Юродивого трудно лишить голоса..._____ Практически невозможно. Иван IV Грозный почитал и даже побаивался Василия, «яко провидца сердец и мыслей человеческих», принимал его у себя во дворце, посетил перед кончиной (2 августа 1552) и сам нес гроб до могилы. На месте погребения, которое совершал митрополит Макарий, на кладбище Троицкой церкви, «что во рву», царь велел выстроить Покровский собор в память покорения Казани. Над гробом юродивого в тот год, когда его причислили к лику святых (1558), был устроен придел, давший собору второе, более популярное имя («Храм Василия Блаженного»). Церковь отмечает память святого в день его кончины 2 (15) августа. С конца 16 в. власть начинает все более подозрительно относиться к юродивым. В 18 в. Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина святости стали блаженная Ксения Петербургская (18–19 вв.) и блаженный Николай Рынин (19 в.), канонизированные в 20 в. _____ Особо бросилось в глаза "В 18 в. Синод запретил канонизацию блаженных". Однако нигде не было такого количества святых-юродивых, сколько на Русской земле. Ни одна страна не может представить такого обилия юродивых и примеров такого необыкновенного отношения к ним, как Древняя Русь... В продолжение лишь трех веков (ХIV-ХVI) на Руси насчитывается не менее 10 юродивых святых, тогда как в общем списке святых Православной Церкви в течение 5 веков (VI-Х) не более 4 юродивых святых, принадлежащих различным странам. Из русских иноков и священников подвиг юродства принимали на себя преподобный Исаакий Затворник, преподобный Михаил Клопский. иерей Максим Тотемский. Первый из них стал юродствовать после семилетнего подвига затвора: оделся во власяницу и начал по миру ходить, представляя себя безумным, все терпя, принимая раны и наготу и холод день и ночь. Святой Исаакий был одним из первых юродивых на Руси (умер около 1090 г.).
"Аще кто хощет ко мне ити, да отвержется себе" (Матф., XIV, 24, 25). © Copyright: Marks, 2005.
Другие статьи в литературном дневнике:
|