3 февраля - день рождения Елены Ширман
''Календарь Знай-Наших''
Елена Михайловна Ширман
(псевдонимы Ирина Горина, Алена Краснощекова и др.(?))
родилась – 3 февраля 1908
умерла – 2(?) августа (?) 1942 (34 года)
2018 г. – 110 лет со дня рождения
………………………… Вновь пишу с опозданием, но всё же пишу. Повторюсь – уже после первого
………………………… числа нашёл трёх именинников февраля, которые были включены Евгением
………………………… Евтушенко в свою антологию. Об Эрике Тулине – написал, а сегодня воспо–
………………………… лняю пробел по Елене Ширман.
………………………… Елена погибла (была расстреляна) во время войны, значит – на аккупирован–
………………………… ной территории. Поэтому в разных источниках разные даты смерти, отсюда
………………………… и вопросительные знаки. В конце заметки я приложу ссылки на те сайты, от–
………………………… куда была взята дополнительная информация.
…………………………
………………………… Сказать по правде, готовя заметку, я попал на один из сайтов, где под первым
………………………… же стихом увидел дату «1924» … сразу закралось сомнение – как это?, стихи
………………………… опубликованные в 16 лет? – и не в царской России, а в СССР? Но почитав ещё
………………………… и другие источники – нашёл в них то же самое.
…………………………
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А ТЕПЕРЬ, ПО ПОРЯДКУ:
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . в «Энциклопедии поэзии» портала «Стихи.ру», этой фамилии я не нашёл.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . в "Строфах века" (Антология русской поэзии / Составитель Евг. Евтушенко/),
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . с. 489 – 490:
ЕЛЕНА ШИРМАН
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
1908, Ростов–на–Дону – 1942, близ станции Будённовской Ростовской обл.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Писала стихи ещё в 20–е годы, печаталась с 1924–го, училась в Литературном институте у И. Сельвин-
ского. Но и ей, как многим другим, досталась горькая участь: в 1942 году она была схвачена немцами
под Ростовом и убита, а после войны её стихи регулярно переиздавались в сборниках поэтов, погибших
на Великой Отечественной. Тех, кто не погиб, а, скажем, вернулся из плена, переиздают теперь –
в сборниках бывших поэтов-лагерников, ибо только смерть, включая самоубийство, была для органов
НКВД вариантами, в которых пленный мог – и то ещё не обязательно – не рассматриваться как
Изменник сталинской отчизны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . ПОЭЗИЯ
Пусть я стою, как прачка, над лоханью,
В пару, в поту до первых петухов.
Я слышу близкое и страстное дыханье
Ещё не напечатанных стихов.
Поэзия – везде. Она торчит углами
В цехах, в блокнотах, на клочках газет –
Немеркнущее сдержанное пламя,
Готовое рвануться и зажечь,
Как молния, разящая до грома.
Я верю силе трудовой руки,
Что запретит декретом Совнаркома
Писать о Родине бездарные стихи.
. . . .
1940
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . ПОСЛЕДНИЕ СТИХИ
Эти стихи, наверно, последние.
Человек имеет право перед смертью высказаться.
Поэтому мне ничего больше не совестно.
Я всю жизнь пыталась быть мужественной,
Я хотела быть достойной твоей доброй улыбки
Или хотя бы твоей доброй памяти.
Но мне это всегда удавалось плохо,
С каждый днём удаётся всё хуже,
А теперь, наверно, уже никогда не удастся.
Вся наша многолетняя переписка
И нечастные скудные встречи —
Напрасная и болезненная попытка
Перепрыгнуть законы пространства и времени.
Ты это понял прочнее и раньше, чем я.
Потому твои письма, после полтавской встречи,
Стали конкретными и объективными, как речь докладчика,
Любознательными, как викторина,
Равнодушными, как трамвайная вежливость.
Это совсем не твои письма. Ты их пишешь, себя насилуя,
Потому они меня больше не радуют,
Они сплющивают меня, как молоток шляпку гвоздя.
И бессонница оглушает меня, как землетрясение.
… Ты требуешь от меня благоразумия,
Социально значимых стихов и весёлых писем,
Но я не умею, не получается…
(Вот пишу эти строки и вижу,
Как твои добрые губы искажает недобрая «антиулыбка»,
И сердце моё останавливается заранее.)
Но я только то, что я есть, — не больше, не меньше:
Одинокая, усталая женщина тридцати лет,
С косматыми волосами, тронутыми сединой,
С тяжёлым взглядом и тяжёлой походкой,
С широкими скулами, обветренной кожей,
С резким голосом и неловкими манерами,
Одетая в жёсткое коричневое платье,
Не умеющая гримироваться и нравиться.
И пусть мои стихи нелепы, как моя одежда,
Бездарны, как моя жизнь, как всё чересчур прямое и честное,
Но я то, что я есть. И я говорю, что думаю:
Человек не может жить, не имея завтрашней радости,
Человек не может жить, перестав надеяться,
Перестав мечтать, хотя бы о несбыточном.
Поэтому я нарушаю все запрещения
И говорю то, что мне хочется,
Что меня наполняет болью и радостью,
Что мне мешает спать и умереть.
… Весной у меня в стакане стояли цветы земляники,
Лепестки у них белые с бледно-лиловыми жилками,
Трогательно выгнутые, как твои веки.
И я их нечаянно назвала твоим именем.
Всё красивое на земле мне хочется называть твоим именем:
Все цветы, все травы, все тонкие ветки на фоне неба,
Все зори и все облака с розовато-жёлтой каймою —
Они все на тебя похожи.
Я удивляюсь, как люди не замечают твоей красоты,
Как спокойно выдерживают твое рукопожатье,
Ведь руки твои — конденсаторы счастья,
Они излучают тепло на тысячи метров,
Они могут растопить арктический айсберг,
Но мне отказано даже в сотой каллории,
Мне выдаются плоские буквы в бурых конвертах,
Нормированные и обезжиренные, как консервы,
Ничего не излучающие и ничем не пахнущие.
(Я то, что я есть, и я говорю, что мне хочется.)
… Как в объёмном кино, ты сходишь ко мне с экрана,
Ты идёшь по залу, живой и светящийся,
Ты проходишь сквозь меня как сновидение,
И я не слышу твоего дыхания.
… Твоё тело должно быть подобно музыке,
Которую не успел написать Бетховен,
Я хотела бы день и ночь осязать эту музыку,
Захлебнуться ею, как морским прибоем.
(Эти стихи последние, и мне ничего больше не совестно.)
Я завещаю девушке, которая будет любить тебя:
Пусть целует каждую твою ресницу в отдельности,
Пусть не забудет ямочку за твоим ухом,
Пусть пальцы её будут нежными, как мои мысли.
(Я то, что я есть, и это не то, что нужно.)
… Я могла бы пройти босиком до Белграда,
И снег бы дымился под моими подошвами,
И мне навстречу летели бы ласточки,
Но граница закрыта, как твоё сердце,
Как твоя шинель, застёгнутая на все пуговицы.
И меня не пропустят. Спокойно и вежливо
Меня попросят вернуться обратно.
А если буду, как прежде, идти напролом,
Белоголовый часовой поднимет винтовку,
И я не услышу выстрела —
Меня кто-то как бы негромко окликнет,
И я увижу твою голубую улыбку совсем близко,
И ты — впервые — меня поцелуешь в губы.
Но конца поцелуя я уже не почувствую.
. . . .
1941
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . в Википедии написано немного, здесь привожу почти полностью:
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Елена Михайловна Ширман (21 января /3 февраля/ 1908 – июль 1942) – советская поэтесса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
БИОГРАФИЯ:
Елена Михайловна Ширман родилась в Ростове–на–Дону в семье штурмана и учительницы. С детства
увлекалась сочинением стихов, публиковалась в ростовских изданиях. Позднее её стихи стали публи–
коваться в московских журналах «Октябрь» и «Смена».
В 1933 году после окончания литературного факультета Ростовского пединститута она начала работать
в библиотеке, занималась сбором фольклора и продолжала литературную деятельность. В 1937 году она
поступила в Литературный институт им. А. М. Горького на семинар Ильи Сельвинского. Одновременно
она сотрудничала с рядом ростовских изданий, руководила детской литературной группой, была литера–
турным консультантом газеты «Пионерская правда».
С началом Великой Отечественной войны она возглавила выходившую в Ростове–на–Дону агитгазету
«Прямой наводкой», в которой публиковались её сатирические стихи.
В июле 1942 года она выехала в командировку в район села Ремонтное. Там она была схвачена немцами.
На её глазах они расстреляли её родителей, а на следующий день, сорвав с неё одежду, заставили рыть
себе могилу. О том, как она погибла, стало известно только через 20 лет.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Елену Ширман, для себя только открыл. Переписывать рассуждения кем то
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . найденные подробности, разъяснения тайны любовной лирики не стану, если
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . вы захотите это узнать – просто поищите сами или посмотрите ссылки ниже.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . А теперь – стихи:
.
. . . . . . .ВЕСНА
. . . . . 1
Моя жизнь, как репейник, колючая,
И одна лишь мне радость дана, —
Каждый год нарастает певучая,
Улыбающаяся весна…
. . . . . 2
То не бог вдохновенно дышит
На откосе поющих борозд —
Это кошка кричит на крыше,
Выгибая дугою хвост.
.
Мир весенний, размытой мощью
Закипает со всех концов…
……………………………………
Проезжающий мимо извозчик
Заляпал мне грязью лицо.
.
1924
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
. . . . . . .ВЕТЕР
Ветер, ветер, ну что ты наделал?
Ты, должно быть, сошел с ума!
Это из-за тебя, оголтелый,
У меня не волосы, а кутерьма.
.
Ведь и так на других не похожа,
Как дикарка, хожу меж людей.
Ты ж сильнее еще растревожил,
Потянул на просторы сильней.
.
Не могу я ходить по дорожкам,
Жажду дебрей и троп косых.
Потому меня любят кошки
И ненавидят псы.
.
Люди города! Как вы жалки,
Каменных стен рабы!
Вы лишь знаете, как кричат галки
Да чирикают воробьи.
.
Плюнуть хочется мне в эти морды,
В пудре, в красках, в духах «Лориган»!
Мне бы шкуру носить на бедрах,
В небо метать бумеранг.
.
Эх, какою свистящею плетью
Разогнала бы я эту гниль!
Это ты, сумасшедший ветер,
Растрепал меня и раскрутил…
.
Ты мне голову сделал такую,
Что не волосы, а кутерьма.
И теперь расчесать не могу я,
Чтоб свой гребень не поломать…
.
1924
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
. . . . . . .ПЕРВАЯ НОЧЬ
Ты один перед миром.
Ты затравлен пространствами
Одичалых сугробов, убегающих прочь,
Где, корежась от голода, хищно распластана
Твоя самая страшная, первая ночь.
В нескончаемой пустоши обледенелой
Ты зубами скрипишь, как мальчишка, как трус,
И жестоко дрожит непривычное тело,
Обнаженное на ветру…
Не прильнуть неожиданным, нежным ладоням,
Не коснуться прохладой раскаленного лба:
В ненасытных сугробах безнадежно утонет
Исступленных коленей борьба.
Не дрожи, дорогой, и зубами не лязгай,
Эту терпкую боль до конца дотерпи.
Ведь когда-нибудь встанет андерсеновской сказкой
Эта белая полночь среди черной степи.
Ты припомнишь ожоги смертельного холода,
Замерзание губ, содрогание плеч,
Эту жизнь. Эту смерть. Эту страшную молодость.
Эту страсть, рассекающую, как меч.
.
1930
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
. . . . . . .ПОЭТ
. . . . . . . . . . . . . . «…ходит из снов в сны, пересекает время достигает бронзы…
. . . . . . . . . . . . . . В столетиях располагается удобно, как в качалке.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В. Хлебников
Ты существуешь. Это так же точно,
Как то, что из земли растет трава.
Как траектория. Как дважды два.
Как вывод после двоеточья.
.
Пусть бьется мой несовершенный ум
О грани человечьего познанья,
Как муха, заключенная в стакане,
Как волны океана в трюм.
.
Пусть я исчезну, ничего не завершив,
Пусть, как слепец, блуждающий по кругу,
Я упаду под окрики и ругань.
Но ты — останешься. Ты будешь вечно жив
Как центр тяжести. Как радиус. Как корень
Ты существуешь. Это — априори .
.
1939
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
. . . . . . .НЕНАЙДЕННОМУ АДРЕСАТУ
. . . . . . . . . . . . . . «Письмо?» –
. . . . . . . . . . . . . . И голос: «Писем нет»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . В. Марчихин
Писать тебе. Писать всю ночь. И знать,
Что голос мой тебе не очень нужен.
Что день твой мал и до минут загружен
И некогда тебе стихи мои читать.
.
И все-таки писать. И думать – вероятно,
Ты переехал, ты уже не там,
И дом не тот, и улица не та,
И мой конверт ко мне придет обратно,
И буду почерк свой в тоске не узнавать,
И, запинаясь, ставить знаки препинанья,
И буквы обводить, и плакать от сознанья,
Что не найду тебя. И все-таки опять
Весь день, всю ночь – пускай бесцельно это –
Я не могу с тобой не говорить,
Как не могу не думать и не жить,
Как не могу не ожидать ответа
Всегда, всю жизнь, не в силах променять
Ни на какие сытые забавы
Голодное, но радостное право
Мечтать, надеяться и безнадежно ждать.
Истлеет лист. Умрут слова и даты.
Но звезды, замыслы и бытие само
Останутся, как вечное письмо
Тебе, ненайденному адресату.
.
Декабрь 1939
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
.
. . . . . . . ДЕТЯМ
Всё резче графика у глаз,
Всё гуще проседи мазня,
А дочь моя не родилась,
И нету сына у меня.
.
И голос нежности моей
Жужжит томительно и зло,
Как шмель в оконное стекло
В июльской духоте ночей.
.
И в темноте, проснувшись вдруг,
Всей грудью чувствовать — вот тут –
Затылка невесомый пух
И детских пальцев теплоту…
.
А утром – настежь! – окна в сад!
И слушать в гомоне ветвей
Невыдуманных мной детей
Всамделишные голоса.
.
Июль 1940. Москва
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . а вот – ссылки на сайты, из которых я взял некоторый сведения и стихи Елены: http://rulibs.com/ru_zar/poetry/sbornik/1/j89.html
https://proshkolu.ru/user/marina5delfin/blog/291262
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . З Н А Й « Н А Ш И Х » ! . . . . . . . . . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/avtor/mc00001
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Сергей Мигаль Екб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/avtor/mc001
'
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.