О книге Ал. Гениса Уроки чтения

Люба Новикова: литературный дневник

Генис, Александр Александрович
Уроки чтения: камасутра книжника. - М.: АСТ, 2013. - 349 с. Тир. 4000 экз.
Представлена так:
"Написанные со страстью и юмором "Уроки чтения" служат детальной инструкциейпо извлечению наслаждения из книг. Все 35 уроков лит. гедонизма наглядны, увлекательны и полезны. Освоив их, каждый окончит школу чтения, которое, по твёрдому убеждению Гениса, сулит "Общедоступное ежедневное счастье - для всех и даром".
Из С О Д Е Р Ж А Н И Я
стр.
5 - Благодарность
7 - Литературный гедонизм
16 - 1. Начало
24 - 2. Шкала языка
34 - 3. Книги мёртвых
44 - 4. Пишется как слышется
53 - 5. Тяжба
62 - 6. Место и время
71 - 7. Блудень. Трудные книги
80 - 8. Летнее чтиво
89 - 9. Говоря о Боге
99 - 10. Карандашу
108 - 11. Как и словно
117 - 12. Флогистон
126 - 13. Археология смеха
136 - 14. Путевое
145 - 15. Дух на коне
154 - 16. Когда бог с маленькой буквы
163 - 17. SVOE, NO CHUZHOE _ (ад - это другие)
172 - 18. Толстые и тонкие - это о книгах
182 - 19. Контакт
192 - 20. Перипатетик
202 - 21. Живой труп - о смерти, вампирах...
212 - 22. Джентрификация
222 - 23. Факт - нонфикшн = невымышленная лит-ра. Это культурологическая проза.
232 - 24. 2012 - апокалипсис...
242 - 25. Диссидент - Герцен, Солженицын, Абрам Терц...
251 - 26. Стар и млад - о детской лит-ре
261 - 27. ДНК - о русской словесности, национализме (см. ниже)
271 - 28. Амаркорд - внутренняя (интимная) память. Из подсознания. Пруст...
280 - 29. Своими словами
291 - 30. Касталия
301 - 31. Шибболет
311 - 32. Просто проза
321 - 33. Катай
330 - 34. Крестины
339 - 35. Конец
- - - - -
Зять принёс мне эту книгу, которую начал читать, увлёкся, но...
Значит, мне надо её скорее прочесть.
А я вчера читала / перечитывала Умку и хотела заниматьсч этим в июне и - до отъезда в Крым. Снова не получается.
И до отъезда в Крым надо рассмотреть стихи БЖ - хотя бы за апрель!... Подробнейшим образом! Это очень интересно! Мне - ОЧЕНЬ.
А Гениса прочту, конечно.
- - - - - -
Конец июня 2019.
- - - - - -
ВЫПИСКИ / цитаты
Стр
9 в – По-настоящему мы знаем то, что умеем. Только целостное – а не головное – знание преобразует чел-ка радикально и навсегда…
12 в – Жизнь без канона – новый опыт.
Общий язык – контекст.
Если русское поле цитат составляли книги, то американское – фильмы, песни, сериалы, звёзды.
Сегодня, однако, это универсальный набор… (и далее - !!!)
Демократизация культуры.
Случайные авторы в школьной программе. Хорошие. Но это – не канон, а хор. компания.
Произвол пресекает традицию.
13 в - …Вместо методов анализа – набор результатлов.
13 с - …Школа должна научить не тому, что , а тому. Как читать,
Влюбиться в книгу!
13 н – Чтению учат как всему остальному: осваивая азбуку, исследуя связи, понимая цели и оценивая средства, но главное – ставя себя на место автора.
Перенять опыт.
14 с - …нащупать нерв книги и отличить его от сюжета.


16 НАЧАЛО


17 с – Постмодернисиская революция освобождает читателя от навязчивости автора.
18 с – Первая фраза для нас важнее последней.


2. ШКАЛА ЯЗЫКА


27 с – Гоголь – восторг, которым нельзя не делиться
Гоголь для нас был лучше водки: он пьянил исподтишка.
27 Н – Гоголевские казаки не вне морали, они – до морали это делает их зверски свободными.
29 с - …настоящее достойно иронии (А-У)
32 с – Лишённый дара слова, он заперт в своём бесцветном, безъязыком мире
Добычин. "В городе Эн". Это книга об открытии литературы, отказавшейся от самой себя.
Добычин создал слепой мир без литературы.
Этот автор исчез в 1936 г.


3. КНИГА МЁРТВЫХ


34 н – Классическое образование , в сущности, заключалось в том, что каждое событие обзаводилось аллегорией, а каждое имя – античным псевдонимом.
35 в - …я никак не могу начитаться (об античной лит-ре от Гомера до Апулея).
36 в – 7 трагедий Софокла! (ЗНАТЬ!)
36 н – Читая (современную лит-ру) я всегда возвращаюсь к Аристфану: в мире нет никого живее.
37 н – Древний текст – магнит для комментариев. К-рых, по-м-му, не бывает слишком много.
54 с – Повторяясь, стихи заводят, поднимают и ввергают в экстаз.
Библия, словно песенник, требует не чтения, а соучастия.
55 с – Библия – живая машина нравственности.
56 н – Библии жанр – трагедия.
Теодицея – критерий религии. Т: .....
Я понимаю, что такое карма, но отвечать за предков – как-то уж совсем по-сталински.
Матемпсихоз требует не меньше веры, чем загробное воздаяние.


6. МЕСТО И ВРЕМЯ


63 в – Явный вымысел больше нуждается в протезах достоверности, но я все книги читаю с картой.
64 с – поэзия Бродского – искусство локального.
69 с – В 1-й раз мы пытаемся понять, во 2-й – что сказал.
...Это не случай – это дар. Благодаря ему метафоры растут и плодятся, рифмы притягивают подспудный смысл, аллитерации его усложняют, ритм прячет усилие, строфа завершает в целое, и стих-ние разгоняет мысль до уровня, недоступного пешему ходу прозы. В спешке Бродский видел цель поэзии.
...Для Пастернака стихи были губкой, для Бродского – ускорителем.
...В Америке поэзия Бродского осталась без своих, всё понимающих читателей, а другие не смогли оценить ее виртуозные па.
70 н – Бродский написал «Колыбельную» в 35 лет. Хороший возраст. Как у Данте. Но половины не вышло: 70 Бродскому исполнилось только после смерти.


7. БЛУДЕНЬ. ТРУДНЫЕ КНИГИ.


72 н – Счастье в том, что одно не отменяет другого.
75 в – Про необычное пишут журналисты… - писатели рассказывают о заурядном. (Джойс)
79 end – После Джойса все книги кажутся простыми – и многоголосый Фолкнер, и много томный Пруст, и многоумный Кафка, и многословный Манн, и молчаливый Беккет.
Только Платонов труднее Джойса… писал не по-нашему.


8. ЛЕТНЕЕ ЧТИВО


80 с - …приходит момент счастливый, как потеря невинности: мы учимся читать.
81 н – Пафос порядка одушевлял эти книги (приключения). Но неотразимыми их делали детали.
...Приключенческий стиль. Как поэзия акмеистов, любит конкретное.
82 н – Точность всегда говоритвскользь. И ч никогда не пропущу несписанной детали.83 в – В них (стар. приключ. романах) чувствуется прикосновение странной и непридуманной жизни. Для меня экзотика – это лит-ра, выросшая до осязания.


9. ГОВОРЯ О БОГЕ


90 в – У лит-ры. да и у чел-ка, нет более увлекательного занятия, чем выбраться из себя и познакомиться с непознаваемым.
92 в – У Кафки: Чрезвычайно мучительно, когда тобой управляют по законам, которых ты не знаешь.
92 с – Замок (Кафки), - сказал Оден, - наша Божественная комедия.
94 н – Кафка смеётся над собой, над нами, над К., который способен описать высшую реальность только через низшую и привычную.
96 н – Главное у Кафки – провокация истины. Он вопрошает её…!!!


10. КАРАНДАШУ


99 н – Я подчёркиваю то, что восхищает, и то, что раздражает, и то, что понятно до боли, и то, что непонятно до злости.
...Розанов: Всё лучшее я написал на полях чужих книг.
...И это понятно: зависть бросает вызов.
100 с – Любовно прочитанная книга - палимпсест. Разбирая ео, я погружаюсь в археологию собственных знаний.
…я всегда ставлю дату чтения.
100 н - …книга должна быть своей: чужую надо возвращать и стыдно пачкать.
101 в – Библиотекой надо не владеть, а пользоваться…


11. КАК И СЛОВНО


112 в – Олеша. Ни дня без строчки («Любимая до обожания» Ал.Г)
114 н – Это как с рифмами: отчасти неизбежные, отчасти произвольные, они проговариваются и о том. Что поэт сказал нехотя.
Помня об этом, Данте никогда не рифмовал высокого с низким.


12. ФЛОГИСТОН


118 н – Советский опыт – судьбообразующий, и чего бы я ни насмотрелся в новой долгой жизни, на дне души расположилась жаба подсознания, которой я дорожу, как снами, хотя и среди них встречаются кошмары.
119 с – Нет такой системы, чтобы я в неё вписался.
…чтобы они поместились в видоискатель любви и ненависти. Но Я противоречит любым обобщениям, включая собственные.
120 в – Со временем надежда мелеет, но восторг остаётся.
120 н – Моя философия – неопределённая и ситуативная. Она кормится за чужим столом, предпочитая шведский завтрак.
121 с – Для меня ф-фия квантуется, как яйца в корзине, и каждый может выбрать себе фрагмент по вкусу. Но для этого ф-фию нужно читать так же точно так же, как любую другую книгу: не ради правды, а ради удовольствия.
121 н – «Гениальная болтовня» - не только «Евг. Он-н», это всё, что написано с любовью к свободе и доверием к себе.
123 в – У Хайдеггера бытие говорит сквозь Гёльдерлина. Из разочаровавшихся ф-фов получаются превосходные авторы. Например – Т.С.Элиот.
124 с – Шопенгауэр – ф-ф, смертельно напуганный жизнью,


13. АРХЕОЛОГИЯ СМЕХА (А-У!!!)


127 в – Остроумию нельзя научить, шутку – растолковать, юмор – исследовать.
127 н – Цезура перед кодой … - ?
129 в - …всё смешное, что прочёл в жизни, держится в памяти вроде татуировки
129 н – Гончаров. Очерк «Слуги старого времени»
130 с - …приём… «полива»: семантика, взятая в заложники фонетикой, водоворот случайных ассоциаций, буйный поток приблизительной речи, свальный грех словаря. Сейчас бы я добавил – заумь рэпа. Его великим мастером был Веничка Ерофеев .(«Вальпургиева ночь») – для БЖ!!!
130 н – Смешной эту полувнятную – но всё же с диссидентским оттенком – бессмыслицу (Венечка Ерофеев вырастил) делает радость бунта. Восстав против тирании смысла, революционная речь сооружает баррикады, находя новое назначение прежним словам. Их скрепляет грамматика – и экстаз опьяневшего от свободы языка.
132 с – смехвыражает восторг веры от прыжка в сторону. Беккет возводит юмор в куб с помощью трёх «не»: невольное, непредсказуемое, неизбежное.
133 в – Гений юмора в том, что он возвращает нам парадоксальную человечность и выводит к новому.
133 с – Завязший в традиции разум не даёт нам её преодолеть, юмор её сносит, ибо он умеет сменить тему. (Поэтому не смеются фанатики – они никогда не меняют темы.)
134 с – Всякая неожиданность нас либо пугает, либо смешит.
134 н – У юмора… нет своего места, потому что он всегда вместо – вместо того, что нельзя сказать или даже крикнуть.


14. ПУТЕВОЕ


137 с - …Драма кончилась, пафос иссяк, уникальное стало тривиальным, и впечатления вытеснили переживания.
138 в – 2 Т: Бедекер –
Травелог – ... .......
139 с – Только загнав готовое восприятие на задник ума, мы способны принять увиденное таким, каким его никто не видел. Удавшееся путешествие – сенсорный сбой от столкновения умозрительного с очевидным.
140 в – Писать… трудно… обо всём, что смешивает плоть с духом в той же неопределённой пропорции, что боль, спорт и неплатонической связи. Выход – в откровенности, без которой невозможна любая интимность, но прежде всего – поэзия.
140 н – Чужие слова помогают кристаллизировать свои впечатления, сделать их опытом, меняющим состав души.
141 в – Поэзия есть безответственный произвол, ограниченный метром, но не повествовательной логикой.
141 с - ..лучшая путевая проза – поэзия, прежде всего та, что писал Бродский.
142 в – Не впечатлениями дарит нас дорога, а состоянием. Путешествие – опыт самопознания: физическое перемещение с духовными последствиями.


15. ДУХ НА КОНЕ


153 в – трудно писать о том, что многие помнят – не так, как ты. Выход в том, чтобы историк, как поэт, настаивал на своём.


16. КОГДА БОГ С МАЛЕНЬКОЙ БУКВЫ


161 с – То, что не нуждается в цели, несёт оправдание в себе самом и приближает нас к экстазу – как пьянство, дружба и любовь.


17. SVOE, NO CHUZHOE


165 с – Но тогда всё звучало иначе, и в чужом различалось своё.
168 н - …только в России встречались гениальные переводчики. Гиганты, обладавшие интуицией свободы и чутьём к резонансу, они, воссоздавая чужую прозу, ковали стиль языка и жизни.
169 в – Перевод замещал то, что власть запрещала.
169 с – Нового Гоголя мы нашли себе за границей. Звали его Маркесом.
171 в – Правда, конечно, разрушает иллюзии, но ложь умеет ещё и строить – и пирамиды, и Днепрогэс.


18. ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ


174 в – левиафаны Джойс и Музиль.
174 с – любимый ненаучно-фантастический роман Джека Финнея «Time and Again» (в переводе «Меж двух времён»)
175 н – Чтобы не выглядеть вульгарными и дерзкими, эти книги никогда не обходились без иронии.
Драму разворачивает сюжет, но на уровне предложения письмом заправляет степенное, чурающееся лаконизма, остроумие.
177 в – Т: наррация – ... ........
180 с – Сегодня хорошее кино умеет рассказывать лучше писателей, п.ч. лучших оно переманивает к себе. Экран сгущает и экономит.
180 н – Призвание ТВ – та роль, которую раньше играли толстые книги.

19. КОНТАКТ


183 с – Центральный конфликт – контакт неравных.
184 в, с – У Стругацких учителем был Ж.Верн, который первым открылбезошибочную формулу жанра: техника и юмор.
185 с – Все читатели Стругацких хотели бы работать а НИИЧАВО, как все поклонники Роулинг мечтают учиться в Хогвартсе.
185 н – Все, кого я люблю читать сегодня, выросли на Стругацких – и Пелевин, и Сорокин, даже Толстая.
186 с – Стругацкие глядели в корень… Их символом веры был труд – беззаветный и бескорыстный субботник, превращающий будни – в рай, обывателя – в коммунара, полуживотние – в полубога.
189 в – Мужская цивилизация плодит мёртвую технику, которая искореняет поддерживающую нас жизнь.
189 н – Различия между механической и биологической эволюцией определяет не история, а пол, не культура, а природа. …Мужчины строят, женщины рожают – они и есть будущее.
191 end – Ведь в войне с будущим у нас нет шансов ни понять, ни уцелеть.


20. ПЕРИПАТЕТИК


192 н – Monkey brain, - утешил он (настоятель монастыря) меня и отправил
Медитировать в лес.
193 н – Цветаева видела замысел муравейником, куда каждая минута, подчиняясь творческому инстинкту, сносит свои впечатления.
195 с – Черчиль, когда авторы дарили ему свои опусы, вежливо отказывался.
- Я читаю, - либо за деньги, либо из удовольствия.
В первую категорию входят профессионалы – филологи, во вторую – все остальные, любители. Беда в том, что начав, как все, вторым, я горячо мечтал стать первым.
- - - - - -
- - - - - -
267 в - Сегодня каждая из этнических констант кажется предрассудком наивного XIX века, не догадавшегося, что они-то и приведутего к катострофическому концу.
269 в - В ХХ в национальность сменили политика и религия.
269 н - С каждым следующим поколением удельный вес национального падает... Одетая в одинаковые джинсы планета подозревает в национальности пережиток. Иногда - драгоценный, как хорошие манеры, чаще - омерзительный, как футбольные хулиганы.
270 с - Аристократы не чванятся, чем они и отличаются от нас, разночинцев.
Анекдот (с бородой):
Один француз - любовник, двое - дуэль, трое - революция.
Один русский - поэт, двое - дуэт, трое - академия наук.

28. АМАРКОод


272 в - теоретик памят Анри Бергсон
н - ...и стоит нам отвлечься от трудов и бдения, как невольные воспоминания берут реванш, п.ч., как всё бессознательное, они сильнее разума. С каждым годом они побеждают всё чаще. ...и незанятый мозгостаётся беззащитнымперед вторжением незначительного, бесполезного и незабываемого опыта.
273 с - Автобиография - искусство публичного подсознания. Интересной её делает не искренность и достоверность, а резонанс прошлого с настоящим, придающий любому воспоминанию аромат подлинности и привкус счастья.
275 в - Итак, память - искусство, Мнемозина - мать муз и счастье - в пережитом, насладиться которым мы можем, прибавив к испытанному - осознанное.
276 с - Писатель - это искусный читатель своей жизни.


29. СВОИМИ СЛОВАМИ


280 н + в - ...писатель должен сократиться.
...литература может выжить, увеличивая удельный вес написанного (...от прозы - к стихам).
281 с - Поэзия - спецхран сгущённой словесной материи.
Рифма, ритм и грамматика меняют онтологический статус речи. То, что в прозе - факт, в стихах - истина, тающая в переводе.
Поэзия, - отрезал Форст, - всё, что утрачено в переводе.
282 с - Переводчик нужен всем.
Сам я по гроб обязан за Верлена и Рильке, Эренбургу - за Вийона, Вере Иарковой - за хокку, ... и всем сразу - за старых китайцев, древних римлян и вечных римлян.
н - о синонимах в переводах - !!!
284 н - Фрост: писать стихи без рифмы подобно игре в теннис с опущенной сеткой. Звук - третье измерение поэзии - открывает сокровенный смысл и прячет его в чужом языке.
286 с - Фрост: Стих-ние должно работать на собственной энергии, как тающая льдинка скользит сама собой по раскалённой печи.
287 с - ...пересказанные книги лучше прочитанных... (мама пересказывала!)
288 н - Лучше всех о переводе написал Бабель.


30. КАСТАЛИЯ


296 с - Игра в бисер... ищет






Другие статьи в литературном дневнике: