Марина Клеймиц - петербургский поэт

Люба Новикова: литературный дневник

Читаю любимого петербургского поэта Марину Анатольевну Клеймиц.
Мне подарил её книгу стихов 2 июня 2010 года Виталий Головкин в музее Льва Гумилёва. Это "Избранное". - М.: Изд-во ИКАР, 2008. - 372 с. Тир. 1000 экз.
Книга составлена и отредактирована автором.
Художник Анатолий Клеймиц (старший сын поэта)
Из С О Д Е Р Ж А Н И Я
стр.
4 - Вступительное слово Бориса Энгельгардта, художника
6 - Петербург (10 ст.)
15 - Из первой книги (32 ст. и циклы: "Деревья" из 8 ст., "Моё время" из 6 ст., "Под знаком Луны" из 8 ст.)
49 - Как резко стало не хватать тепла...
61 - Ряженые (игра "Как придти к власти?" - на примере послереволюционного периода)
66 - Марина
73 - Дачный
81 - Мой Иисус
85 - * * *
93 - Диалог Пушкина и Петербурга в 2002 году
109 - Четверостишья
119 - Посвящения
128 - Семейный
135 - Мне стало страшно жить при свете
142 - Утренний луч
147 - Спишу с натуры
169 - Но выход я нашла иной
179 - Космический дурдом
184 - ХХ1 век и Беслан
191 - Евангелие от Евы
257 - Зимние зарисовки
261 - В предчувствии "Снежной"
267 - В некотором царстве... В некотором государстве... или Снежная королева несколько лет спустя
- - - - - - -
БИОГРАФИЯ
Родилась 12 мая 1953 г.(ушла октября 2007)


Мама - Людмила Фёдоровна Васильева (род. 9 апреля). Умерла в апреле 1990г.
Папа - Налимов Анатолий Павлович (1.11.31 г.р.)
Муж - Клеймиц Григорий (1945-1998) музыкант, З.А.России. Головкин Виталий Владимирович (гражданский), артист театра Музкомедии, музыкант.
Сыновья: Анатолий и Илья. Старший художник, младший музыкант. Сейчас живут в Москве.*
Сейчас живут в Петербурге.
Близких родственников нет.


Ближайшие друзья: Бердников Сергей (Союз Литераторов, поэт),
Энгельгарт Борис (художник),
Головина Елена (художник),
Наталья Русу (композитор),
Александр Колупаев (музыкант),
Всеволод Москвин (пародист).
- - - - - - -
* Данные на 2007/2008 год.
- - - - - - - -
Творческое наследие:
Адреса:
Любимые места:
Интересы:
- - - - - -
Виталий Головкин:
Итак, Марина Клеймиц. Краткая творческая биография.
Марина закончила ленинградский филиал Московского полиграфического института как журналист. Работала редактором и корректором в различных НИИ и ведомствах. Закончив также курсы повышения квалификации экскурсоводов (приравненные ко второму высшему образованию), получила возможность непосредственной работы с наследием русской классической литературы. В Литературном институте РАН («Пушкинский дом») она собирает материалы для экскурсий. За время работы там ею подготовлены и проведены экскурсии по залам Лермонтова, Тургенева, Толстого…
При этом Марина постоянно пишет стихи, которые не стремится тут же издавать и показывать всем, но тем не менее, считает главным делом своей жизни. Далеко не все друзья знают об этом ее занятии, однако некоторые, кому посчастливилось, находят даже ранние ее на тот момент стихи прекрасными, воспринимают с благоговением и просят у Марины разрешения издать их в газетах. Так появились публикации в нескольких номерах еженедельника города Пушкина и в двух-трех ленинградских многотиражках. Реакцией на произведения явились восторженные отклики читателей.
Маститые авторы убеждают Марину заняться поэзией на профессиональном уровне – в одном из поэтических объединений, которые в то время носили название ЛИТО. Ее рекомендуют в ведущее на тот момент в городе ЛИТО Дома ученых Глеба Семенова, творчество участников которого высоко ценят передовые литераторы с обоих берегов океана: Уфлянд, Кушнер, Бродский… Мариниными коллегами и наставниками в поэзии становятся В. Мочалов, руководитель ЛИТО и ведущие поэты: С. Бердников, С. Скверский.
Литературная жизнь в то время пестрела интересными событиями, которые если и не обсуждались массово, то во всяком случае не проходили мимо прессы и общественности. Известными литераторами устраивались ежегодные литературные конференции молодых авторов, носившие характер конкурсов (отборочные этапы, несколько туров и проч.). На рубеже 80-90 гг Марина дважды становится обладателем гран-при этих конференций и в дальнейшем приглашается туда, уже в качестве члена жюри.
В то же самое время, в конце 80-х, поэзия Марины впервые получает музыкальное воплощение. Композитор Наталья Русу (в свое время ученица Евгения Доги) вместе с Мариной отбирает наиболее сильные произведения последних лет (хотя общее количество тетрадей со стихами уже идет на десятки) и пишет на них музыку. Первый опыт «музыкального звучания» стихов признан удачным как композитором, которая и по сей день исполняет эти песни, так и поэтом. Отныне Наталья – частый гость и участник Марининых выступлений, количество которых к тому времени выросло.
В новое десятилетие поэт входит с обширным багажом произведений, поэтическими вечерами и определенным количеством почитателей, которые еще со времени первых успехов Марины пристально следят за ее творчеством. Вместе с тем она не всегда занимается чистой литературой и только для себя. Так большинство даже близких друзей уверены, что Марина уже много лет не работает. И мало кто знает, что она во время инфаркта у мужа Гр. Клеймица (и последующего его восстановления) вновь занимается редакторской работой, пишет сценарии к роликам, детским диафильмам. Результатом этой работы стали интересные прозаические опыты, в основном в виде сказок, небольших рассказов…
В начале 90-х ЛИТО Дома ученых выпускает альманах лучших своих авторов «Дворцовая набережная»; в их числе и Марина. Для этого издания пишет свое приветственное послание Иосиф Бродский, которое факсимильным способом помещают на первую страницу сборника. Альманах получает положительные отзывы читателей.
Растет круг литературных друзей и коллег Марины. Молодой начинающий на тот момент поэт и драматург Н. Якимчук (впоследствии создатель альманаха «Петрополь» с одноименной премией, Царскосельской премии в области культуры, а в то время издатель запрещаемых ранее Бродского, Довлатова, а также новых перспективных авторов) наконец убеждает Марину в необходимости издания книги ее стихов. Якимчук выступил издателем и редактором сборника, а также написал предисловие. В 1992 году книга «Под знаком Луны» увидела свет. Туда вошли не просто лучшие стихи последних лет, а произведения, объединенные общим кругом тем, и круг этот имел четкую завершенность: начинался стихотворением «Глаз луны», а заканчивался большим циклом «Под знаком Луны». Циклы – подборки, связанные единой образно-тематической линией – наряду с отдельными стихами становятся неотъемлемой частью творчества Марины, ее своеобразной «визитной карточкой»; в дальнейшем таких циклов будет появляться все больше («Ева», «Жанна д’Арк», «Марина», «Иисус» и проч., а много позже они станут основой для главной книги стихов «Избранное»). Сборник «Под знаком Луны» тепло встречен как почитателями, так и коллегами Марины.
В 1993 выходит книга поэтических переводов Марины американского поэта, профессора психологии Томаса Грининга. Появление данного издания интересно. Грининг, до этого часто бывавший в Союзе, а затем России, был влюблен в нашу страну и русскую культуру и посвятил этому множество строк, которые зачастую можно назвать стихами лишь условно (почти всегда отсутствуют рифма, ритмика и прочие художественные элементы). Тем не менее он горит идеей издать свои творения на двух языках, вследствие чего с помощью своих русскоязычных заокеанских коллег выходит на ЛИТО Дома ученых, которое на тот момент продолжает активную деятельность, зарубежные контакты. Ему рекомендуют одного из лучших поэтов ЛИТО – Марину Клеймиц. Через своего российского коллегу В. Зеленского, Грининг обращается к Марине. Она с интересом погружается в эту новую для нее работу и, вооружившись подстрочниками, в достаточно короткий срок завершает ее. Так появилась книга «Т. Грининг. Жалоба Толстого. Поэтические переводы М. Клеймиц». Оформление выполнил начинающий тогда художник – старший сын Марины Анатолий Клеймиц. Грининг очень доволен, почти весь тираж ему доставляют в Америку, где он с удовольствием раздаривает его всем своим знакомым. Однако в какой-то момент, осведомившись у тех же русскоязычных коллег о качестве переводов, получает ответ, что оно зачастую превосходит оригиналы. Грининг, видимо, из творческой ревности замораживает тираж. Однако спустя время, вновь распространяет книгу и до сих пор продолжает выставлять издание на своих персональных сайтах. Позже он возобновит сотрудничество с Мариной.
Марину практически без обсуждения принимают в Союз литераторов России. Собственные выступления проходят регулярно; у нее есть свой администратор. В сборных концертах она выходит на одну сцену с передовыми поэтами современности: А. Дольским, А. Тальковским, Ю. Шевчуком и мн. др. Перед этим своеобразным творческим «клубом по интересам» снимает шляпу М. Боярский, с благоговением выступает А. Розенбаум, этому содружеству покровительствует первый мэр Петербурга А. Собчак. Марина удостаивается президентской стипендии (учрежденной несколько лет назад Б. Ельциным за вклад в различных областях культуры). Причем Марине присуждают награду два года подряд, чего до нее не удостаивался никто из поэтов.
Тем временем из-за накопившихся неурядиц в семье начинаются серьезные проблемы со здоровьем. Обостряется женская болезнь, и Марину кладут в больницу с подозрением на самый худший диагноз. В конце 1996 она переносит сложную операцию.
В дальнейшем количество выступлений резко сокращается, Марина теперь редко бывает перед публикой, зато продолжает напряженно работать. Давно уже зреет мысль о второй собственной книге, но постоянно появляющиеся новые циклы и стихи делают эту мысль преждевременной. Вместе с тем Марина начинает ежегодно публиковаться в только что созданном Союзом литераторов и в частности И. Ходаком альманахе «Петербургский литератор». С 97 по 2007 гг вышли 11 сборников, все с ее участием. Последний вышел на 9 день ее смерти, в нем также была Маринина подборка. Презентация сборника в тот раз была посвящена ее памяти; после этого альманах перестал существовать.
В 1998 во время выступления прямо на сцене умирает муж – известный музыкант, пианист Григорий Клеймиц. Уезжает в Москву и женится старший сын. Марина на какое-то время остается одна с младшим сыном Ильей и собакой. Тяжело переживая смерть мужа, через год она слегла с инсультом. Периодически отнимается левая половина, начинают отказывать ноги. Лишь неимоверным усилием воли она пытается вставать, иногда выходит из дома, изредка куда-нибудь выезжает. Но неизменным остается лишь одно – работа. Появилось множество новых стихов, закончены старые циклы, создаются и зреют новые. Такая отчаянная работоспособность продолжается вплоть до последних ее дней.
Выступления теперь очень редки, каждое требует неимоверных усилий. Но не смотря на это, только человек очень далекий от литературной жизни Петербурга того времени усомнился бы, что к 2000-м годам Марина являлась признанным лидером в поэзии, внесшим весомый вклад в петербургскую культуру (медали, награды и стипендии тому подтверждение), уважаемым своими коллегами и глубоко любимым своими почитателями. Последние по первому зову наполняли залы, будь то «Дом ученых» в 2001 г. «Бродячая собака» в 2002 или Союз литераторов в 2003 и 2004.
В 2002 году Л. Мочалов, долгие годы возглавлявший ЛИТО Дома ученых, издает небольшую книжку «Учитель и ученики». Марина – в числе трех любимых учеников мастера. Это издание словно протягивает мостик ко времени Марининой работы в ЛИТО, подытоживает ее деятельность там.
Продолжается напряженная борьба с недугом и прочими трудностями. Пока Марина еще может писать, она пишет, хотя в ее положении любой другой бы этого не делал. Она всегда воспринимала как свои не только многие горести близких, но и проблемы окружающей действительности. Так осенью 2004 Марина тяжело переживает трагедию Беслана… В результате последовал цикл «Беслан». И это только один пример.
К 2007 Мариной окончательно собрана большая книга «Избранное», куда вошли все основные циклы и стихи, а также произведение в прозе – пьеса «Снежная королева несколько лет спустя».
Марины не стало 9 окт. 2007. Книга «Избранное» издана младшим сыном Ильей Клеймицем вместе с В. Головкиным к ее следующему дню рождения, в мае 2008. При издании были использованы репродукции картин старшего сына Анатолия прошлых лет.
Марина похоронена на Шуваловском кладбище в Петербурге вместе со своей мамой и бабушкой.
- - - - -



Другие статьи в литературном дневнике: