Интересно марево слов и стихов. Оно ведёт нас

Marks: литературный дневник

_____ Из ничего.
_____ Из бессмыслицы. Из чего-то бессвязного, но трогающего -


Изнанка зеркала
*******************
- Видишь? Зеркальная муть тверда.
Дышишь? Тише, я таю.
- Кто ты?
- Кажется, просто вода.
Слышишь? Я утекаю.
(с) Клер Грин


_____ Трогает. Почему?!
_____ Нет ответа.



Мальчик и смерть (изнанка старой притчи)



Бледный всадник, мальчишка на дымном коне.
-- Я спешу. -- Далеко ли? -- Отстань!
Я бегу. -- Но куда? -- Нараспев, как во сне:
В Испагань. -- В Исфаган? -- В Испагань.
-- Исполняется сон, предвещавший беду?
-- Ты поменьше, прохожий, болтай.
Смерть, глаза золотые, я видел в саду.
И бегу. -- В Исфаган? -- В Испагань.
-- Испугался? -- Наверное... я убежал.
Царский конь, легконогий как лань...
Хлеб и сыр, и вода... В голенище - кинжал...
Я бегу... -- В Исфаган? -- В Испагань.
Из-под нежного века затравленный взгляд.
-- От нее не сбежишь. -- Перестань!
Что ж мне, сиднем сидеть? Что ж мне, криком кричать?
Лучше уж... -- В Исфаган? -- В Испагань.
Исподлобья прищурившись: -- Ты мне знаком?..
-- Может быть. Как гроза, как туман.
-- Этот взгляд золотой позабыть нелегко.
-- Я с тобой. -- В Испагань? -- В Исфаган.
(с) Клер Грин



-... Но если вы дадите себе труд проследить последовательность событий какой-нибудь одной человеческой жизни, то вы должны будете согласиться, что это почти всегда чудесно.
- Очень часто это просто неинтересно. И во многих случаях бывает непонятно, зачем, собственно, так ненужно и бессмысленно прожил такой-то или такой-то человек.
- Я знаю одну биографию, - сказал он, - биографию бедного еврейского юноши из Польши, который родился в семье бакалейщика, но мечтал о карьере портного. Он участвовал в войне, был в плену, сражался, был ранен и после долгих мытарств попал в Англию, где ему удалось стать портным, как он надеялся на это всегда. Он мечтал об этом в сырых окопах, под звуки стрельбы, в госпитале, в плену. И после того, как он получил свой первый заказ, он заболел воспалением легких и умер через десять дней. Посмотрите - какая исключительная последовательность, какой замечательный конец!
- Вы видите в этом проявление какого-то высшего смысла?
Его лицо стало серьезным, блестящие его глаза смотрели на нее чрезвычайно пристально.
- Разве вам это не кажется очевидным? Это был бег к смерти. Он мечтал сделаться портным, как другие мечтают о славе или богатстве. Судьба хранила его, казалось бы, именно для того, чтобы он мог достигнуть этой цели. Он не был убит на фронте, не погиб в плену, не умер от гангрены или заражения крови в госпитале. И наконец, когда его мечта осуществилась, оказалось, что ее осуществление несло в себе его смерть, к которой он так упорно стремился все время. Всякая жизнь становится ясна - я хочу сказать, ее движение, ее особенности - только тогда, в последние минуты. Вы знаете персидскую легенду о садовнике и смерти?
- Нет.
- К шаху пришел однажды его садовник, чрезвычайно взволнованный, и сказал ему: дай мне самую быструю твою лошадь, я уеду как можно дальше, в Испагань. Только что, работая в саду, я видел свою смерть. Шах дал ему лошадь, и садовник ускакал в Испагань. Шах вышел в сад; там стояла смерть. Он сказал ей: зачем ты так испугала моего садовника, зачем ты появилась перед ним? Смерть ответила шаху: я не хотела этого делать. Я была удивлена, увидя твоего садовника здесь. В моей книге написано, что я встречу его сегодня ночью далеко отсюда, в Испагани.
Потом он прибавил:
- Я знаю много случаев, в которых смысл такого движения представляется особенно ясным. Я вам говорил о портном. Вот вам другой пример: русский офицер, участник великой, потом гражданской войны в России. Он провел на передовых позициях шесть лет. Почти все его товарищи погибли. Он был несколько раз ранен, однажды прополз под обстрелом, с двумя пулями в теле, четыре километра. Много раз он спасался от смерти просто чудом. Но он остался жив. Потом война кончилась, и он приехал в мирную Грецию, где уже ничто, казалось бы, не могло ему угрожать. Через день после своего приезда он шел ночью по окраине маленького азиатского городка, упал в колодец и утонул. Подумайте стоило ли тогда ползти под обстрелом, теряя сознание от слабости, с таким страшным усилием, стоило тратить столько несокрушимого мужества и героизма, чтобы однажды ночью утонуть в колодце после того, как все опасности остались позади?
- И вы думаете, что смысл всего существующего сводится к этому смертельному фатализму?
- Это не фатализм, это направление жизни, это смысл всякого движения. Вернее, даже не смысл, а значение.
- Вы посвятили, по-видимому, много времени обсуждению этого вопроса. Вам, наверное, приходилось думать о том, в какой степени ваша собственная жизнь...
Он вдруг еще больше побледнел. Скрипки играли с особенной пронзительностью.
- Много лет тому назад, - сказал он, - я встретил свою смерть, я видел ее так же ясно, как этот персидский садовник. Но в силу необыкновенной случайности она пропустила меня. Elle m'a rate, не знаю, как это сказать иначе. Я был очень молод, я летел ей навстречу сломя голову, но вот эта случайность, о которой я говорил, спасла меня. Теперь я медленно иду по направлению к ней - и, в сущности, я должен быть ей благодарен за то, что она, по-видимому, ошиблась страницей, так как это дает мне счастье смотреть в ваши глаза и излагать вам эти полуфилософские обрывки.
(с) Гайто Газданов "ПРИЗРАК АЛЕКСАНДРА ВОЛЬФА"


_____ "Вернее, даже не смысл, а значение" - Вот именно та мысль, к которой я всё время шёл(!) ЗНАЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ К СМЕРТИ...
_____ И почему это я вдруг наткнулся на эту прозу, если намеревался сделать запись о стихах?...
_____ ЭТО ЗНАК... Наверное Знак.



Другие статьи в литературном дневнике: