Работы американского фотографа Джоэла-Питера Уиткина откровенные,
намерянно шокирующие,
сами по себе - аллегорический вызов, провокация к чувствам...
Стиль Уиткина условно определяем как барочно-сюрреалистический.
Оттолкнувшись от реальности, причем в самых мракобесных ее проявлениях,
художник сублимирует ее до такого состояния,
что она рвёт все связи с миром и воспринимается сторонним взглядом как чистая абстракция,
воплощение особого измерения, хтонического языка, кичащегося своим уродством.
Свои модели Уиткин ищет в моргах, домах престарелых, на улицах и по объявлениям в интернете:
среди них калеки, гермафродиты, ампутанты, андрогины, трансвеститы, инвалиды и человеческие трупы.
Он не щадит зрительские нервы и эмоции.
Табу - слово не из его лексикона.
Все творческие камлания Уиткина - это поиск ответов на вопросы:
существует ли грань между жизнью и смертью,
красотой и уродством, нормой и извращением?
Или разграничение этих понятий - одно из заблуждений,
веками тиражируемых самим человечеством?
Уиткин родился в 1939 году в Бруклине, в семье итальянки-католички и иудея,
русского по происхождению.
Джоэла воспитывали в строгих религиозных рамках,
что сильно повлияло на его мировоззрение.
Впервые Уткин стал свидетелем смерти, увидев аварию, в коей погибла девочка.
Эта трагическая история передается из уст в уста: отрезанная голова девочки упала к ногам 5-летнего Джоэла.
По легенде Уиткина, на ярмарке в Кони-Айленд он встретил трехногого человека, гермафродита и женщину-курицу, которые и стали его первыми моделями.
С этого и началось творчество.
Далее был период работы помощником у профессиональных фотографов и служба в армии, где Уиткин не оставлял своё увлечение фотографией.
Здесь он вновь обращается к теме смерти - фотографирует жертвы аварий, самоубийств.
Его работы обладают невероятной внутренней энергией.
Их естество - постоянный диалог с классиками мировой живописи - Гойей, Веласкесом, Босхом, Миро, Ботичелли и Пикассо.
Постоянным источником вдохновения для художника всегда была и остается Библия.
Перед тем, как начать свою работу в студии, Уиткин делает традиционный для художника эскиз на бумаге, подробно разрабатывая сцены и детали.
После окончания фотосессии, он надолго пропадает в темной комнате,
где проявляет, а затем исцарапывает негативы, добиваясь своего фирменного эффекта.
Так рождается произведение искусства - фотография.
Уиткин позволяет нам увидеть созданный им мир,
одновременно пугающий и впечатляющий,
разрушая наши сложившиеся представления о сексуальности и физической красоте,
о терпимости и разнообразии человеческих проявлений.
Как говорит сам Уиткин: "Я не стремлюсь делать что-то шокирующее, сенсационное или моральное.
Напротив, мои работы говорят о красоте жизни и ее бренности, о морали и даже о бессмертии".
И этим словам можно доверять потому, что в жизни сам Уиткин -
это воплощение жизнелюбия и иронии к себе и окружающим.
Провокативность его творчества - не самоцель. В ней нет ничего общего с желанием добиться внимания и популярности любыми средствами. Для Уиткина - это естественный способ выражения своих идей, фантазий, образов.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.