» — пример того,
как обе линии противоречат друг другу. Сборник был поддержан Валерием Брюсовым, который за
пять лет до этого составил «Собрание стихов Добролюбова»; жена и сестра Брюсова просматривали
верстку. В эти годы Добролюбов встречался также с Л. Толстым, на которого глубокое впечатление
произвела личность главы секты, но не его творчество как поэта.
После революции его следы теряются. До 1923 г. он с последователями жил в Сибири (недалеко от
Славгорода), в 1923—1925 близ Самары, занимаясь земляными работами, в 1925–1927 вел кочевни–
ческую жизнь в Средней Азии, потом работал в артели печников на территории Азербайджана. В эти
годы он ещё переписывался с И. М. Брюсовой – вдовой поэта и В. В. Вересаевым. В этих письмах со–
держатся некоторые стихотворения и четыре манифеста, свидетельствующие, что Добролюбов стре–
мился вернуться в литературу. Интересно, что автор писем достиг полного опрощения – они написа–
ны малограмотным человеком. Умер в 1945 году, судя по всему, сразу после войны.
……………………………………
Добролюбов значителен как одно из приводимых в движение мощнейшим внутренним напряжением
явлений русского символизма, меньше – как поэт, тем более что многое из его спорного творчества
пропало сразу после создания. Его ранняя лирика была связана с природой, поэзия времен декадент–
ства определена мотивом смерти, а также свидетельствует о влиянии Шопенгауэра и Ницше. Форма–
льно граница с прозой отсутствует, а собственно поэтическое достигается ритмом, музыкальностью
и повторами.
((– Вольфганг Казак))
……………………………………
Существует мнение, что, пожалуй, единственной легендарной фигурой декадентства стал Александр
Добролюбов. Миф об Александре Добролюбове, начавший складываться уже в начале развития рус–
ского символизма, окончательно сформировался тогда, когда Добролюбов ушел из литературы и по–
рвал с литературно–художественным кругом. Конечно, не только к Добролюбову приходила мысль об
ущербности литературного творчества по сравнению с жизнью. Дмитрий Мережковский признавался
в автобиографии, что в юности «ходил пешком по деревням, беседовал с крестьянами» и «намеревался
по окончании университета „уйти в народ“, сделаться сельским учителем». Поэт–футурист Божидар
мечтал о том, чтобы уехать на край света, к диким народам, не испорченным цивилизацией. Но только
Добролюбову (и вслед за ним – поэту Леониду Семёнову) удалось проявить последовательность.
……………………………………
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
…………………………………… ну, а теперь – немногое из того, что удалось найти:
……………………………………
…………СИЛА
Она лежит, открыв свои сосцы,
Разбухшие и крепкие, откуда
И гибельный Нерон, и кроткий Будда,
Прильнувши рядом, пьют как близнецы.

В руках – два опрокинутых сосуда,
И жизнь, и смерть текут во все концы.
Она дохнёт – зажгутся звезд венцы,
Дохнёт еще – слетят, как листьев груда.

Она глядит, не видя впереди.
Ей всё равно, живит она иль губит
Своих детей, пока их кормит, любит,
Но гонит прочь, отнявши от груди.

Добро и Зло, резвясь их подбирают
И праздно во вселенную играют.


(1901)
------ ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
……………………………………
…………***
Мне кажется порой, что жизни драма
Длиннотами страдает и что в ней
Движенья мало по расчету дней:
С картиною несоразмерна рама.
Чтоб семьдесят наполнить долгих лет,
Где новых чувств и мыслей взять? Их нет.
Для тонко–эстетической натуры
Самоубийство только род купюры.


не позже 1904
……………………………………
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
………………………… З Н А Й « Н А Ш И Х » ! ………………….. http://www.stihi.ru/avtor/mc00001


………………………… Сергей Мигаль Екб ………………………….. http://www.stihi.ru/avtor/mc001




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2018. ***
  • 16.02.2018. ***
  • 15.02.2018. ***
  • 14.02.2018. ***
  • 10.02.2018. ***
  • 09.02.2018. ***
  • 08.02.2018. ***
  • 07.02.2018. ***
  • 05.02.2018. ***
  • 03.02.2018. ***
  • 01.02.2018. ***