***

Ксения Чекоданова: литературный дневник

Сегодня предстоит доесть последнюю партию новогодних яств, расползшийся по тарелке студень, прокисший салат, почерневшую картошку. Также придется вылить в раковину , содрогаясь от омерзения, полбутылки три дня назад пузырившегося шампанского.
Основное новогоднее действие близится к завершению. Оно заключалось в попытках потратить всю имеющуюся наличность на китайские сувениры, долгого приготовления к новогодней ночи и собственно ночи, состоящей из застолья, перемежающегося всплесками энергии. У кого она выливается в танцы, у кого - в драку, у кого - в пускание петард, у кого - в мучительную борьбу со сном. Мой вариант - последний.
Есть, конечно, в этой ночи и позитивные моменты. Случаются в новый год приятные подарки, встречи, знакомства. Но утром , понимаешь, обман все это. Никакого волшебства, потому что ничего Новый год не меняет. В линейном измерении времени, при котором только причины и следствия имеют значение, новый год вообще ничего не значит, Так, условность. При цикличном восприятии времени все по кругу ходит. Что было раз, то снова повторится. В начале года все начинается, а к концу года все завершается с отягощением, чтобы вновь начаться.
Так кто же придумал новый год? Если речь о календаре - то Юлий Цезарь. Это он, несгибаемый римлянин, повелел Созигену рассчитать названный потом в его честь календарь и ввел его в 45 году до н . э., посвятив первый месяц нового года двуликому Янусу, богу порогов и дверных проемов, в в переносном смысле - всяких переходов, в том числе и календарных.
Первый месяц нового года - январь. День начинает увеличиваться, и это обнадеживает. Год на лето повернул, и весна придет. Неминуемо. Солнечный Феб позаботится об этом.
Потом христиане инициативу перехватили, приурочив к зимнему солнцевороту Рождество Спасителя ( 25 декабря). Во всех христианских странах праздновали Рождество Христово примерно одним образом, связывая с рождением Иисуса надежды и чаяния на поддержание жизни, но какой. Какой, какой? Конечно, долгой, сытой, довольной, изобильной. Оттого и ели много, и пили, и веселились, пожелания друг другу добрые говорили. А желали что? Чадородия, долголетия и изобилия, богатства всякого. Рождественская обрядность у всех народов на это нацелена, и тоже понятно почему. Ведь Рождество у христианских народов пришлось на праздник зимнего солнцеворота (21-22 декабря). Христианский праздник солнцеворот постепенно вытеснил, но символику его и обрядность сохранил. Солнце ли родилось, Христос ли родился, все равно новая жизнь началась. Пусть она будет хорошей и счастливой, а , значит, долгой, сытой, довольной, изобильной.
Другие народы, тоже на небо поглядывавшие, где там луна , где солнце, новый год праздновали по своим календарям, лунным, солнечным, лунно-солнечным. У всех народов Новый год - это праздник начала и завершения цикла, у кого с землей связанный, у кого со скотом и его приплодом. У кого - с чем.
И так шло, ехало, никому не мешало. Испокон веков жили-не тужили. Но пришли большевики и все переменили. Рождество и елку они запретили как вредный обычай.
А Новый год сделали праздником подведения итогов, наставления и воодушевления масс.
В 1936 елку вернули, но уже как новогоднюю, а не рождественскую. Знаком к возвращению было появление статьи товарища П. Постышева с названием "Верните елку советским детям". Постышев впоследствии был репрессирован и в 1938 г. расстрелян , не за эту статью, а для профилактики. Сталин тогда чистил свои партийные конюшни, ну, и пострелял немало соратников.
Уже после войны в 60-70 -е годы сложилась советская традиция празднования Нового года. Непременное шампанское, оно было в дефиците и появлялось в новогодних наборах на предприятиях или доставалось в новогодних очередях. Украшали стол абхазские мандарины, часто еще зеленые, но все равно новогодние. Им особенно радовались дети, которых всю первую декаду января государство отправляло на елки по профсоюзным билетам в Дома и Дворцы культуры, где дети смотрели представление по специально разработанному новогоднему сценарию и получали новогодний подарок, состоящий из нескольких шоколадных конфет, леденцов, шоколадного батончика и пары мандаринов. Центральным событием представления было -"зажигание елки". Украшенная лампочками Ильича, выкрашенными в разные цвета, елка зажигалась, когда дети три раза громко кричали: "Раз, два, три, елочка гори".
Главная елка страны была в Кремле. Она проводилась в Кремлевском дворце съездов.
Когда появились телевизоры, советский народ стал поднимать бокалы под пришепетывание партийных руководителей, демонстрируемых на экране, а до этого - под их речи, которые неслись из радиоточки.
В эпоху брежневского разномыслия не все советские люди под первый бокал шампанского, а потом под водочку, сидя за столом, слушали длинные речи руководителей. Некоторые из них стали встречать новый год на даче или уезжать в лес на лыжах. Эти отважные лыжники итоги подводить не хотели, а, если подводили, то неутешительные.
А потом началась перестройка. И вот уже в новейшее время сложилась традиция - уезжать под Новый год из страны. Еще при Ельцине в разоренном нашем Отечестве с рухнувшими заводами, развалившимися колхозами были введены новогодние каникулы.
Все, у кого есть деньги, теперь покидают страну недели на две и возвращаются посвежевшими и загоревшими. В новогодние дни они ныряют с аквалангами в Красном море, катаются в горах Австрии, Италии, Франции, загорают в экзотических странах. И мне это нравится. Я бы тоже уехала куда-нибудь подальше, но в этом году не получилось, потому что закончилось действие моего заграничного паспорта , да и денег я не подкопила. Но в следующем году непременно уеду. И еще подумаю, стоит ли возвращаться. Почему? Потому что я не могу жить в стране, где все так перепутано. Судите сами.
Получается полная неразбериха. В стране, где православие - чуть ли не официальная доктрина, государство вводит новогодние каникулы, искушая свой народ праздностью, ведущей к обильным возлияниям. Я знаю, почему так происходит, потому что на самом деле все это профанация, и православие, и новогодние праздники. А ведь многие мои соотечественники говорят, что они православные верующие. Они носят золотые кресты на груди, венчаются в церкви, при случае истово осеняют себя крестными знамениями, а их жены вечно постятся, ездят по монастырям, где ставят свечки к иконам и молятся, молятся. Они не могут отправляться на каникулы. А они отправляются.Их христианский долг - поститься и готовиться к светлому празднику - Рождеству Христову. Он должен для них наступить 7 января. И только потом они могут разговляться, выпивать и закусывать. То есть не имеют права наши православные сограждане праздновать Новый год. Он для них наступит только 13 января. А это уже рабочие дни.
Почему такая неразбериха получается получается? Потому что церковь живет по юлианскому календарю, а страна наша -по григорианскому. По григорианскому также живут католики и протестанты. Боюсь, что нашим православным депутатам, а также Путину и Медведеву это неведомо, иначе бы они, как Юлий Цезарь, реформу учинили. Или церковь на григорианский календарь перевели, или государство - на юлианский. Но это пусть они сами решают. Мое дело лишь подсказать, вот я и подсказываю.
А пока, они этого не сделали, я думаю, может, и мне куда податься,в следующем новом году, например, в те страны, где новый год празднуют в другое время , например, сентябре, и где после нового года идет не старый новый год, а дни покаяния. Это я про Израиль.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.01.2011. ***
  • 11.01.2011. ***
  • 04.01.2011. ***
  • 02.01.2011. ***