ТочьтоЖизнь человеческого существа --- оставляет о себе воспоминания, память, которая продолжает долго, а порой бессмертно, жить в людях. (Академический толковый словарь русского языка. Том 1. А – ВИЛЯТЬ. -Лариса Шестакова, Анна Кулева, Леонид Крысин, И. Нечаева) Полная смерть и полное забвение мыслятся в социуме как бесследное исчезновение. Репрессивные действия в отношении человека, направленные на его физическое или символическое уничтожение, подразумевают также ритуальное уничтожение следа. В этом контексте можно рассматривать полное уничтожение останков умершего. Фразеологизмы стереть с лица земли, развеять пепел по ветру первоначально были связаны с религиозным дискурсом: первые христиане верили в то, что подобные действия лишают человека возможности воскреснуть. Таким образом, это рассматривалось как жесточайшее наказание, с помощью которого достигалась полнота смерти человека (т.е. без последующего воскрешения). Символическое уничтожение следа производится также посредством операции с памятью, т.е. вычеркивания образа человека (живущего или умершего): вычеркнуть, выбросить, выкинуть из памяти. Желаемая цель такого действия – забвение. Фраза: Я вычеркнула его из твоей памяти – синонимична фразам: Он больше для меня не существует; Он умер для меня. Фраза: Чтобы следа твоего здесь больше не было!, произносимая в ситуации резкого разрыва отношений (иногда сопровождается жестом руки, указывающей на дверь), импликативно связана с символическим актом вычеркивания из памяти: ничего не должно напоминать говорящему о том, что адресат речи существует / существовал в его / ее прошлом. Показательно также, что в «сильных» проклятьях: Сгинь, нечистая сила! Пропади все пропадом! – используются предикаты, в толкования которых включен компонент 'исчезнуть бесследно'. Соииум также предает забвению, т. е. вычеркивает имя из коллективной памяти в качестве репрессивной меры. Это передается фразеологизмами: вычеркнуть чье-л. имя из памяти; предать кого-что-л. / чье-л. имя забвению. В области культурных практик это находит воплощение в переименовании городив, улиц, площадей; в уничтожении портретов бывших лидеров, подвергшихся репрессии (действо, популярное при недемократических режимах, во время революций), в демонтаже памятников и т. д. В подобных социальных актах угадываются религиозные аллюзии. «Правильно прожитая жизнь» предполагает, что человек должен оставить по себе / после себя след. Символическое уничтожение следа как бы приводит к уничтожению пройденного человеком пути, лишая его возможности стать предшественником и иметь — тех, кто пойдет по его следам. Вероятно, здесь играет роль библейская метафора Традиционного пути, в котором ценится первенство и первородство, Арутюнова 1997а, с. 56. В этом случае уничтожение следа обозначает продолжателей начатого им дела или последователей, духовных наследников также и уничтожение пути как такового, который никому не дано повторить. И в религиозных, и в социокулыурных практиках смерти и забвению противостоит идея сохранения следа, что связано с представлением о символическом продлении жизни или неполной (неокончательной) смерти: Нет, весь я не умру... Сохраненный след гарантирует и от полной смерти, и от полного забвения. Сохранение следа умершего обеспечивается ритуалами (как религиозными, так и светскими, гражданскими): создание могилы, установка памятника, увековечивание имени, хранение фотографий и личных вещей, их музеефикация и т. д. Память также выполняет ритуальную функцию: она хранит отпечатки, следы, образы, уберегая от полного забвения. Хранение следов, образов в памяти связаны с представлениями о вечности и бессмертии. Включение в память соотносится с включением в вечность. .. Память об умерших близких, в первую очередь о матери и об отце, имеет особый сакральный смысл, который находит выражение в вербальных действиях, например, в перформативном акте клятвы памятью матери или отца. В его основе лежит представление о том, что у большинства людей образ святого, священного, сакрального отождествлен с образом матери (в первую очередь, возможно, это связано с представлением о большей уникальности матери и ее роли в жизни детей, ср. поговорку: Отцов много, а мать одна), а также с образом отца. Это представление устойчиво проявляется в языке и культуре. Так матерью часто называют все наиболее значимое, имеющее для человека сакральный смысл, например: мать сыра земля; родина-мать; Волга – всем рекам мать; Москва – всем городам мать. Образ отца связан с представлениями об отчем доме (ср. также этимологию слова Отечество), о правилах, заповедях жизни, наследуемых от отцов, ср.: жить по заповедям отцов, отцы наши не делали этого и нам не велели. Память об отце, о матери часто сопровождается эпитетами: святой, священный, самое дорогое, ср.: .. Бессмертие в социуме может выступать как награда памятью, как плата .. К выделенным местам памяти относится любовь. Любимый обладает обязательным свойством незабвенности: память любящего хранит образ незабвенный, незабвенные черты. Фраза: Я тебя никогда не забуду, сказанная любящим, например, при расставании, синонимична фразе: Я тебя буду всегда любить. .. Память мыслится так же, как телесный орган. .. Любовь концептуализируется как невозможность забыть любимого человека, она связана с регулярным припоминанием любимого, воспоминанием о нем. Хранение в памяти образа любимого/любимой согласуется с хранением верности и любви к нему / к ней; окончание любви — с забыванием/забвением. .. Не будь у нас памяти, мы совсем не имели бы представления о... той цепи причин и действий, на которых состоит наше я, или наша личность, Юм 1965, т. 1, с. 377]. Благодаря памяти идентифицируется также другое лицо, другой объект. .. Память выступает как реинкарнационное пространство, как пространство инобытия. Тем самым в языковых употреблениях проявляется символическая природа памяти, формирующей область трансцендентных смыслов .. «...помнят только те животные, у которых есть ощущение времени, причем помнят тем же, чем и ощущают», Аристотель 2004, с. 161 162. \Память в языке и культуре. -Наталья Брагина\ {Обыватели радовались, что Конец Времени не произойдет, потому что он уже состоялся, это было просто и понятно, в такое всегда легко веришь. Тем более, если тебе это доказывают так ловко .. Мы обязаны бережно собирать его, хранить и почитать, потому что в нем – память об ушедших и образец для подражания. Помните: их души глядят на нас с небес. Трудитесь честно и старательно, .. и как этим духом переполнилась атмосфера в тот день, когда Конец Времени не состоялся, и великая битва унесла жизни несметного числа воинов Добра (Машины времен. -Виктор Ночкин) ..самыми важными последствиями для решения нашего вопроса. Я прекрасно понимаю те возражения, которые мне могут выставить против подобного ограничения женской памяти сферой половой жизни и жизни рода я уже предвижу грозный поход женских школ против меня. На все это можно будет ответить только впоследствии. Здесь же я опять напомню, что под памятью, которая является действительным орудием психического познания индивидуальности, можно понимать память о пройденном только тогда, когда пройденное вполне совпадает с пережитым. (Секс и характер. -Вейнингер, Отто)} © Copyright: Денис Побединский, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|